СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Конспект урока русского языка составлен с использованием образовательной модели "Шаг за шагом".

Просмотр содержимого документа
«Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Тема. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Цель: знакомство с правописанием падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Задачи:

обучающая: формирование умения распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода;

развивающая: содействовать развитию умения определять падеж имён прилагательных, выделять их окончания;

воспитательная: создать условия для формирования коммуникативной культуры через организацию способов взаимодействия, развитию положительной мотивации учения, привитию навыков рефлексивных умений.

Оборудование: карточки с заданиями, энциклопедии «Экология», «Животные», «Большая энциклопедия школьника», учебник, фонограммы с записями детских песен, звуков природы.

Тема проекта: Мир экологии.

Ход урока

І.Организационный этап

Звучит запись звуков природы «Утро».

Динь – динь, динь – день,

Начинаем новый день.

Дили, дили, дили, дили,

Птички нас всех разбудили.

Психологическая разминка

Все дети стоят кругом, взявшись за руки.

- Ребята, у меня в руках пушинка. Посмотрите на неё внимательно и опишите её. (Ребята отвечают, что пушинка лёгкая, мягкая, маленькая и т.д) А теперь задание: вам надо передать пушинку друг другу так, чтобы она не упала и никуда не улетела. (Дети передают пушинку друг другу)

- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Я видела как аккуратно и осторожно вы передавали пушинку друг другу, старались не подвести себя и своих друзей. А это говорит о том, что вместе вы можете справиться с любыми испытаниями и никогда не подведёте друг друга в трудной ситуации.

ІІ. Этап проверки выполнения домашнего задания

Упр.265 на ст.143.

Задание: списать упражнение, найти прилагательные, выделить окончания, указать их род и падеж.

Для проверки домашнего задания ребятам были предложены карточки с разноуровневыми заданиями. Каждый ученик сам выбрал себе карточку.

Карточка с заданиями 2 уровня

Задание: записать предложения, выделить окончания прилагательных единственного числа, сверху указать их род.

На длинной гибкой шее лебедя разместилась маленькая изящная головка.


Карточка с заданиями 3 уровня

Задание: дописать окончания прилагательных.

Веяло утренн.. свежестью, в голуб.. небе пели ранн.. птички.


Карточка с заданиями 4 уровня

Задание: дописать окончания существительных и прилагательных, сверху указать их падеж.

В дупле стар.. дерев.. среди глух.. лес.. поселились две совы.

Карточка с заданиями 5 уровня

Задание: записать подходящие по смыслу прилагательные, указать их падеж и род.

ковёр был соткан из … и … листьев.


IІІ. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Минутка чистописания

Записано на доске:

О о

вода солнце кислород

Любой выброшенный бытовой мусор может привести к серьёзному экологическому бедствию.

Во время минутки чистописания проводится словарная работа. Объясняется правописание слов солнце, вода, значение слова бедствие.

Также ребятам было предложено следующее задание: прочитать предложение, найти в нём имена прилагательные и определить их род.

После выполнения задания, ученикам предлагается самим назвать тему и задачи урока.



ІV. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Учитель обобщает ответы детей, ещё раз называет тему и задачи урока.

Введение в новую тему.

Работа с учебником

Выполнение упр.265 ст.143.

Утренние лучи

Выплыло на небе красное солнышко и стало золотыми лучами будить землю.

Встрепенулся голосистый жаворонок и запел свою серебряную песенку. Весело запрыгал серенький зайчик по росистому лугу. Полетела трудолюбивая пчёлка собирать душистый медок.

Задания.

  1. Прочитать. Найти имена прилагательные мужского и среднего рода единственного числа. Определить их падеж. Назвать окончания в именительном и винительном падежах.

  2. Выписать имена прилагательные мужского и среднего рода вместе с именами существительными, к которым они относятся.

После выполнения задания проводится самопроверка.

Работа над текстом

-Ребята, какое время суток описывает автор?

-Какое существительное характеризуют прилагательные душистый, ароматный, пахучий?

А знаете ли вы, что если ежедневно съедать три чайные ложки мёда, то можно повысить сопротивляемость нашего организма к различным болезням. Ещё древние греки называли мёд волшебным эликсиром, продлевающим жизнь. Царица Клеопатра использовала мёд для того, чтобы кожа выглядела молодой, а фигура была стройной.

Выполнение упр.226. ст. 144.

Задание. Рассмотреть рисунок, назвать окончания имён прилагательных.

Поднебесн… братск… лугов…

подземн… дружеск… светов…

подводн… детск… снегов…

Составить несколько предложений с данными прилагательными в именительном и винительном падежах. (Устно)

(Учащиеся называют окончания, объясняют свой ответ и составляют предложения)


Физкультминутка

Звучит запись звуков природы «Друзья леса»

Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел. (Туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться)

V. Этап первичной проверки понимания изученного

Упр. 267 ст. 145.

Задание. Списать. Подчеркнуть главные члены предложения. Определить падеж прилагательных, выделить окончания. Сделать вывод, с каким членом предложения связаны прилагательные в именительном падеже? В винительном?

После выполнения задания учащимися проводится взаимопроверка.

VІ. Этап закрепления новых знаний и способов действий

Работа в центрах обучения

Центр Экспертов - экологов

Задания:

1. Прослушать фонограмму. Ответить, о ком рассказывается в песне? (Звучала фонограмма песни о кузнечике.)

2. Объяснить, какой процесс произошёл в данной ситуации, с точки зрения экологии. ( Можно использовать энциклопедию.)

3. Написать краткую биографию жертвы пищевой цепи (кузнечика), используя прилагательные. Определить их падеж, выделить окончания.

4. При помощи энциклопедии ответить: кто есть кто в пищевой цепи.

Центр Экологов - исследователей.

Задания:

1. Прочитать стихотворение Э. Огнецвет.

Земля с лазурными очами,

Раздолье речек и лугов,

Тут называют Васильками

Светлоголовых пареньков.

Звенят криницы, как цимбалы,

Тропинки светятся в лесах.

Поля, пригорки, перевалы –

Просторный шлях, далёкий шлях.

2. Дать определение экосистемы. Назвать все экосистемы, которые встречаются в стихотворении. (Можно использовать энциклопедию).

3. С существительными (названиями экосистем) составить предложения, используя прилагательные. Подчеркнуть главные члены предложения. Определить падеж имён прилагательных м. р. и с. р., обозначить окончания.

Центр Экологов-литераторов.

Задания:

1. При помощи энциклопедии рассказать, что такое биоразнообразие. Назвать, какие живые существа правят миром.

2. Придумать загадки о представителях различных экосистем, используя прилагательные мужского и среднего рода. Выделить их окончания, определить падеж.

Презентация выполненной работы учащимися

Каждый центр рассказывает о проделанной работе.

VІІ. Этап информации о домашнем задании.

Упр. 268 ст. 146.

Задание. Списать, вставляя пропущенные окончания. Определить падеж имен прилагательных.

VІІІ. Этап подведения итогов урока.

- Мы - хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

Так, рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

- А какими качествами должен обладать человек, любящий свою Родину? Какое у него должно быть сердце?

Человек (какой?)

Сердце (какое?)

(Учащиеся подбирают к данным существительным прилагательные. Используя полученные словосочетания, они составляют предложения, употребляя прилагательные мужского и среднего рода в винительном и именительном падежах.)

Выставляются отметки учащимся за урок

ІX. Этап рефлексии

1. Раньше я не знал, что…

2. Сегодня я узнал, что…

3. Я научился…

6. Самое интересное…

- Наш урок окончен. С каким настроением вы уходите на перемену?

Эмоциональная зарядка «Море волнуется»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Фигура настроения на месте замри!

- Всем спасибо за работу.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!