СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание окончаний существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание существительных

Просмотр содержимого документа
«Правописание окончаний существительных»



7 Лексическая тема: Как мы отдыхаем? Любите ли вы путешествовать?

Грамматическая тема: Правописание окончании существительных в Р.падеже

Как мы отдыхаем

Давайте подумаем, как мы расходуем свое время, особенно свободное. А как подсчитать свой свободное время? Из двадцати четырех часов вычтем время на сон, еду, занятия в вузе, подготовку к семинарам и практическим занятиям, работу по дому. И плюс ещё выходные дни и каникулы А это уже немало Целое богатство.

Что можно сделать за свободное время? Давайте сначала составим себе режим дня будем строго ею придерживаться. Тогда мы прочитаем новые увлекательные кто и. посмотрим выставки, побываем в музеях, будем заниматься туризмом, спортом, рисованием, коллекционированием И от правильного планирования досуга, отдыха, твист настроение и рабочий дух на следующую рабочую неделю. Чтобы почувствовать дни отдыха, шло отбросать скопившиеся психологические нагрузки и набраться новых сил. Человек может морально и физически работать и работать, а если го случается, то будет психологический срыв Было доказано, что организм быстро cтapeет и «изнашивается» если он не отдохнет. Организм требует разгрузки и перерыва для восстановления утраченных сил. Для этого и существуют различные отпуски, каникулы и выходные дни Большинство психологов советуют отдыхать в свой свободное время на природе, потому что именно природа умеет воздействовать на организм и восстанавливать утраченные силы. У нас в Кыргызстане имеются много прекрасных живописных мест. Одно из них озеро Ыссык-Куль, которое является центром отдыха, куда приезжают люди из различных стран и регионов А великолепные горные ущелья, такие как Кегетинское, Ала-Арчинское, Барскоунское н многие другие .Еще можно провести свой отдых в заповеднике Сары-Челек.

Те, кто не могут провести свой отдых на природе, могут спокойно отдохнуть в городе.Многие люди получают удовольствие от посещения музеев, театров. кинотеатров, кармншых галерей, парков развлечений и дворца спорта. В Бишкек часто приезжают знамени! ые певны. актёры, спортсмены, где тоже можно хороню культурно отдохнуть.

Отдых молодых людей обычно проходит по-разному, некоторые ходят в спорт зал, на теннисный корт в различные дискоклубы, бары, парки. Новый парк развлечений «Фламинго» манит к себе любителей острых ощущений, где не только дети, но и родители с большим интересом принимают' участия во всех мероприятиях.

Многие люди увлекаются чтением книг, слушанием музыки, что тоже помогает расслабиться, очистить мысли от забот, забыть все проблемы. Нельзя никогда пренебрегать отдыхом, потому что, человек не машина, он не вечен.

Задание I. Прочитайте текст, составьте к нему план и подчеркните существительные в родительном падеже

Задание2. Расскажите, как вы проводите свой отдых и убедите своих товарищей, что ваш отдых самый активный.

Правописание окончаний cyществительных в родительном падеже

1.В родительном падеже мн. числа у существительных с основой на шипящую не пишется ь: дач. рощ, зрелищ, пожарищ.

2.В безударном окончании родительного падежа множ. числа у существительных на - ии, -ья, - не и обычно на -к пишется - ий: станция -станций, певунья - певуний, селение селений, поместье - поместий ( но ружьё - ружей, платье платьев. ycтье - устьев)

3.В родительном падеж множ. числа после ей не пишется ь: черешен, боен. Исключения барышень, боярышень., деревень.

4.Для выражения част или количества, а также в сочетании с предлогами существительные 2 склонения в родительном падеже, наряду с окончанием –а (-я)могут иметь окончание у (-ю): плантации чая - стакан чаю», вред табака – щепотка табаку

5.Для выражение различных обстоятельственных значений или образования устойчивых сочетаний существительные 2 склонения в Предл. падеже вместо окончания -е получают окончание у (-ю): на лугу, в раю. на берету, ни в одном глазу, написано на роду.

Упражнение 1. Прочитайте отрывка Выделите существительные 2 склонения в рил и предл надежах с окончанием - у (ю) и объясните употребление этого окончания.

Спи, солдат, при жизни краткой,

Ни в дороге, ни в дому.

Не пришлось поспать порядком

Стой, ребята, не соваться.

Толку, нет спускать понтон.

Не докажешь, что твоя

Нынче ха га с краю

Но вцепился в берег правый,

Там остался первый взвод.

И о нём молчат ребята

В боевом родном кругу,

Словно чем-то виноваты,

Кто на левом берегу.

Упражнение 2. Прочитайте пословицы и поговорка истолкуйте их смысл.

Выделите существительные с окончанием -у (ю).

Нет дыма без огня. В нашем полку прибыло. Ложка дегтю в бочку меду. Что с возу ушло, то и прошло. Не до жиру, быть бы жиру. Час oт часу не легче. В чужом глазу сучок видим. а в своем бревна не замечаем. Не зная броду, не суйся в воду. С миру по нитке - голому рубашка. Комар носу не подточит. Возле лесу жить - голоду не видеть. Mного дыму, да мало пылу. Нет проку и речах, если делу не быть. На миру и смерть красна.

Упражнение 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы: ч или чь, ш или шь, щи,щь,ж, или жь.

Очертания кры.. четко рисовались на небе На нём шелом избит в боях, под хладной сталью лик. и ила. изорван на плечах, и ржавый мс . велик. Хозяин постоялого двора был немолодой человек с черной как ту..., красивой бородой. Гости кричали «ура», и в передней плохая музыка играла ту... и всякий вздор. По дороге лежали зеркала iy.. Колыхалась густая ро....

Упражнение 4. Образуйте родительный падеж множественного числа от следующих существительных мужского рода.

1.Башкиры - башкир, болгары, буряты, грузины осетины, румыны, гагары, туркмены, цыгане.

2.Киргизы - киргизов, казахи, узбеки, таджики, якуты

3.Столы - столов, стулья , чулки, ботинки.

4.Вольты - волы. ампиры, микроны, аршины

5.Лимоны - лимонов, апельсины, патиссоны, мандарины, помидоры, огурцы.

Любите ли вы путешествовать?

Речевая разминка. Произнесите в быстром темпе скороговорки:

От топота копыт, пыль по полю летит.

Не то здорово, что было здорово, а то здорово, что не было здорово, - вот здорово, так здорово

На дворе трава, на траве дрова

Задание I. Прочитайте тексты и, выбрав одну из тем. составьте к ней план

Путешествие в Нью-Йорк

Кто из нас не мечтал обойти весь земной шар? Увидеть своими глазами амфитеатры Рима и Греции, саваны Африки. Ниагарский водопад. Амазонку, побывать на концерте в г:агре Ла-Скала, побродить по улицам Парижа Давайте познакомимся чуть-чуть с одним tti красивейших городов Америки - Нью-Йорком

Ныо-Йорк не закапчивается, а начинается великолепными в своём величии здаттиями и монументами, архитектурными ансамблями и центрами культуры, широкими площадям и и прямыми улицами. Все это ещё не даёт представления о том, как бьётся его пульс, мало что говорит о его темпераменте. Город, прежде всего люди Впервые попавшему н оживлённые городские кварталы может показаться, что весь Нью-Йорк живёт на улице Наверное, во времена великого американского попа Уолта Уигмена здесь не было нынешнего столпотворения, но и он писал о ньюйоркцах, как о « вечно спешащей, лихорадочной, наэлектризованной толпе».

Каков же демографический портрет населения мегаполиса, поражающего своей жизнерадостностью, оптимизмом В пределах городской черты проживают около 10 миллиона человек, из которых 2 миллиона испаноговорящих, в основном выходцев из стран Латинской Америки, 2,5 миллиона чёрных американцев, около четверги миллиона лиц азиатского, главным образом китайского происхождения, 19 тысяч индейцев

Нью-Йорк настолько индивидуален, что многие мэры города настаивали на том, что бы город получил статус самостоятельного штата. Город «насыщен» музеями, гетрами, площадями, архитектурными ансамблями. Для каждого из 5 районов Ныо- Ппрка - Манхэттена, Бруклина, Куинса, Бронкса и Ричмонда - характерен только ему одном у присущий стиль жизни. Они - как разные страны Вообразите, что сразу за чащей небоскребов Манхэттена начинаются живописные, «богемные» и вместе с тем удивительно « домашние» кварталы Гривич - вилледж с его выставками уличных художников, с домохозяйками, выгуливающими собачек самых невероятных пород, с распродажей всевозможных цветов. Можно часами бродить по улицам города и не переставать удивляться обликом одного из самых красивых городов Соединённых Штатов Америки.

По родному краю

Неповторимо прекрасна природа Кыргызстана. Много живописных, замечательных мест можно увидеть, путешествуя по ее просторам. В Кыргызстане в один и гот же день можно испытать среднеазиатскую жару, порадоваться весенним многоцветьем альпийских лугов, промокнуть под осенним дождём, увидеть вечные снега на вершинах гор.

Одним из красивейших мест Кыргызстана являются орехоплодовые леса, которые находятся на горных склонах юга страны. Из Бишкека до Они можно доехать на матине по этим красивым горным ущельям.

В плодородных долинах - виноградники, посевы пшеницы, плантации сахарной свеклы, хлопчатника, табака, рисовые плантации

Многочисленные торные реки являются мощными источниками электроэнергии орошения плодородных земель Самой крупной рекой является Нары а собирающий воды с огромной плошали республики. На Пары не построен целый каскад электростанций: Токтогульская, Уч-Коргонская, Курпсайская, Таш-Кумырская и другие

«Жемчужиной» Кыргызстана называют озеро Иссык-Куль. С юга и севера оно окружено горами В ущельях из пол земли бьют горячие ключи На берез ах озера и в юрах много различных здравниц пансионатов, детских лагерей.

Отдыхать в дома отдыха, санатории, на курорты, детские лагеря приезжают тысячи и тысячи людей из разных уголков земли.

Уникальна не только природа Кыргызстана, но и животный мир. И мы должны не только пользоваться красотами природы, но и должны любить и беречь ее, потому что она очень легко ранима и невосполнима.

Задание 2. Составить вопросы к тексту и задайте их своему напарнику.

Задание 3. При чтении обратите внимание да произношение звонких и глухих согласных.

Упражнение I. Допишите нужные предлоги, употребляющиеся при обозначении обстоятельства места

Мой отец приехал Бишкек Он был ... командировке Товарищ учился ... медучилище. Он выбыл ... медучилища по болезни Я вернулся ... санатория в конце августа. Я отдыхал .... санатории около месяца. На Кавказе растут многие тропические растения. Сестра привезла ... небольшую пальму.

Упражнение 2. Перепишите, вставляя в данные словосочетания подходящие предлоги (на - с, в- из). Слова измените по смыслу. Учиться ( университет X ( биологический факультет), ... ( институт), ... ( курсы) ...(школа)

Побывать (Кавказ), ..(Алтай) ...(Урал), (Забайкалье), .(Дальний Восток).

Пойти ... (концерт)... (кино) ....(спектакль).

Словоизменение и словообразование часто сопровождаются чередованием согласных звуков в корнях и суффиксах. Эта чередования возникли в древности, в процессе историческою развития языка.

Примеры чередования согласных звуков:

(г)- (ж) (могу - можешь, враги - вражеский),

(к) - (ч) (пеку - печешь, сук –сучок)

(х)- (ш) (орех - орешек, смех смешной),

(с) - (ш) (бросить брошу, просить – прошение)

(з)-(ж) вязать-вяжу, образ изображение )

(г) - (ч) (свет-свеча, крутой – круча)

(в)- (вл) (ловки, ловлю, править - правлю),

(м) - (мл) (ломить -ломлю, томить – томлю)

(ст) - (ш) (толстый - толпе, простой - проще).

Упражнения3. Выявите чередующие согласные путем подбора родственных слов или форм. Запишите

Направление, напрягать, нарезать, наручный, нарядить, прибавлять, приближение. свергнуть, увлечение, привыкать. дыхание, примета, замостить, принижение, припое игь

Упражнение4. Разберите по составу данные слова Укажите возможные чередования согласных звуков

Обязанный, обозначать, мазать, лоточник, личность, кулацкий, замолчать, заморозить, занижать, довязывать, докрашивать, блеснуть, больничный, брызнуть, искалеченный, искажение, искушение

Задание 5 Употребляя данные ниже слова, составы рассказ на тему: «Путешествие» '

Экскурсия, поход поездка, другие государства, природа, горы, флора, фауна, ущелье, цивилизация, океан, корабли, материк, вулканы, степи, саванна, животные, город, люди, исторические места, собор, архитектурные памятники.

Знаете ли вы?

1.Какую площадь на земном паре занимаем суша и вода? - Суша - 149 миллионов, вода 361 миллионов квадратных метров, а всего 510 миллионов квадратных метров.

2.Какой самый большой остров на земле? - Гренландия -2 176 000 квадратных километров.

3.Какой самый большой полуостров? - Аравийский - 30 000 квадратных километров.

4.Какая самая длинна река п бывшем Советском Сонве? - Лена 4 270 километров

5.Какая самая большая глубина у озер? -1741 метр у Байкала.

6Какая самая высокая горная вершина на земле? - Джомолунгма (Эверест) - 8 848 метров.

7Какая страна самая большая в мире по площади? - Бывший Советский Соки - 22,4 миллиона квадратных километров.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!