Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с причастиями"
Тип урока : урок - поиск
Класс : 7
Цели урока:
-Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями, определить алгоритм написания НЕ с причастиями;
-Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, причастный оборот;
-Совершенствование умения работать в группах.
-Способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, сравнивать, делать выводы, формировать умение работать с тестами, с учебником, со словарной статьёй, таблицами, развивать устную и письменную речь учащихся.
-Побуждать учеников к само- и взаимоконтролю, к требовательности к себе
Воспитательная:
-Формирование нравственных представлений о ценности грамотного письма, через статью А. С. Пушкина формировать представления об ответственности человека за свои поступки.
Методы: наблюдение, анализ данных, табличный метод, сравнительный метод, частично – поисковый
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Добрый день, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Я очень рада вас видеть. Садитесь. Ребята, сегодня мы будем кладоискателями. И вы, ребята, должны быть не просто зрителями. Чтобы успешно продвигаться по предложенному маршруту и найти клад, нужно строго соблюдать одно условие - правильно выполнять задания, которые встречаются на пути. Цель нашего урока - повторение основных и новых орфограмм в разделе «Причастие», подготовка к тестированию. Берём с собой всё необходимое:
-маршрутные листы,
-ручку,
-карандаш,
-тетрадь,
-учебник,
-и, конечно же, запас знаний.
А вашим командиром буду я.
Перед тем, как начнем искать клад, послушаем стихотворение С. Бондаренко:
Побывала я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
2. Актуализация знаний
Как не позавидовать жителям выдуманной страны из стихотворения, с исчезновением НЕ они избавились от сложной орфографической проблемы! Посмотрите внимательно и назовите части речи, услышанные без не, употребив их с не.
Прочитайте слова, которые обозначают лицо. Назовите слово, похожее на слово невежа.
Работа невежа - невоспитанный, невежда – необразованный (раньше значения слов совпадали, с 19 века стали различаться в словаре В.Даля). Такие слова называются паронимами (немного похожие по значению и по звучанию).
Давайте постараемся не быть невежами и невеждами, учиться и отвечать за свои поступки. Этому учил и А.С.Пушкин в публицистической статье «В назидание потомку». Почему называется публицистической? Что такое назидание?
(Не) проявляй услужливости и обуздывай сердечное расположение, если оно будет тобой овладевать: люди от этого (не)доумевают и охотно принимают за уродливость, ибо всегда рады судить о других по себе.
Никогда (не)принимай одолжений. Одолжение чаще всего (не) преданность, а предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает.
Никогда (не)отвечай оскорблением на оскорбление.
Никогда (не )делай долгов. Лучше терпи нужду; поверь. Она лучше (не)избежности вдруг оказаться бесчестным или прослыть таковым.
Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены ценой (не)лёгких жизненных ситуаций, пережитых мною . Хорошо, если бы ты мог их усвоить, (не)искушённый потомок.
Учитель:
- Понравились ли вам советы А.С. Пушкина?
Какие советы вы бы взяли для себя?
Ученики отвечают. ( Не делать долгов, не отвечать оскорблением, не проявлять услужливости и т.д.)
Пушкин тоже использует НЕ. С какой целью он употребляет не?
Психологи утверждают, что частица НЕ плохо усваивается, особенно детьми. Если учитель говорит «Не забудь выучить правило», то по утверждению психологов частица НЕ не воспринимается и ученик обязательно забудет правило выучить. Лучше говорить: «Выучи правило». В каких предложениях текста Пушкин написал правильные советы без отрицательной частицы? Как он этого добивается? Какую форму глагола выбрал Пушкин и почему? Как вы это определили? Избегай (разбор слова по составу у доски)
На самом деле назидание дает старшее поколение с целью сделать потомков мудрыми, порядочными. Наверное, стоит прислушиваться к советам старшего поколения.
Учитель:
- С каким правилом связаны слова, которые подчеркнуты снизу?
Ученики отвечают. (Не с глаголами, существительными, прилагательными)
Учитель:
- Объясните выбор слитного и раздельного написания.
Ученики отвечают. (Не с наречиями, с прилагательными, существительными, причастиями)
Ученики повторяют известные правила.
Работа со словами и объяснения выбора слитного или раздельного написания (неискушённый – от искусить, корень кус , попробовать , отсюда понятие искусный мастер) Как вы определили, что это причастие?
3. Работа с карточками.
Учитель:
Возьмите маршрутный лист №1.
Учащимся предлагаются карточки:
(Не)большая усадьба; сильный (не)дуг; (не)ряшливый человек; звучала (не)скромность, а дерзкая гордость; (не)скошенные луга; ночь (не)светлая, а тёмная; (не)законченное строительство; нисколько (не)интересная книга.
I гр. – не с сущ. и прил. – слитно
II гр. – не с сущ. и прил. – раздельно
III гр. не с ?
(Написанные в карточке словосочетания и отдельные фразы надо разделить на три группы. В первую группу включить материал, в котором не пишется с именами существительными и прилагательными слитно. Во вторую – материал, в котором не пишется с существительными и прилагательными раздельно. При работе с третьей группой надо определить, со словами какой языковой категории употребляется не и как они пишутся.)
Ученики выполняют задание.
- Расскажите, в каких случаях не пишется слитно с существительными и прилагательными. Подтвердите свой ответ примерами из карточки.(Небольшая усадьба, сильный недуг, неряшливый человек)
-Расскажите, когда не пишется раздельно с существительными и прилагательными. При ответе используйте материал карточки (звучала не скромность, а дерзкая гордость, ночь не светлая, а тёмная , нисколько не интересная книга)
- Назовите оставшиеся на карточках словосочетания. Определите, со словами какой языковой категории употребляется в них не.
(В словосочетаниях (не) скошенные луга, (не) законченная постройка НЕ употребляется с причастиями.
В итоге по ответам учащихся вырисовывается таблица
Не с прилагательными , существительными
Слитно Раздельно
1.Без НЕ не употребляется ( неряха, небрежный) 1.Есть противопоставление с союзом А
( не правда , а ложь)
2.Можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением (неправда- ложь) 2.Есть слова далеко не, вовсе не, совсем не ,
отнюдь не, ничуть не)
3. Зависимое – отрицательное местоимение
(никому не интересный)
Подумаем, когда не пишется с причастиями слитно, а когда – раздельно. Для этого поработаем с таблицей. (Учащиеся анализируют материал таблицы, формулируют правило.)
Не с причастиями
слитно раздельно
негодующий возглас
незаконченное строительство не_законченное, а приостановленное
строительство
не_законченное вовремя строительство
строительство не_закончено
- А где еще можно почерпнуть знания? (В учебнике). После этого школьники знакомятся с соответствующим материалом учебника, воспроизводят новое правило по памяти.
- Какие выводы вы сделали? (Что правило в основе своей нам уже знакомо.)
- Что новое открыли? (Не с причастиями пишется раздельно, если есть зависимое слово, не с краткими причастиями – всегда раздельно)
- Какие новые пункты мы можем добавить? (Не с причастиями пишется раздельно, если есть зависимое слово, не с краткими причастиями – всегда раздельно)
Не с прилагательными , существительными, причастиями
Слитно Раздельно
1.Без НЕ не употребляется
( неряха, небрежный) 1.Есть противопоставление с союзом А
( не правда , а ложь)
2.Можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением (неправда- ложь) 2.Есть слова далеко не, вовсе не, совсем не ,
отнюдь не, ничуть не, нисколько не )
4.Полные причастия, при которых зависимые
слова.
5. С краткими причастиями
- Скажите, как надо написать оставшиеся из первого упражнения словосочетания. ((не) скошенные луга, (не) законченная постройка. Измените его так, чтобы не с причастием писалось раздельно.
(Учащиеся письменно работают со словосочетанием (не)скошенные луга- пишется слитно; не скошенные мною луга – пишется раздельно, так как появилось зависимое слово)
Физминутка (встали, руки вверх подняли, потянулись, нагнулись, присели, встали, спинку размяли, голову нагнули, ручки встряхнули, вот мы и отдохнули).
Учитель:
До клада остаётся ещё небольшой путь. Осталось одно задание, и мы доберемся до того, к чему стремились с начала урока. Перед нами задача. Ребята, вы получили листочки с заданием. Выполните его и сделайте вывод.
Маршрутный лист № 2:
1 группа. Выписать предложения, где есть противопоставление с союзом А.
2 группа. Выписать предложения, где есть причастные обороты. ( без союза А)
3 группа. Выписать предложения, где причастия с не пишутся слитно, обратив внимание на отсутствие причастного оборота и противопоставления с союзом А.
Еще не тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном.
Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину.
Волны с неумолкающим шумом бились о борт корабля.
Легко взбираться на гору, не заросшую кустарником, а покрытую травой.
Река, не скованная льдом, пенилась и бушевала.
В воздухе закружилась не опавшая, а сорванная с деревьев листва.
Свежий ветер, еще не утихший после шторма, трепал паруса.
- После работы с предложениями учащиеся выстраивают алгоритм написания НЕ с причастиями на доске. Все учащиеся получают листочек с алгоритмом
Алгоритм
Употребляется ли слово без НЕ
Не употребляется – пишу слитно
Недоумевающий взгляд Употребляется – смотрю:
Полное или краткое
Если краткое – пишу раздельно Если полное- смотрю:
Письмо не отправлено.
Раздельно: Слитно: 1. Есть ли противопоставление с союзом А Нет А и зависимых слов
противопоставления с союзом непрекращающийся дождь
В вазе стояли не увядшие, а свежие цветы.
2. Есть ли зависимые слова
На столе лежало не отправленное мною письмо.
Вот и наступил торжественный момент. Перед нами клад. Но требуется ключ. Ключ к сундуку – сочинить пропущенные фрагменты в сказке. Какие предложения опущены в сказке?
В Грамматическом царстве, в Морфологическом государстве, в городе Частей речи, в доме Частиц жила-была частица Не. Ей было очень одиноко. Она решила пойти искать друзей. Шла она по дороге, и вот навстречу ей идёт Краткое Причастие.
-Хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой навсегда!
Но…
Погрустневшая НЕ побрела дальше на поиски друга. Видит – навстречу плетется очень Полное причастие с зависимым словом, а за ним такое же причастие с противопоставлением и союзом а. Увидев НЕ, они … НЕ совсем потеряла надежду, но вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:
-Ты моя любимая! Ты моя хорошая! Всюду ищу тебя! Жить без тебя не могу!
Они обнялись и сразу стали неразлучны.
И тут им встретилось одинокое Причастие. Оно сказало:
-У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а. Я одинокое Причастие, дружите со мной.
На что частица НЕ с полным причастием ответили ей…
И друзья побежали навстречу приключениям.
Сундучок открывается, но что же в нем находится. Обычно в нем бывают драгоценности. В нашем сундуке листочки с алгоритмом рассуждения о правописании НЕ с причастиями. Как вы думаете, почему они оказались в сундуке и пригодятся ли они вам? Вложите их в тетрадь с опорными конспектами. Посмотрите, пожалуйста, обо всем ли мы говорили, что есть в алгоритме? Домашнее задание: придумать назидание будущим семиклассникам, используя алгоритм и советы психолога. Теперь, имея алгоритм, решите, пожалуйста, тест на оценку.
4. Домашнее задание
- Небольшая исследовательская работа. Нужно подобрать материал для доказательств того, что в изученном сегодня правиле есть пункты, которые нужно добавить.
5. Подведение итогов урока
- С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?
Мы познакомились с написанием не с причастиями.
- Расскажите правило написания не с причастиями. Приведите свои примеры (учащиеся рассказывают правило, опираясь на таблицу, алгоритм.)