СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание не и ни

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание не и ни»

Урок Дата проведения: 15.09.21 11-А класс.

Тема урока: «Правописание не и ни»

Цели:

  • систематизировать материал по теме «Не с разными частями речи», изученный в 5-9 классах, дополнить объём материала, установленного школьной программой;

  • сформировать прочный и осознанный навык правописания НЕ с разными частями речи;

  • продолжать подготовку учащихся к ЕГЭ, отрабатывать навык выполнения тестовых заданий;

  • способствовать воспитанию познавательного интереса к изучению языковых явлений.

Планируемые результаты:

Предметные: углубить знания о правописании частицы не с разными частями речи;

метапредметные

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритма задания.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и к самокоррекции.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности.

Тип урока: урок систематизации, обобщения и закрепления знаний

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выполнение задания №14 ЕГЭ с 25 по 36 варианты (по парам с взаимопроверкой)

2. Учащийся отображает алгоритм на доске.

3. Распределительный диктант.

н

нн

прочитанный

серебряный

обмолоченный

глиняный

завершённый

кожаный

маринованный

шерстяной

адресованный

пчелиный

эмалированный

орлиный

естественный

соколиный

торжественный

мышиный

государственный

гусиный

традиционный

гашёная известь

экзаменационный

крашеный пол

машинный

кошеный луг

старинный

Ветреный

картинный

кованый

гашённая водой

названый брат

деланный

гранёный камень

желанный

кипячёное молоко

скошенный

вязаный

деревянный

масляный

свойственна

заключена

3. Показать на таблице по какому правилу пишется то или иное слово (учащиеся задают слова)

4. Разобрать по составу слова, назвать способ образования: картинный, адресованный.

5. Вывод.

III. Постановка темы и целеполагание урока.

IV. Мотивация учебной деятельности.

Слова Дмитрия Лихачёва.

(Не)упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется (не)интересно. На земле нет (не)интересных мест: есть только (не)интересующиеся люди, люди, (не)умеющие находить интересное, внутренне скучные. Надо уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба… (Д. Лихачёв)

Задание:
Как вы понимаете смысл данного высказывания? Спишите, раскрывая скобки, объясните орфограммы, расскажите правила орфографии, которыми вы руководствовались. Устно охарактеризовать последнее предложение. Сформулируйте тему урока.

IV. Систематизация материала по теме урока

1. Работа с таблицей (учащиеся параллельно строят алгоритм)


Слитно

Раздельно

С существительными, прилагательными, наречиями

  • если без НЕ не употребляется

  • если можно подобрать синоним без НЕ

  • если есть или подразумевается противопоставление с союзом а

  • если есть частицы вовсе не, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, ещё не, пока не


Отрицательные и неопределённые местоимения и наречия

Если нет предлога (некем)

Если есть предлог (не с кем)

Глаголы и деепричастия

Слитно раздельно

Если без НЕ не употребляется

Всегда

Отглагольные прилагательные и причастия

  • полные формы

  • нет зависимых слов

  • нет противопоставления с союзом а

  • нет частиц вовсе, далеко не, ничуть не и др.

  • краткие формы

  • есть зависимое слово

  • есть противопоставление с союзом а

  • есть частицы вовсе не, далеко не, ничуть не и другие

Особое внимание учащихся обращаем на следующие моменты:

  • наличие слов, указывающих на слитное/раздельное написание не с прилагательными и наречиями.

Слитно = «сверх»

Раздельно = «недостаток»

Очень, слишком, весьма, крайне, совершенно, абсолютно, почти, совсем и другие

Вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нисколько не, ещё не, пока не и др.

Самым неоднозначным из пояснительных слов является слово СОВСЕМ. Если СОВСЕМ=ОЧЕНЬ, то НЕ пишется слитно. Если СОВСЕМ = ВОВСЕ, ОТНЮДЬ, то НЕ пишется раздельно.

  • противительный союз НО предполагает слитное написание: некрасивая, но дорогая игрушка

  • Запомни: не кто иной, как; не что иное, как

  • Несмотря на, невзирая на – предлоги (а не деепричастия)

  • Не путать частицу НЕ с приставкой НЕДО- у глаголов. Приставка «НЕДО-» имеет значение «недостаток по сравнению с нормой» Пленные недоедали (недостаток по сравнению с нормой), не доел суп (не закончил действие), недоглядеть за ребёнком, не доглядеть фильм.

V. Первичное закрепление. Тренировочные задания

1. Спишите, раскройте скобки.

(Не)выспавшиеся дети, давно (не)спавший старик, (не)прекращающаяся борьба, (не) прекращавшийся в течение суток дождь, (не)ржавеющая сталь, совершенно (не)освоенная область, абсолютно (не)исследованные пространства, почти (не)тронутая почва, (не) тронутое загаром лицо, нигде (не)напечатанные статьи, (не)довязанный старушкой платок, открыто (не)высказанное недовольство, роман (не)прочитан, работа (не)завершена.

Ответ: Невыспавшиеся дети, давно не спавший старик, непрекращающаяся борьба, не прекращавшийся в течение суток дождь, нержавеющая сталь, совершенно неосвоенная область, абсолютно неисследованные пространства, почти нетронутая почва, не тронутое загаром лицо, нигде не напечатанные статьи, не довязанный старушкой платок, открыто невысказанное недовольство, роман не прочитан, работа не завершена.

Работа с учебником.

Упр.152 (с.р.)

VI. Диагностика понимания.

3. Укажите правильный вариант ответа

Слово пишется слитно

А) Можно ли жить, (не)жертвуя ничем?
Б) Он предпочёл остаться (не)узнанным.
В) Человеку, (не)уверенному в своих силах, трудно победить.
Г) Мне (не)(к)кому обратиться за помощью.

(Ответ – Б)

А) Хлеб в магазине вовсе (не)свежий.
Б) Жизнь в деревне спокойна и (не)тороплива.
В) Ошибки в работе по-прежнему (не)исправлены.
Г) Это была жизнь человека, как будто (не)созданного для счастья.

(Ответ – Б)

Слова пишутся раздельно

А) В его словах (не)было ничего странного.
Б) На мониторе мобильного телефона темнела надпись: «(Не)отвеченный вызов»
В) (Не)которое время я поживу в деревне.
Г) Мужчина (не)доумевающе смотрел на меня.

(Ответ – А)

А) Это (не)придуманная, а происходившая на самом деле история.
Б) Нельзя быть таким (не)собранным.
В) (Не)вежливо так поступать.
Г) В зале раздались (не)годующие крики.

(Ответ – А)

4. В каком ряду (рядах) слова с НЕ следует писать одинаково

А) (не)лишён, вовсе (не)друг, (не)с?кого, (не)который
Б) (не)создан, (не)пой, (не)объятный, (не)фотограф
В) совершенно (не)красивый, (не)причёсанный, (не)взирая на то что, (не)кому
Г) ничуть (не)обиженный, (не)обязан, (не)приспособленный к условиям, (не)раз.

(Ответ: В– слитно, Г – раздельно)

5. Укажите неправильный вариант написания ( с показом на таблице)

1. А) некоторые слова
    Б) неумный мальчик
    В) неуверенный человек
    Г) невидимые миром слёзы

2. А) не что иное как
    Б) не должен
    В) не здоровится
    Г) не сказаны

3. А) не сказав
    Б) не где
    В) не было
    Г) не раз

4. А) далеко несимпатичный
    Б) ненависть
    В) совершенно невесёлый
    Г) некто

(Ответы: 1-Г, 2-В, 3-Б, 4-А)

6. Упражнение на разграничение НЕ и НЕДО-

В описаниях недоставало красок (недостаток по сравнению с нормой). Он нырнул, но дна не достал (незаконченное действие). Что ж ты, Пётр, свой кусок пирога не доел. Ночей недосыпала, куска недоедала. Из экипажа «Светлана» недосчитали ста шестидесяти семи человек. Она не дослушала, отошла прочь.

Резерв Комментированный диктант

(Не)хорошо прослыть (не)вежею, (не)приятно казаться и выскочкой. (Не)известности уже (не)было, всё уже было ясно для меня. Вот (не)хотя с ума свела. Она (не)годовала, (не)навидела тётю. Чистяков, (не)смотря на страшную усталость, (не)мог сомкнуть глаз. Была придумана совсем (не)интересная игра. Мы шли по (не)освещённым улицам городка. Принял совсем (не)обдуманное решение. Лодка приближалась к тому месту, где (не)защищённое от ветра море кипело и металось во мраке. Один в поле (не)воин. Ещё (не)тронутые краской осени весело зеленеют высокие стебли трав. Нашли (не)разрушенный, а совершенно целый шалаш.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • "Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

  • Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон

IX. Домашнее задание:

  • Выучить таблицу в тетради Стр. 67, упражнение 148,156




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!