СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание наречий .Буквы о а в конце наречий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание наречий .Буквы о а в конце наречий

Просмотр содержимого документа
«Правописание наречий .Буквы о а в конце наречий»

Предмет: русский язык.

Класс: 7.

Тема урока: «Буквы А и О на конце наречий».

Цель урока: 

1. Предметные:

-познакомить уч-ся с орфограммой "о и а на конце наречий с приставками";

-формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы;

- развивать орфографическую зоркость;

развивать познавательные интересы, словарный запас уч-ся, мышление;

-воспитывать культуру речи

2. Межпредметные

- формировать умение находить нужную информацию;

-учить анализировать , сравнивать, обобщать на основе фактов;

- учить представлять информацию в сжатом виде.

3. Личностные:

- умение работать в парах ( строить отношения с людьми);

-воспитывать уважение к русскому языку

Тип урока: сообщение нового материала.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая

Средства обучения: 

Оборудование:проектор.

Используемые материалы:

  • раздаточный материал (карточки с заданиями);

  • слайдовая презентация.


Ход учебного занятия

I.Орг.момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня вы – мои ученики. Разрешите представиться – зовут меня Людмила Тимерзяновна……. . Самое удивительное явление в мире – человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте своё хорошее настроение. Недаром говорят, что хорошее настроение – спутник успеха. Значит, любое дело вам будет по плечу.

Слайд №1 солнышко


II. Актуализация знаний

1.Лексическая разминка. Устная работа с фразеологизмами.

Ребята, посмотрите на слайд презентации. Вам нужно

определить значение фразеологизмов, заменив их близкими по значению словами.

СЛАЙД 2.


-Давайте проверим ваши ответы

-ЛИСТ самооценки .оцените вашу работу


-Посмотрите на слова второй группы.

Слова какой части речи мы использовали для замены? (наречия)

-Случайно это? (нет, мы сейчас изучаем эту часть речи)


2.-А что вы знаете о наречии?Чтобы ответить на этот вопрос, проведем

блиц-опрос, ваша задача – быстро отвечать на вопросы

СЛАЙД 3

1.Наречие отвечает на вопросы….

2.Наречие обозначает…..

3.Морфологические признаки наречий…….

4.Синтаксическая роль в предложении…….


Давайте проверим наши ответы, правильно ли ответили на вопросы

СЛАЙД 4

1.Наречие отвечает на вопросы…( где, когда, куда, откуда, почему, зачем и

как?)

2.Наречие обозначает (признак действия или другого признака)

3.Морфологические признаки наречий (не изменяется)

4.Синтаксическая роль в предложении( обстоятельство)


-Оцените , пожалуйста , вашу работу.


III. Определение темы урока выявления места и причины затруднения 

– Посмотрите на следующий слайд. Прочитайте . Это слова какой части речи?

СЛАЙД 5

Издавна извечно

Досуха досрочно


– Сравните слова в парах. Что общего в них? (Приставки) Выделите приставки.(ученик к доске)

– Выделите суффиксы в наречиях. (ученик к доске)

-Одинаковые? ( нет)


– Можете ли вы объяснить, почему А, почему О?

Перед нами возникла проблема,

Сформулируйте тему урока. (Почему в сходных по структуре наречиях пишутся

разные буквы, суффиксы?).

Определите цель урока. (Когда пишется суффикс А ? суффикс О ?)

-Оцените вашу работу

IV. Открытие новых знаний.

(Работа в парах).

- Ребята, обратите внимание на экран

IЭТАП

(слайд 6)

Слева, добела, затемно, изредка, начисто, вправо

вы видите следующие слова: слева, добела, затемно, изредка, начисто, вправо.-

Подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти наречия? Запишите их в 2 столбика.

Проверка- обменяйтесь тетрадями,

проверка через слайд

СЛАЙД7

Затемно

Начисто

вправо



Слева

добела

изредка


---Каким способом образованы эти наречия? (ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫМ)(ЕСЛИ НЕ СМОГУТ ОБЪЯСНИТЬ , ЗАДАЕМ ВОПРОС: ОТ КАКОГО СЛОВА ОБРАЗОВАНО СЛОВО СЛЕВА. ОБРАЗОВАНО ОТПРИЛАГАТЕЛЬНОГО ЛЕВЫЙ ПРИ ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВКИ С И СУФФИКСА А

---Попробуйте сформулировать правило, почему в одном случае пишется на конце наречий –о, а в другом случае –а?


(Предположения ребят – это зависит от приставок .:(в тетрадях выделяют приставку и суффикс)

-Попробуйте записать это правило в виде схемы

Получилась такая запись






Вывод:Каким способом образованы эти слова?(приставочно-суфф.)

Если наречие образовано приставочно –суффиксальным способом, то на помощь нам приходит слово окно

Слайд 8

II ЭТАП

СЛАЙД 9

----Посмотрите на доску, перед вами 3 наречия, в которых есть уже знакомые нам приставки: ИЗНАЧАЛЬНО, СКРЫТНО, ДОВЕРЧИВО

но эти слова пишутся с суффиксом О. Почему?
          Как образованы эти наречия?(суффиксальным способом от прилагательных, которые в свою очередь уже имели приставки: ИЗНАЧАЛЬНО-
       ИЗНАЧАЛЬНЫЙ; СКРЫТНО- СКРЫТНЫЙ; ДОВЕРЧИВО- ДОВЕРЧИВЫЙ).



Слайд 10

-Дополните вашу схему(дополняют начатую схему_)


Вывод:



Вывод:

-Итак, ребята, когда же в наречиях пишется суффикс –о, а когда –о? (Ответы ребят)

Молодцы, хорошо поработали, а теперь отдохнем:

Физминутка:

(Учитель: Я буду называть словосочетания с наречиями, если в наречии пишется суффикс – а – вы делаете хлопок над головой, если нужно писать суффикс – о – вы приседаете. Итак, начнем.)

1. Словосочетания: Повернуть вправ…, показаться справ…, посмотреть направ…, вытереть досух…, накормит досыт…, встречать изредк…, закрыть накрепк…, посмотреть влев…, вернуться засветл…, упасть замертв .



V. Закрепление нового материала.

1) Ребята, следующее задание вы сделаете, работая в группах. (Класс разбит на группы по …человека

-Ребята. Следующее задание мы с вами будем выполнять в ноутбуках .Откроем страницу и прочитаем задание.

Слайд11


-Обьясните, что нам надо сделать.

-Выполнять мы будем в группах. 1 группа находит наречия с суффиксом О , вторая группа-С суффиксом А.Приступаем к работе



2)Давайте проверим ваши работы.

VI.Домашнее задание: составить словарный диктант для одноклассников на правописание наречий с суффиксами а о

6. Подведение итогов урока. Рефлексия. «Давайте подведём итог сегодняшнего урока.

- В заключении урока я хочу, чтобы мы еще раз вспомнили над какой темой мы сегодня работали. Зачем мы изучаем эту тему? Что вам удалось на уроке? Почему вы довольны своей работой? Закончите предложения:

-Я узнал…

- Я вспомнил…

- Мне надо повторить…

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!