СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание -н-, -нн- в суффиксах прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание -н-, -нн- в суффиксах прилагательных»

Урок в 6 классе. Правописание -н-, -нн- в суффиксах прилагательных

Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».

Цели урока:

знакомство с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от имен существительных;

развивать орфографическую зоркость, формирование умения выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных;

воспитывать любовь и уважение к русскому языку

Ожидаемые результаты

Личностные:

ученик осознаёт необходимость проведённой на уроке работы для дальнейшего обучения.

Метапредметные:

Познавательные:

ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание;

ученик может построить логическую цепь рассуждений;

ученик может выдвигать гипотезы и их обоснование;

Коммуникативные:

ученик может планировать свою деятельность;

ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

ученик может осуществлять целеполагание; может осуществлять коррекцию действий.

Предметные

ученик применяет знания правильного написания Н и НН в суффиксах отымённых прилагательных;

ученик правильно производит морфемный анализ слов.

Задачи урока:

познакомить учащихся с правописанием -н-, -нн- в суффиксах прилагательных.

научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н.

рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

Ход урока

Организационный момент. Приветствие.

Подготовительный этап

Мотивация

Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?

Как вы думаете, легко ли сделать открытие?

Кто может сделать открытие? Какие люди? ( смелые, умные, трудолюбивые)

А вы делали для себя когда-нибудь открытие?

Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. У вас на столах лежат маршрутные листы, которые вы будете заполнять во время урока. Запишите дату.

Актуализация изученного.

Повторение изученного материала: фронтальный опрос, выполнение заданий

Ребята, скажите, пожалуйста, как называется раздел науки в русском языке, который изучает части речи (Морфология)

Какую часть речи мы изучаем? Что мы знаем об этой части речи?

А)«Подскажи словечко» 

Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой, какая, чей называется __( прилагательное ).

Прилагательные согласуются ____ ( с существительными ).

Правописание окончаний прилагательных следует проверять ____( по вопросу ).

По значению прилагательные делятся на __ ( качественные, относительные, притяжательные ).

Прилагательные имеют две формы ___( полную и краткую ).

Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________( степени сравнения ).

Самый распространённый способ образования прилагательных _ ( суффиксальный ).

по 2 примера прилагательных разных разрядов ( по рядам)

( качественные – хмурый, таинственный; относительные – ледяные, стеклянные; притяжательные – гусиные, утиные)

Б)Работа с текстом

Хорош3 русский зимний лес зимою4. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах. Лежат под деревьями глубокие и чистые сугробы. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых деревьев. Сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой3 лёгкой пылью…

Спят высокие сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых сугробах.

(Соколов- Микитов)

Тема и идея текста (Описание зимнего леса. Автор восхищается красотой природы зимой)

Докажите, что перед вами текст (тема, идея, стиль, автор, абзацы, план, можно озаглавить, предложения связаны по смыслу и стоят в определенной последовательности )

Определите стиль текста (художественный)

Определите тип речи (описание)

Назовите отличительную черту текста-описания (наличие в тексте прилагательных)

Какова роль прилагательных в тексте (делают речь образной, выразительной)

Прилагательные каких разрядов вам встретились в тексте (качественные, относительные). Перечислите их (качественные – хорош, тихий, глубокие, чистые, молодых, белая, высокими, синеватые, стройных; относительные – русский, зимний, ) В какой форме употреблены имена прилагательные в тексте (полной и краткой – хорош)


Правило

-НН- в суффиксах прилагательных пишется:

1. на стыке образующей основы на –Н- и суффикса –Н-;

2. в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН- и –ЕНН-. Исключения: ветреный, свиной, юный.

-Н- пишется в прилагательных:

1. с суффиксами –АН-,-ЯН-;

2. с суффиксом –ИН-. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.


 

Обучающиеся сравнивают собственные выводы с теоретическими материалами, обращаются к учебнику, составляют опорный конспект в тетрадях, затем проверяют себя по образцу:

Алгоритм (слайд 8)

Н и НН в суффиксах прилагательных


 

 Определи, от какой части речи образовано слово

 От существительного

 Да

Определи, какой суффикс прибавлен к основе?

 -онн, -енн, -н -ан, -ян, -ин

 Да Да

Пиши - НН Пиши – Н

Исключения: ветреный, Исключения: стеклянный,

но (безветренный) оловянный, деревянный

(слайд 9,10 слова-исключения)

Оценочно –рефлексивный этап. Применение новых знаний в практической учебной деятельности.

3. Станция « Практик ». (слайд 11)

Слово учителя:

Здесь вы можете проверить свои умения применять правило на письме. Вам предлагается выбрать задание первого или второго уровня и выполнить его в тетради. Время выполнения заданий - 3 минуты.

Задания 1 уровня

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы


 

а). утре..ий, мыши..ый, кури..ый, бесчувств..ый

б). кожа..ый, пламе..ый, оловя..ый, каме..ый

в). жестя..ой, це..ый, дли..ый, дли..ый


 

Задания 2 уровня

Вставьте пропущенные буквы, распределите слова на два столбика: 1) – н- ; 2) – нн-

Революцио…ый, орли…ый, восторже…ый, овся…ый, шерстя…ой, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, звери…ый, торфя…ой, экскурсио…ый, письме…ый, стекля…ый, авиацио…ый, песча…ый, костя…ной, обыкнове…ый.

Задания 3 уровня

Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор –Н- и –НН-


 

а).береста, чугун, глина, клюква;

б). лимон, кость, кухня, телефон;

в).журавль, петух, дерево, серебро.

Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание

Чугу…ая решётка, ветре…ый день, багря…ые закаты, гуси…ые лапки, маши…ое отделение, болезне…ое чувство, дикови…ое происшествие, стари…ые часы, ю…ое лицо, ледя…ая гора, холсти…ый мешок, петуши…ые бои, жестя…ая коробочка, жизне…ая драма, величестве...ая колонна, лебеди…ая песня


 

V. Подведение итогов урока.

1Прочитайте цели урока.

2. Как вы считаете, цели урока достигнуты?

Рефлексия (слайд 15)

Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

а) я всё понял, могу этот материал объяснить другому;

б) я сам всё понял, но объяснить другому не возьмусь;

в) для полного понимания мне нужно еще все повторить;

г) я ничего не понял

Домашнее задание:составить таблицу с опорным материалом по изученной теме; выписать имена прилагательные из художественных текстов и распределить по столбикам Н и НН.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!