СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание -не- с причастиями

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание -не- с причастиями»





Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с причастиями"

Тип урока : урок - поиск

Класс : 7

Цели урока:

-Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями, определить алгоритм написания НЕ с причастиями;

-Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, причастный оборот;

-Совершенствование умения работать в группах.

-Способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, сравнивать, делать выводы, формировать умение работать с тестами, с учебником, со словарной статьёй, таблицами, развивать устную и письменную речь учащихся.

-Побуждать учеников к само- и взаимоконтролю, к требовательности к себе

Воспитательная:

-Формирование нравственных представлений о ценности грамотного письма, через статью А. С. Пушкина формировать представления об ответственности человека за свои поступки.

Методы: наблюдение, анализ данных, табличный метод, сравнительный метод, частично – поисковый

ХОД УРОКА



1. Оргмомент

– Добрый день, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Я очень рада вас видеть. Садитесь. Ребята, сегодня мы будем кладоискателями. И вы, ребята, должны быть не просто зрителями. Чтобы успешно продвигаться по предложенному маршруту и найти клад, нужно строго соблюдать одно условие - правильно выполнять задания, которые встречаются на пути. Цель нашего урока - повторение основных и новых орфограмм в разделе «Причастие», подготовка к тестированию. Берём с собой всё необходимое:

-маршрутные листы,

-ручку,

-карандаш,

-тетрадь,

-учебник,

-и, конечно же, запас знаний.

А вашим командиром буду я.

Перед тем, как начнем искать клад, послушаем стихотворение С. Бондаренко:



Побывала я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение?



Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом, уклюже

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотепа и вежа.

А из школы, взявшись под ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.

2. Актуализация знаний

Как не позавидовать жителям выдуманной страны из стихотворения, с исчезновением НЕ они избавились от сложной орфографической проблемы! Посмотрите внимательно и назовите части речи, услышанные без не, употребив их с не.

Прочитайте слова, которые обозначают лицо. Назовите слово, похожее на слово невежа.

Работа невежа - невоспитанный, невежда – необразованный (раньше значения слов совпадали, с 19 века стали различаться в словаре В.Даля). Такие слова называются паронимами (немного похожие по значению и по звучанию).

Давайте постараемся не быть невежами и невеждами, учиться и отвечать за свои поступки. Этому учил и А.С.Пушкин в публицистической статье «В назидание потомку». Почему называется публицистической? Что такое назидание?

(Не) проявляй услужливости и обуздывай сердечное расположение, если оно будет тобой овладевать: люди от этого (не)доумевают и охотно принимают за уродливость, ибо всегда рады судить о других по себе.

Никогда (не)принимай одолжений. Одолжение чаще всего (не) преданность, а предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает.

Никогда (не)отвечай оскорблением на оскорбление.

Никогда (не )делай долгов. Лучше терпи нужду; поверь. Она лучше (не)избежности вдруг оказаться бесчестным или прослыть таковым.

Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены ценой (не)лёгких жизненных ситуаций, пережитых мною . Хорошо, если бы ты мог их усвоить, (не)искушённый потомок.

Учитель:

- Понравились ли вам советы А.С. Пушкина?

Какие советы вы бы взяли для себя?

Ученики отвечают. ( Не делать долгов, не отвечать оскорблением, не проявлять услужливости и т.д.)

Пушкин тоже использует НЕ. С какой целью он употребляет не?

Психологи утверждают, что частица НЕ плохо усваивается, особенно детьми. Если учитель говорит «Не забудь выучить правило», то по утверждению психологов частица НЕ не воспринимается и ученик обязательно забудет правило выучить. Лучше говорить: «Выучи правило». В каких предложениях текста Пушкин написал правильные советы без отрицательной частицы? Как он этого добивается? Какую форму глагола выбрал Пушкин и почему? Как вы это определили? Избегай (разбор слова по составу у доски)

На самом деле назидание дает старшее поколение с целью сделать потомков мудрыми, порядочными. Наверное, стоит прислушиваться к советам старшего поколения.

Учитель:

- С каким правилом связаны слова, которые подчеркнуты снизу?

Ученики отвечают. (Не с глаголами, существительными, прилагательными)

Учитель:

- Объясните выбор слитного и раздельного написания.

Ученики отвечают. (Не с наречиями, с прилагательными, существительными, причастиями)

Ученики повторяют известные правила.

Работа со словами и объяснения выбора слитного или раздельного написания (неискушённый – от искусить, корень кус , попробовать , отсюда понятие искусный мастер) Как вы определили, что это причастие?

3. Работа с карточками.

Учитель:

Возьмите маршрутный лист №1.

Учащимся предлагаются карточки:

(Не)большая усадьба; сильный (не)дуг; (не)ряшливый человек; звучала (не)скромность, а дерзкая гордость; (не)скошенные луга; ночь (не)светлая, а тёмная; (не)законченное строительство; нисколько (не)интересная книга.

I гр. – не с сущ. и прил. – слитно

II гр. – не с сущ. и прил. – раздельно

III гр. не с ?

(Написанные в карточке словосочетания и отдельные фразы надо разделить на три группы. В первую группу включить материал, в котором не пишется с именами существительными и прилагательными слитно. Во вторую – материал, в котором не пишется с существительными и прилагательными раздельно. При работе с третьей группой надо определить, со словами какой языковой категории употребляется не и как они пишутся.)

Ученики выполняют задание.

- Расскажите, в каких случаях не пишется слитно с существительными и прилагательными. Подтвердите свой ответ примерами из карточки.(Небольшая усадьба, сильный недуг, неряшливый человек)

-Расскажите, когда не пишется раздельно с существительными и прилагательными. При ответе используйте материал карточки (звучала не скромность, а дерзкая гордость, ночь не светлая, а тёмная , нисколько не интересная книга)

- Назовите оставшиеся на карточках словосочетания. Определите, со словами какой языковой категории употребляется в них не.

(В словосочетаниях (не) скошенные луга, (не) законченная постройка НЕ употребляется с причастиями.

В итоге по ответам учащихся вырисовывается таблица

Не с прилагательными , существительными

Слитно Раздельно

1.Без НЕ не употребляется ( неряха, небрежный) 1.Есть противопоставление с союзом А

( не правда , а ложь)

2.Можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением (неправда- ложь) 2.Есть слова далеко не, вовсе не, совсем не ,

отнюдь не, ничуть не)

3. Зависимое – отрицательное местоимение

(никому не интересный)

Подумаем, когда не пишется с причастиями слитно, а когда – раздельно. Для этого поработаем с таблицей. (Учащиеся анализируют материал таблицы, формулируют правило.)

Не с причастиями

слитно раздельно

негодующий возглас



незаконченное строительство не_законченное, а приостановленное

строительство

не_законченное вовремя строительство

строительство не_закончено

- А где еще можно почерпнуть знания? (В учебнике). После этого школьники знакомятся с соответствующим материалом учебника, воспроизводят новое правило по памяти.

- Какие выводы вы сделали? (Что правило в основе своей нам уже знакомо.)

- Что новое открыли? (Не с причастиями пишется раздельно, если есть зависимое слово, не с краткими причастиями – всегда раздельно)

- Какие новые пункты мы можем добавить? (Не с причастиями пишется раздельно, если есть зависимое слово, не с краткими причастиями – всегда раздельно)

Не с прилагательными , существительными, причастиями

Слитно Раздельно

1.Без НЕ не употребляется

( неряха, небрежный) 1.Есть противопоставление с союзом А

( не правда , а ложь)

2.Можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением (неправда- ложь) 2.Есть слова далеко не, вовсе не, совсем не ,

отнюдь не, ничуть не, нисколько не )

4.Полные причастия, при которых зависимые

слова.

5. С краткими причастиями



- Скажите, как надо написать оставшиеся из первого упражнения словосочетания. ((не) скошенные луга, (не) законченная постройка. Измените его так, чтобы не с причастием писалось раздельно.

(Учащиеся письменно работают со словосочетанием (не)скошенные луга- пишется слитно; не скошенные мною луга – пишется раздельно, так как появилось зависимое слово)

Физминутка (встали, руки вверх подняли, потянулись, нагнулись, присели, встали, спинку размяли, голову нагнули, ручки встряхнули, вот мы и отдохнули).

Учитель:

До клада остаётся ещё небольшой путь. Осталось одно задание, и мы доберемся до того, к чему стремились с начала урока. Перед нами задача. Ребята, вы получили листочки с заданием. Выполните его и сделайте вывод.

Маршрутный лист № 2:

1 группа. Выписать предложения, где есть противопоставление с союзом А.

2 группа. Выписать предложения, где есть причастные обороты. ( без союза А)

3 группа. Выписать предложения, где причастия с не пишутся слитно, обратив внимание на отсутствие причастного оборота и противопоставления с союзом А.

Еще не тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном.

Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину.

Волны с неумолкающим шумом бились о борт корабля.

Легко взбираться на гору, не заросшую кустарником, а покрытую травой.

Река, не скованная льдом, пенилась и бушевала.

В воздухе закружилась не опавшая, а сорванная с деревьев листва.

Свежий ветер, еще не утихший после шторма, трепал паруса.

- После работы с предложениями учащиеся выстраивают алгоритм написания НЕ с причастиями на доске. Все учащиеся получают листочек с алгоритмом

Алгоритм

Употребляется ли слово без НЕ

Не употребляется – пишу слитно

Недоумевающий взгляд Употребляется – смотрю:

Полное или краткое

Если краткое – пишу раздельно Если полное- смотрю:

Письмо не отправлено.

Раздельно: Слитно: 1. Есть ли противопоставление с союзом А Нет А и зависимых слов

противопоставления с союзом непрекращающийся дождь

В вазе стояли не увядшие, а свежие цветы.

2. Есть ли зависимые слова

На столе лежало не отправленное мною письмо.



Вот и наступил торжественный момент. Перед нами клад. Но требуется ключ. Ключ к сундуку – сочинить пропущенные фрагменты в сказке. Какие предложения опущены в сказке?

В Грамматическом царстве, в Морфологическом государстве, в городе Частей речи, в доме Частиц жила-была частица Не. Ей было очень одиноко. Она решила пойти искать друзей. Шла она по дороге, и вот навстречу ей идёт Краткое Причастие.

-Хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой навсегда!

Но…

Погрустневшая НЕ побрела дальше на поиски друга. Видит – навстречу плетется очень Полное причастие с зависимым словом, а за ним такое же причастие с противопоставлением и союзом а. Увидев НЕ, они … НЕ совсем потеряла надежду, но вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:

-Ты моя любимая! Ты моя хорошая! Всюду ищу тебя! Жить без тебя не могу!

Они обнялись и сразу стали неразлучны.

И тут им встретилось одинокое Причастие. Оно сказало:

-У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а. Я одинокое Причастие, дружите со мной.

На что частица НЕ с полным причастием ответили ей…

И друзья побежали навстречу приключениям.

Сундучок открывается, но что же в нем находится. Обычно в нем бывают драгоценности. В нашем сундуке листочки с алгоритмом рассуждения о правописании НЕ с причастиями. Как вы думаете, почему они оказались в сундуке и пригодятся ли они вам? Вложите их в тетрадь с опорными конспектами. Посмотрите, пожалуйста, обо всем ли мы говорили, что есть в алгоритме? Домашнее задание: придумать назидание будущим семиклассникам, используя алгоритм и советы психолога. Теперь, имея алгоритм, решите, пожалуйста, тест на оценку.

4. Домашнее задание

- Небольшая исследовательская работа. Нужно подобрать материал для доказательств того, что в изученном сегодня правиле есть пункты, которые нужно добавить.

5. Подведение итогов урока

- С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

Мы познакомились с написанием не с причастиями.

- Расскажите правило написания не с причастиями. Приведите свои примеры (учащиеся рассказывают правило, опираясь на таблицу, алгоритм.)




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!