СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Правописание наречий. Буквы о-а на конце наречий"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Правописание наречий".  Конспект

Просмотр содержимого документа
«"Правописание наречий. Буквы о-а на конце наречий"»

Урок по теме "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"



Цели:

-познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы;

-формировать навык правильного написания наречий;

-способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность;

-способствовать формированию познавательного интереса учащихся.



Ход урока


. I. Оргмомент

II. Повторение изученного

Тема нашего сегодняшнего урока "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий". Но прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомним темы прошлых уроков.

Четырём ученикам я раздам карточки для индивидуальной работы, и пока мы будем вспоминать правила, они выполнят задания на оценку.

- Ребята, скажите, в каких случаях на конце наречий после шипящих пишется суффикс -О, а когда -Е? Приведите примеры.

- Когда мы пишем Н, а когда НН в наречиях? Например?

-Краткие причастия легко спутать с наречиями. Так как же их отличить?

-Выполним упражнение: Карточка №4

Хорошо осенью, горячо припекает солнышко, мы сидели неподвижно, изображение было увеличено, певуче журчал ручеек, яркие краски мгновенно гасли, вечер прошел весело и организованно, всё кругом было зелено и пахуче, его постоянно занимала одна мысль, на улице свежо, котёнок внезапно прыгнул, медленно прошел день.

III. Изучение нового материала


Внимание на доску:

снова заживо

слева влево

докрасна набело

издалека наглухо

- Что общего у этих слов? и чем отличаются слова данных столбиков?

- Выделите их суффиксы.

- Среди этих наречий есть однокоренные, которые имеют схожее лексическое значение, но гласные в суффиксах на конце слов у них разные. Почему?


Над какой темой будем работать?

Учащиеся (формулируют тему урока): Буквы А-О на конце наречий.

Учитель: Запишите тему урока. (Побуждение к выдвижению гипотез): Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании а-о в суффиксах наречий?


Учащиеся: Слова с приставками в-, на-, за- пишутся с -о на конце, а слова с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце слова.

Сравниваем с правилом в учебнике


А теперь обратите внимание на эти слова на доске: изнеженно, дословно, связно. Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия).


Это наречия с приставками из-, до-, с-, у которых в суффиксе пишется буква -о.

-Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).

-Почему у наречий с этими приставками на конце пишется буква -о?

Эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных, которые уже имели приставки: изнеженный, дословный, связный.










Построим алгоритм рассуждения.


1. Смотрю, есть ли в наречии приставки из-, до-, с-.

↙ ↘

Да Нет


Смотрю, как образовано пишу О

↙ ↘


Прист.-суф. способом Суф. способ

пишу А пишу О



В, На , За= О ИЗ, ДО, С= А

-Выполним упражнение у доски (карточка № 5 для ученика)

Вправо, издавна, дополна, донага, безнадёжно, набело, сначала, дотемна, изредка, нередко,

справа, насухо, досуха, досыта, искоса.


-Работа с сигнальными карточками

На партах лежат сигнальные карточки. Я говорю наречие, а вы поднимаете красный кружок, если на конце этого наречия А, и желтый, если О:


Снова, заново, дословно, задолго, дочиста, влево, дочерна, изысканно, засветло, набело, сгоряча, наглухо, сначала, издалека, направо, изредка, назло.


-упражнение 276

- упражнение по карточке №6

1. Ночь была темная. Изредка поодиночке падали капли дождя. (Тр.) 2. Из окна направо была видна через ворота часть грязной, черной улицы. (Купр.) 3. За ними (горами) хребет понижается, а потом снова возносится к небу скалистыми массивами. (Усп.) 4. Но вот накатанная дорога пошла вправо, а мне нужно сворачивать влево, на нашу вьючную тропу. (Усп.) 5. Девочки допоздна возились в школе, доканчивали костюмы, репетировали. (Карп.) 6. Издалека донесся тоскливый крик болотной цапли. (Чак.) 7. Я сел на камни и стал смотреть в море. Вдруг слева от меня раздались какие?то крики. (Арс.) 8. Справа от залива тянулись высокие горы. 9. Русские издавна славятся своим гостеприимством. 10. Мы вернулись с прогулки домой еще засветло. 11. Ученики всегда повторяли ранее изученное задолго до экзаменов. (103 слова.) 12. Сначала по берегу узкой речушки были рассыпаны обыкновенные деревянные домики.


- Домашнее задание

Упр. 277