СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных»

Тема. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных

Цель урока: познакомить с условиями выбора одной и двух Н в суффиксах прилагательных.

Тип урока: предъявление нового материала

Технологии: по концепции усвоения и преобладающему методу - развивающая, по подходу к ребенку - личностно ориентированная, технология сотрудничества.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса под редакцией М. Баранова; компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация, карточки для групповой работы; листы самооценки на каждого обучающегося для поэтапного отслеживания усвоения школьниками учебного материала



















































Ход урока

I.Организационный этап.

1. Психологический настрой.

Мысленно пожелаем удачи. Я верю, что у нас сегодня всё получится! Внимание мое растет. Память моя крепка, и голова моя мыслит ясно. Мы готовы работать.

2. Языковая разминка

Садитесь, ребята! Сегодняшний урок мы начнём с языковой разминки.

А языковая разминка будет на повторение знаний о прилагательном. Я буду читать текст, а вы слушаете и отвечаете устно. То есть я начинаю фразу, а вы её продолжаете.

- Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой, чей называется __( прилагательное ).

- Имена прилагательные изменяются по (родам, падежам и числам)

- Прилагательные согласуются ____ ( с существительными ).

- Правописание окончаний прилагательных следует проверять ____( по вопросу ).

- По значению прилагательные делятся на __ ( качественные, относительные, притяжательные ).

- Прилагательные имеют две формы ___( полную и краткую ).

- Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________( степени сравнения ).

- Самый распространённый способ образования прилагательных _

( суффиксальный ).

Вопрос учителя:

Какие суффиксы прилагательных вы знаете? (- еньк-, -оват-, -н-, -ист-, -чив-, -лив-, -онн-, -енн-, -ан-, -ян- )

3. Синтаксическая пятиминутка.

— Прочтите предложение (отрывок из стихотворения С.Есенина).

Слайд

Свет луны таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

— Какова основная мысль этого предложения? (Любовь к родине)

— Объясните лексическое значение слова “отчий”. (Родной)

Каждый из вас получил листок самооценки. На уроке вам предстоит выполнять задания и результаты заносить в листок самооценки. Чем больше баллов вы наберёте, тем выше будет ваша отметка за работу на уроке. Критерии оценивания вам известны, для тех, кто забыл, я продублировала на доске.



II. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока.



  1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

— Найдите в этом предложении прилагательные, образованные суффиксальным способом. От какой части речи они образовались? (таинственный – таинство, длинный – длина, журавлиный – журавль)

— Почему слова таинственный, длинный пишутся с двумя Н, а журавлиный – с одной?

  1. Мотивация.

— Не торопитесь с ответом, на него мы сможем ответить позже, откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату и вид работы, оставьте пустую строку для темы.

А сейчас обратите ваше внимание на следующий слайд

Запишите данные слова в тетрадь.

Слайд



Гусиный туманный

земляной революционный

песчаный клюквенный

III. Предъявление нового материала

1. Задания для анализа предложенного словарного ряда:

1. Выделите суффиксы прилагательных.

2. Какие значения имеют эти суффиксы?( -ин- образует прилагательные, обозначающие людей и животных (гусиный, дядин); -ан-, -ян-сделанный из того или иного материала или относящийся к чему-то( кожаный, глиняный, деревянный, земляной);-енн-, -онн-образуют прилагательные со значением признака или свойства (клюквенный, клятвенный, утренний, традиционный);

3. Какой суффикс всегда ударный? (-ин-, -онн-)

4. Сравните слова в столбиках.

-Что заметили? ( в 1ом-одна н, во 2-ом –две н)

Сформулируйте тему урока. Запишите её. Сегодня на уроке мы изучим правило правописания одной и двух н в суффиксах прилагательных.

Оцените свое участие в обсуждении, результаты занесите в листок самооценки

2.Целеполагание.

Сформулируем цели нашего урока.

Слайд

1. Познакомиться с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от имен существительных.

2. Научиться писать Н и НН в суффиксах прилагательных.

3. Построение проекта выхода из затруднения

У вас на столах лежат карточки с текстом. Прочтет Руслан. Слайд

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Пустынная местность казалась спокойной. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегала среди кустов с неяркими оранжевыми цветами. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Торжественную тишину нарушало только пение маленьких птичек да пчелиный гул.
- Определите основную мысль текста. О чем он? (О прогулке у моря).

- Озаглавьте его. («Прогулка у моря»).

- Ребята, давайте определим стиль этого текста. (Художественный).



- Дома вы должны были повторить все изученные орфограммы по теме «Имя прилагательное». Скажите, какие виды изученных орфограмм встретились в этом тексте? (правописание суффиксов –ев-, -ов-; не с прилагательными; а также можем определить разряд имен прилагательных.)
- есть ли в тексте слова на изучаемую сегодня орфограмму?

4. Наблюдение
Один человек идет к доске и выписывает все прилагательные с изучаемой орфограммой, составляя словообразовательную цепочку:

Песчаному ← песок

Пустынная ← пустыня

Ветреный ← ветер

Серебряными ← серебро

Водяные ← вода

Торжественную ← торжество

Пчелиный ← пчела

- Что общего у этих прилагательных? (Они все образованы от существительных).

- Каким способом? (Суффиксальным).

- При помощи каких суффиксов образованы данные прилагательные? (-ан-, -ян-, -ин-, -енн-, -н-).

- Попробуем сформулировать правило. Сколько букв н пишется в суффиксе –ан-, -ян-, -ин-? (Одна)

- В каком еще суффиксе пишется одна буква н? (В суффиксе –н-).

- Почему же количество букв н в слове пустынное удваивается? (Образовано от существительного с основой на н).

- Ребята, скажите, при помощи каких еще суффиксов образованы данные прилагательные? (-ен, -енн-).

- Сколько н будем писать в суффиксе –енн-, одну или две? Можем определенно ответить на этот вопрос? (Нет). Почему? (Потому что данные суффиксы могут быть и с одной, и с двумя н).

- Что же нужно сделать, чтобы узнать точно, сколько н будем писать в суффиксе –енн-, -ен-? (Обратиться к правилу). Слайд оцените себя



5. Работа с учебником

- Давайте обратимся к учебнику. Возьмите карандаш, внимательно прочтите правило и сделайте необходимые пометки только не в учебнике, а в раздаточном материале, в котором продублировано правило:


слайд

V – уже известная информация

+ - новая информация, не вызывающая дополнительных вопросов

? - новая информация, вызывающая дополнительные вопросы, затруднения.
- Что нового о написании одной и двух н в суффиксах прилагательных вы узнали, самостоятельно изучив правило? (Что в –енн- пишется две н, слово ветреный – исключение. Еще две н пишется в суффиксе –онн-, например: экскурсионный, авиационный. Есть еще слова- исключения: стеклянный, оловянный, деревянный).

- Что еще узнали? Сколько букв н пишется в кратких прилагательных? (Столько же, сколько и в полных).

- Приведите примеры (Туманная – туманна, интересная – интересна).

- Вложите рабочие листы в тетрадь-помощницу.

- Возникли затруднения при изучении данного правила? (Да).

- Теперь я предлагаю вам упростить правило, составив схему, по которой легче будет запомнить, в каких случаях в суффиксах прилагательных пишется одна и две н. Откройте тетради-помощницы

Н и НН в суффиксах прилагательных


Определи, от какой части речи образовано слово

От существительного

Да

О предели, какой суффикс прибавлен к основе?

- онн, -енн, -н -ан, -ян, -ин

Д аДа

Пиши - НН Пиши – Н

Исключения: ветреный, Исключения: стеклянный,

но (безветренный) оловянный, деревянный




- Еще раз перечислим, пользуясь схемой, когда в суффиксах прилагательных пишется одна Н-, а когда две? Кто попробует повторить правило? Хорошо.
Слайд

Ребята, вспомните, какой вопрос я задавала ранее? — Почему слова таинственный, длинный пишутся с двумя Н, а журавлиный – с одной?

- Кто сможет ответить на вопрос?

(в слове таинственный мы напишем две буквы -н, т. к. в суффиксе –енн- пишется две буквы н; в слове длинный-две -н, т.к. образовано от существительного с основой на -н; в слове журавлиный- одна буква н, т.к. суффикс-ин)


Ребята, правописание следующих слов нужно запомнить:

зелёный, синий, багряный, пряный, свиной, юный, бараний, фазаний, румяный, тюлений, павлиний.

Как вы думаете, почему?

(В них буква н входит в состав корня, поэтому в словах пишется одна н.)

Запишите данные слова (Учащиеся записывают эти слова в тетрадь.)

- Поработаем с упражнениями, чтобы научиться применять данное правило.


Закрепление изученного материала:

У вас на партах лежат карточки. Возьмите карточку под номером 1.
1. Объяснительный диктант: (устно, по цепочке).

Журавли..ое крыло, весе..яя капель, це..ая вещь, лимо..ые конфеты, карава..ый путь, открове..ый разговор, таинстве..ый шорох, сови..ый крик, серебря..ое кольцо, деревя..ый домик, кури..ый бульон, были..ый герой, экскурсио..ый автобус, пропасть бездо..а.

Журавлиное крыло, весенняя капель, ценная вещь, лимонные конфеты, караванный путь, откровенный разговор, таинственный шорох, совиный крик, серебряное кольцо, деревянный домик, куриный бульон, былинный герой, экскурсионный автобус, пропасть бездонна.

Оцените свою работу.



Динамическая пауза

- Встаньте. Посмотрите прямо, вверх, влево, вправо, вниз.

Повернитесь лицом друг к другу и улыбнитесь.

- Сейчас я буду называть пословицы, в которых есть прилагательные с Н или НН.

Если вы согласны с моим утверждением, то хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.

  1. В пословице “Острый язык – дарование, а длинный – наказание” имеется прилагательное с НН – длинный.

2. В пословице “Старинная пословица не на ветер молвится” есть прилагательное с Н.

3. В пословице “Дома и глиняная чаша мила” имеется прилагательное с НН.

Ребята, сейчас я предлагаю поработать в парах. Возьмите карточку под номером 2.

Парная работа

1. – Попарно обсудите и вставьте на месте пропусков буквы н или нн, пользуясь опорной таблицей.

  1. исти…ый

  2. маши…ый

  3. производстве…ый

  4. стекля…ый

  5. безветре…ый

  6. пусты…ый

  7. станцио…ый

  8. глиня…ый

  9. лу…ый

  10. бараба…ый

  11. овсяный

Проверьте качество вашей совместной работы, оцените себя.

Слайд

- Ребята, в ваших листах самооценки есть бланк для «цветного диктанта». Слушайте внимательно те слова, которые я буду диктовать, если в слове пишется н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если нн– красным.

  1. Ледяная скульптура

  2. Былинный богатырь

  3. Деревянный стол

  4. Ржаной хлеб

  5. Румяное яблоко

  6. Авиационный полет

  7. Клюквенный сок

  8. Кожаная куртка

  1. – Проверьте и оцените себя.

ИТОГ

- От каких частей речи образуются имена прилагательные? Приведите примеры (От существительных).

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Правило написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных)

- Когда в именах прилагательных пишется одна буква Н? (Если они образованы от существительных с помощью суффиксов  -ИН-, -АН-, -ЯН- и в слове-исключении ВЕТРЕНЫЙ)

- Когда в именах прилагательных пишется две буквы Н? (Если они образованы от существительных с основой на –Н, а также с помощью суффиксов  -ОНН-, -ЕНН- и  в словах-исключениях ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ)



Подведение итогов занятия Слайд

- Ребята, с помощью сигнальных карточек оцените, как вам работалось на уроке, был ли урок полезным, интересным для вас. («Зеленый цвет» означает «мне было комфортно работать», «я понял изучаемый материал полностью», «синий цвет» - «мне что-то мешало, я отвлекался», «при изучении темы возникли трудности, остались непонятные моменты», «красный цвет» - «я устал, было неинтересно», «я почти не понял изучаемую тему»).
Подсчитайте количество баллов за урок.

Оценка учителя.



Домашнее задание по выбору:

  • составить словарный диктант для одноклассников из 10-12 слов с орфограммой на изученное правило;

  • найти в учебнике литературы и выписать 5-6 предложений с прилагательными на изученную орфограмму;

  • выполнить упражнение 321





































  1. Резерв.

Выполнение тестовых заданий с взаимопроверкой и коррекцией (ответы на доске)

Критерии: 20-18 слов –«5»

16-17 слов – «4»

10-15 слов – « 3»

Меньше 10 слов – «2»



1. кури…ый

6. ути…ый

11.глиня..ый

16. дивизио..ый

2. деревя…ый

7. серебря…ый

12.лимо..ый

17. соломе..ый

3. чугу…ый

8. лебеди…ый

13. ю…ый

18.карма..ый

4. песча…ый

9. ветре…ый( день)

14. тума..ый

19. миллио..ый

5. голуби…ый

10. мыши…ый

15. шерстя…ой

20.оловя…ый





Я рада, что вы уходите с этого урока с радостным настроением. Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.

























Лист самооценки

Фамилия, имя ______________________________________________

Дата _______________________________________________________

Проблемный вопрос - Почему слова таинственный, длинный пишутся с двумя Н, а журавлиный – с одной?

Результат:_______


1.Участие в обсуждении

Результат:_______



2.Работа с текстом

Результат:_______



3.Объяснительный диктант:



Результат:_______

4.Парная работа

Результат:_______

5.«Цветной диктант»

1

2

4

3

5

6

8

7




Результат:_______

Итоговый балл ____________________________________




Рефлексия



Успехов! Спасибо за сотрудничество!



Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Пустынная местность казалась спокойной. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегала среди кустов с неяркими оранжевыми цветами. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Торжественную тишину нарушало только пение маленьких птичек да пчелиный гул.

------------------------------------------------------------------------------------

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Пустынная местность казалась спокойной. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегала среди кустов с неяркими оранжевыми цветами. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Торжественную тишину нарушало только пение маленьких птичек да пчелиный гул.

------------------------------------------------------------------------------------

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Пустынная местность казалась спокойной. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегала среди кустов с неяркими оранжевыми цветами. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Торжественную тишину нарушало только пение маленьких птичек да пчелиный гул.

------------------------------------------------------------------------------------

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Пустынная местность казалась спокойной. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегала среди кустов с неяркими оранжевыми цветами. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Торжественную тишину нарушало только пение маленьких птичек да пчелиный гул.

------------------------------------------------------------------------------------

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Пустынная местность казалась спокойной. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегала среди кустов с неяркими оранжевыми цветами. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Торжественную тишину нарушало только пение маленьких птичек да пчелиный гул.



1.
Объяснительный диктант: (устно, по цепочке).

Журавли..ое крыло, весе..яя капель, це..ая вещь, лимо..ые конфеты, карава..ый путь, открове..ый разговор, таинстве..ый шорох, сови..ый крик, серебря..ое кольцо, деревя..ый домик, кури..ый бульон, были..ый герой, экскурсио..ый автобус, пропасть бездо..а.

------------------------------------------------------------------------------------------------

1.
Объяснительный диктант: (устно, по цепочке).

Журавли..ое крыло, весе..яя капель, це..ая вещь, лимо..ые конфеты, карава..ый путь, открове..ый разговор, таинстве..ый шорох, сови..ый крик, серебря..ое кольцо, деревя..ый домик, кури..ый бульон, были..ый герой, экскурсио..ый автобус, пропасть бездо..а.

------------------------------------------------------------------------------------------------

1.
Объяснительный диктант: (устно, по цепочке).

Журавли..ое крыло, весе..яя капель, це..ая вещь, лимо..ые конфеты, карава..ый путь, открове..ый разговор, таинстве..ый шорох, сови..ый крик, серебря..ое кольцо, деревя..ый домик, кури..ый бульон, были..ый герой, экскурсио..ый автобус, пропасть бездо..а.

------------------------------------------------------------------------------------------------

1.
Объяснительный диктант: (устно, по цепочке).

Журавли..ое крыло, весе..яя капель, це..ая вещь, лимо..ые конфеты, карава..ый путь, открове..ый разговор, таинстве..ый шорох, сови..ый крик, серебря..ое кольцо, деревя..ый домик, кури..ый бульон, были..ый герой, экскурсио..ый автобус, пропасть бездо..а.

------------------------------------------------------------------------------------------------

1.
Объяснительный диктант: (устно, по цепочке).

Журавли..ое крыло, весе..яя капель, це..ая вещь, лимо..ые конфеты, карава..ый путь, открове..ый разговор, таинстве..ый шорох, сови..ый крик, серебря..ое кольцо, деревя..ый домик, кури..ый бульон, были..ый герой, экскурсио..ый автобус, пропасть бездо..а.



  1. Парная работа

– Попарно обсудите и вставьте на месте пропусков буквы н или нн, пользуясь опорной таблицей.

1. исти…ый

2. маши…ый

3. производстве…ый

4. стекля…ый

5. безветре…ый

6. пусты…ый

7. станцио…ый

8. глиня…ый

9. лу…ый

10. бараба…ый

11. овся..ый

Проверьте качество вашей совместной работы, оцените себя.



2.Парная работа

– Попарно обсудите и вставьте на месте пропусков буквы н или нн, пользуясь опорной таблицей.

1. исти…ый

2. маши…ый

3. производстве…ый

4. стекля…ый

5. безветре…ый

6. пусты…ый

7. станцио…ый

8. глиня…ый

9. лу…ый

10. бараба…ый

11. овся..ый

Проверьте качество вашей совместной работы, оцените себя.



2. Парная работа

– Попарно обсудите и вставьте на месте пропусков буквы н или нн, пользуясь опорной таблицей.

1. исти…ый

2. маши…ый

3. производстве…ый

4. стекля…ый

5. безветре…ый

6. пусты…ый

7. станцио…ый

8. глиня…ый

9. лу…ый

10. бараба…ый

11. овся..ый

Проверьте качество вашей совместной работы, оцените себя.



2.Парная работа

– Попарно обсудите и вставьте на месте пропусков буквы н или нн, пользуясь опорной таблицей.

1. исти…ый

2. маши…ый

3. производстве…ый

4. стекля…ый

5. безветре…ый

6. пусты…ый

7. станцио…ый

8. глиня…ый

9. лу…ый

10. бараба…ый

11. овся..ый

Проверьте качество вашей совместной работы, оцените себя.



Две буквы н пишутся: 1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на ; 2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -они-, -енн-.  Исключение: ветреный.

Каменный (камень). Безветренный. Ветреный (искл.).

Одна буква н пишется: 1) в суффиксе -ин-; 2) в суффиксе -ан- (-ян-) прилагательных, образованных от существительныхИсключения: оловянный, деревянный, стеклянный.

Лебединый. Песчаный. Оловянный (искл.).

В кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных.

Даль туманна.

---------------------------------------------------------------------------------------------

Две буквы н пишутся: 1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на ; 2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -они-, -енн-.  Исключение: ветреный.

Каменный (камень). Безветренный. Ветреный (искл.).

Одна буква н пишется: 1) в суффиксе -ин-; 2) в суффиксе -ан- (-ян-) прилагательных, образованных от существительныхИсключения: оловянный, деревянный, стеклянный.

Лебединый. Песчаный. Оловянный (искл.).

В кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных.

Даль туманна.

---------------------------------------------------------------------------------------------

Две буквы н пишутся: 1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на ; 2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -они-, -енн-.  Исключение: ветреный.

Каменный (камень). Безветренный. Ветреный (искл.).

Одна буква н пишется: 1) в суффиксе -ин-; 2) в суффиксе -ан- (-ян-) прилагательных, образованных от существительныхИсключения: оловянный, деревянный, стеклянный.

Лебединый. Песчаный. Оловянный (искл.).

В кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных.

Даль туманна.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!