СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных»

Тема урока: Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных.

Цель урока : обобщить и систематизировать знания учащихся, связанные с написанием окончаний и суффиксов имен прилагательных; совершенствовать навыки аналитического разбора, развивать орфографическую зоркость, монологическую речь учащихся.

Оборудование: учебник русского языка для 10 класса

(авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова); табличка на изучаемое правило (суффиксы имён прилагательных) у каждого ученика

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Орфоэпическая минутка. Расставить ударения в словах. (Данное задание выведено на интерактивную доску и выполняется коллективно).

Августовский, украинский, занятой (человек), занятый (чем-нибудь), девичий, зубчатый, красивее, мизерный, оптовый, прозорливый, языковой (барьер), языковый (деликатес).

  1. Проверка сформированности навыков, полученных в результате выполнения домашнего задания.

Тестовый контроль. 

1).Какие прилагательные могут иметь категорию полноты/краткости?

А) качественные;

Б) относительные;

В) притяжательные.

2). Полная форма качественного прилагательного в предложении может быть:

А) именной частью составного сказуемого;

Б) согласованным определением;

В) несогласованным определением.

3). Краткая форма качественного прилагательного в предложении может быть:

А) именной частью составного сказуемого;

Б) согласованным определением;

В) несогласованным определением.

4). Определить синтаксическую функцию выделенного прилагательного.

После уроков, в своё свободное время, она занимается только со способными учениками.

А)согласованное определение;

Б)именная часть составного сказуемого;

В)несогласованное определение.

5).Отметьте относительные прилагательные:

А) двойная ширина;

Б) чистое бельё;

В) птичий базар;

Г) хрустальный бокал;

Д) заводская столовая;

Е) львиный рык.

6). Отметьте качественные прилагательные:

А) воронье гнездо;

Б) торжественный момент;

В) льняной лоскут;

Г) красный сарафан;

Д) долгий день;

Е) осенний дождь.

7). Отметьте притяжательные прилагательные:

А) лисий хвост;

Б) верблюжий горб;

В) вечерний просмотр;

Г) вкусная конфета;

Д) прибрежная растительность;

Е) лунное сияние.

8).Определите прилагательные в форме сравнительной степени:

А) старейший;

Б) самый бедный;

В) беднее;

Г) умнее всех;

Д) более яркий.

9).В какой форме стоит выделенное в предложении прилагательное?

Она прощалась с ними в самых трогательных выражениях, извиняла свой поступок неодолимою силою страсти.

А) простая (синтетическая) сравнительная;

Б) простая (синтетическая) превосходная;

В) составная (аналитическая) сравнительная;

Г) составная (аналитическая) превосходная.

ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и целей урока

IV.Объяснение нового материала.

1.Самостоятельная работа учащихся с материалом §38. Сформулировать правило правописания окончаний прилагательных.

В результате работы над таблицей учебника учащиеся приходят к выводу, что правописание окончаний прилагательных зависит от вопроса, который нужно правильно задать от определяемого существительного.

2.Упр.225 (устно).

3.Самостоятельная работа с материалом §39. Задание – составить опорный конспект. Особое внимание учащихся следует обратить на правописание суффиксов прилагательных: -ев-—-ив-, -ов-, -чив- - лив-, -оват- - -еват-,-овит- - -евит-, -оньк- - -еньк-. Исключения в правописании суффиксов –ев---ив---ов- легко запомнить с помощью стихотворения:

Незлобивый поэт,

Юродивый почти,

Для милостивых дам

Сумел слова найти.

V. Закрепление.

1. Анализ упр. (устно). В ходе их выполнения учащиеся отрабатывают алгоритм выбора правильного написания суффикса. Следует обратить внимание на правописание слов-исключений: милостивый, юродивый.

2. Выборочный диктант. Выписать имена прилагательные, выделить их суффиксы.

1.Это был мальчик усидчивый и серьезный, на переменах он ходил одинокий и задумчивый. 2.Зимою здесь общество было серенькое, неинтересное. 3.В сентябрьские вечера бывают какие-то особые, задумчивые закаты. 4.На рыжеватую щетину сжатых полей падает первый снег.5. Вместе с мальчиками удил рыбу вихрастый, веснушчатый офицер..6. Белая глянцевая бумага на морозе обжигала пальцы. 7.Мы переехали по бревенчатому мосту через узенькую речонку. 8.На чисто вымытом дощатом полу кружком расселись ребятишки. 9.Дорога проходила песчаным берегом. 10. У каждого экскурсанта за плечами был вещевой мешок. 11.Всю округу припорошило лёгоньким снежком.12. Он весь какой-то сладенький, тихонький. Его так и хочется потрепать по нежненькой щёчке. 13.Государь милостив, авось поможет бедненьким юродивым. 14.Смугловатый цвет его лица показывал, что он давно знаком с закавказским солнцем. 15.Был январский ясный день, всюду сверкало серебряное солнце. 16.По обе стороны дороги мелькали черепитчатые крыши домов. 17.На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка.

3.Составить связный текст (4 – 5 предложений), используя изучаемые орфограммы. Задание по рядам. 1 ряд - правописание суффиксов –ев- - -ив- - -ов-; 2 ряд - -оват- - -еват- - -овит- - -евит-; 3 ряд - -чив- - -лив- , -оньк- - -еньк-, -к- - -ск-.

Работа с составленными текстами.

По окончании производится взаимопроверка.

VI.Подведение итогов урока.

- Чем различается система окончаний притяжательных прилагательных от окончаний прилагательных качественных и относительных? Аргументируйте свой ответ.

-В чем трудность правописания суффиксов прилагательных?

VII.Домашнее задание:§38-39, опорный конспект, упр.232.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!