СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание одной и двух букв Н в разных частях речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание одной и двух букв Н в разных частях речи»

МБОУ «Симонтовская средняя общеобразовательная школа»







План – конспект урока

русского языка

(7, 9, 10 классы)

по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи»









учителя русского языка и литературы

Ильяшовой Марии Федосовны









2022 – 2023 учебный год









Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: урок – практикум

Цель урока: систематизация и обобщение правил правописания Н и НН в словах разных частей речи

Задачи :

Образовательные: систематизировать правила правописания Н и НН в разных частях речи; расширить полученные сведения о правописании Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях; совершенствовать орфографическую, пунктуационную и речевую грамотность учащихся.

Развивающие: развитие умения разграничения и опознавания языковых единиц; развитие навыков самоконтроля, необходимого при выполнении заданий; овладение нормами литературного языка; обогащение словарного запаса школьников.

Воспитательные: воспитание любви к родному русскому языку; воспитание чувства языка, внимания к происходящим в языке процессам; формирование верной позиции учащихся, зоркости и внимательности в работе.



Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Урок у нас сегодня необычный. Здесь собрались учащиеся разных классов. Как вы думаете, что нас объединяет?

( я думаю, что нас объединяет любовь к русскому языку, в любом возрасте нужно владеть красивой речью и грамотно писать)

Когда я готовилась к этому уроку, мне на глаза попались вот эти строки:

- А что бывает после тишины?

А после тишины бывает слово,

В котором что-то от былой вины,

Былой любви, предательства былого.



- А после слова – что бывает там?

-А в том краю, где слово исчезает,

Летает майский жук, цветёт каштан…

И память, обескрылев, зависает…

Я предлагаю эти строки взять эпиграфом к нашему уроку.

(Кстати, хочу сказать, что это стихотворение написал мой однокурсник по педагогическому институту Игорь Борисович Непомнящий, и у него одна из книг называется «Знак переноса»)

  1. Мотивация учебной деятельности

А свой урок мы проведём, чтобы освежить свою память по той или иной теме.

А какова тема нашего урока, вы определите сами, выполнив первое задание.

Задание 1

Вам необходимо по лексическому значению определить слово и какой оно части речи.

- Что такое лексическое значение? (Лексическое значение – это то, что обозначает слово)

1. Тот, кто живёт в одно время с кем-нибудь (Современник)

2.Как называют трудолюбивого человека, того, кто трудится ?(Труженик)

3.Охота, которая ведётся с помощью соколов (Соколиная)

4. Меню, в котором указаны блюда, предлагаемые на обед (Обеденное)

5. Как называется подарок, который купили в магазине? (Купленный)

6. Как называется солдат, который получил в бою рану? (Раненый)

7. Как сражается в бою солдат, если он при этом проявляет свое мужество (Мужественно)

8. Как чувствует себя ученик, если на душе у него радость? (Радостно)

- А теперь внимательно посмотрите на слова и скажите, что их сближает? (Н) Только у одних слов одна буква Н, у других – НН.

- Так чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? Какую тему повторять?

- Какие из этих слов мы просто запоминаем, а какие объясняем правилом?

(Современник, труженик)

Современник – разобрать по составу

Поэтому я немного уточню тему. Мы обратим внимание на правописание прилагательных, причастий и наречий. В этих словах мы больше всего делаем ошибки.



Задание 2

- Чтобы выполнить второе задание, нужно вспомнить, что такое словообразование? (Словообразование – раздел русского языка, в котором изучаются способы образования слов)

- Какие способы образования слов есть в русском языке? (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение слов, сложение основ, переход из одной части речи в другую)

- Мы обратимся сегодня за помощью к суффиксальному способу.

- От какой части речи чаще всего образуются прилагательные? (От существительных)

7 класс. Образовать прилагательные и объяснить их написание

Сон – сонный

Революция – революционный

Мужество – мужественный

Шерсть - шерстяной



9 класс Образовать причастия, сначала полную форму, потом краткую и объяснить написание

Сделать дело – сделанное дело – дело сделано

Организовать экскурсию – организованная экскурсия – экскурсия организована

Решить задачу – решённая задача – задача решена

10 класс Заочная экскурсия.

- Россия – интересная страна, у которой есть много замечательных мест. Я предлагаю совершить заочную экскурсию в город Кронштадт и полюбоваться Морским собором святителя Николая Чудотворца.

- Какие наречия можно назвать, глядя на эту фотографию?

Божественно – божественный

Величественно – величественный

Торжественно – торжественный

Красочно – красочный

( В наречиях пишется столько н, сколько в словах, от которых они образованы)

«Минутка поэзии»

Начинается день безобразный –

Мутный, ветреный, темный и грязный.

(Н.А.Некрасов «О погоде»)

Я пел и забывал обиды

Слепого счастья и врагов,

Измены ветреной Дориды

И сплетни шумные глупцов.

(А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)



Вот солдатик оловянный

Взял топорик деревянный

И построил дом стеклянный,

В нём ни потолка, ни стен,

А живут две буквы Н.

- Почему же в словах оловянный, деревянный, стеклянный пишется две буквы Н? (Слова исключения)

Работа со словами ветреный день, ветреная Дорида, ветряной

- Теперь давайте вернёмся к первым двум отрывкам.

В них есть слово ветреный. Одинаково у них значение? (Нет)

День ветреный – значит с ветром

Ветреной Дориды – легкомысленной Дориды

- Есть ли близкое по звучанию слово к слову ветреный? Ветряной

- Что оно обозначает? (Ветряной – действующий с помощью ветра:ветряная мельница, ветряной двигатель, ветряная оспа)



Синтаксический разбор предложения

Вдали по- прежнему машет крыльями ветряная мельница.



Творческое задание

- Со стихами мы справились, теперь попытаемся «сотворить прозу».

Вам нужно составить предложения на тему: «Дом, в котором я живу»

7 класс 9 класс 10 класс

Деревянный отштукатуренные увлечённо

Настенные покрашены сдержанно

Льняные сделанный мужественно

Гостиная

Текст

Наша семья построила новый деревянный дом. Мы с мамой купили настенные часы. На окна повесили льняные занавески.

Отштукатуренные стены в доме покрашены в любимые цвета членов семьи. Сделанный руками отца большой круглый стол поставили в гостиную.

Часто семья вечерами собирается за этим столом и увлечённо рассказывает забавные истории. Иногда отец сдержанно учит нас жизни. Мы мужественно принимаем его замечания.

- Что у нас получилось? ( Текст, потому что эти предложения, которые связаны между собой по смыслу и грамматически)



- Дом мы, конечно, строили вместе. Но у каждого члена семьи есть свои обязанности. Вот сейчас и посмотрим, как каждый справиться со своими обязанностями.

Самостоятельная работа

Тест

Ответы:

1-Б, 2-А, 3-В, 4-В, 5-А, 6-Б, 7-В, 8-4, 9-В, 10Б.







Рефлексия

А теперь подведём итог нашей работе. У вас на столах чистый лист бумаги. Положите на него ладонь.

Обведите большой палец, если этот материал был важен и интересен.

Указательный – если вы получили конкретные знания по этому вопросу;

Средний – вам было трудно, но вы справились;

Безымянный – понравилась атмосфера урока;

Мизинец – достаточно получили материала по теме.

- Что получилось? Раненых нет?

Теперь всё в ваших руках. Дерзайте, живите дружно, помогайте друг другу, как это делали сегодня на уроке.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!