Тема. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
Цель: знакомство с правописанием падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
Задачи:
обучающая: формирование умения распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода;
развивающая: содействовать развитию умения определять падеж имён прилагательных, выделять их окончания;
воспитательная: создать условия для формирования коммуникативной культуры через организацию способов взаимодействия, развитию положительной мотивации учения, привитию навыков рефлексивных умений.
Оборудование: карточки с заданиями, энциклопедии «Экология», «Животные», «Большая энциклопедия школьника», учебник, фонограммы с записями детских песен, звуков природы.
Тема проекта: Мир экологии.
Ход урока
І.Организационный этап
Звучит запись звуков природы «Утро».
Динь – динь, динь – день,
Начинаем новый день.
Дили, дили, дили, дили,
Птички нас всех разбудили.
Психологическая разминка
Все дети стоят кругом, взявшись за руки.
- Ребята, у меня в руках пушинка. Посмотрите на неё внимательно и опишите её. (Ребята отвечают, что пушинка лёгкая, мягкая, маленькая и т.д) А теперь задание: вам надо передать пушинку друг другу так, чтобы она не упала и никуда не улетела. (Дети передают пушинку друг другу)
- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Я видела как аккуратно и осторожно вы передавали пушинку друг другу, старались не подвести себя и своих друзей. А это говорит о том, что вместе вы можете справиться с любыми испытаниями и никогда не подведёте друг друга в трудной ситуации.
ІІ. Этап проверки выполнения домашнего задания
Упр.265 на ст.143.
Задание: списать упражнение, найти прилагательные, выделить окончания, указать их род и падеж.
Для проверки домашнего задания ребятам были предложены карточки с разноуровневыми заданиями. Каждый ученик сам выбрал себе карточку.
Карточка с заданиями 2 уровня
Задание: записать предложения, выделить окончания прилагательных единственного числа, сверху указать их род.
На длинной гибкой шее лебедя разместилась маленькая изящная головка.
Карточка с заданиями 3 уровня
Задание: дописать окончания прилагательных.
Веяло утренн.. свежестью, в голуб.. небе пели ранн.. птички.
Карточка с заданиями 4 уровня
Задание: дописать окончания существительных и прилагательных, сверху указать их падеж.
В дупле стар.. дерев.. среди глух.. лес.. поселились две совы.
Карточка с заданиями 5 уровня
Задание: записать подходящие по смыслу прилагательные, указать их падеж и род.
… ковёр был соткан из … и … листьев.
IІІ. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Минутка чистописания
Записано на доске:
О о
вода солнце кислород
Любой выброшенный бытовой мусор может привести к серьёзному экологическому бедствию.
Во время минутки чистописания проводится словарная работа. Объясняется правописание слов солнце, вода, значение слова бедствие.
Также ребятам было предложено следующее задание: прочитать предложение, найти в нём имена прилагательные и определить их род.
После выполнения задания, ученикам предлагается самим назвать тему и задачи урока.
ІV. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Учитель обобщает ответы детей, ещё раз называет тему и задачи урока.
Введение в новую тему.
Работа с учебником
Выполнение упр.265 ст.143.
Утренние лучи
Выплыло на небе красное солнышко и стало золотыми лучами будить землю.
Встрепенулся голосистый жаворонок и запел свою серебряную песенку. Весело запрыгал серенький зайчик по росистому лугу. Полетела трудолюбивая пчёлка собирать душистый медок.
Задания.
Прочитать. Найти имена прилагательные мужского и среднего рода единственного числа. Определить их падеж. Назвать окончания в именительном и винительном падежах.
Выписать имена прилагательные мужского и среднего рода вместе с именами существительными, к которым они относятся.
После выполнения задания проводится самопроверка.
Работа над текстом
-Ребята, какое время суток описывает автор?
-Какое существительное характеризуют прилагательные душистый, ароматный, пахучий?
А знаете ли вы, что если ежедневно съедать три чайные ложки мёда, то можно повысить сопротивляемость нашего организма к различным болезням. Ещё древние греки называли мёд волшебным эликсиром, продлевающим жизнь. Царица Клеопатра использовала мёд для того, чтобы кожа выглядела молодой, а фигура была стройной.
Выполнение упр.226. ст. 144.
Задание. Рассмотреть рисунок, назвать окончания имён прилагательных.
Поднебесн… братск… лугов…
подземн… дружеск… светов…
подводн… детск… снегов…
Составить несколько предложений с данными прилагательными в именительном и винительном падежах. (Устно)
(Учащиеся называют окончания, объясняют свой ответ и составляют предложения)
Физкультминутка
Звучит запись звуков природы «Друзья леса»
Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел. (Туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться)
V. Этап первичной проверки понимания изученного
Упр. 267 ст. 145.
Задание. Списать. Подчеркнуть главные члены предложения. Определить падеж прилагательных, выделить окончания. Сделать вывод, с каким членом предложения связаны прилагательные в именительном падеже? В винительном?
После выполнения задания учащимися проводится взаимопроверка.
VІ. Этап закрепления новых знаний и способов действий
Работа в центрах обучения
Центр Экспертов - экологов
Задания:
1. Прослушать фонограмму. Ответить, о ком рассказывается в песне? (Звучала фонограмма песни о кузнечике.)
2. Объяснить, какой процесс произошёл в данной ситуации, с точки зрения экологии. ( Можно использовать энциклопедию.)
3. Написать краткую биографию жертвы пищевой цепи (кузнечика), используя прилагательные. Определить их падеж, выделить окончания.
4. При помощи энциклопедии ответить: кто есть кто в пищевой цепи.
Центр Экологов - исследователей.
Задания:
1. Прочитать стихотворение Э. Огнецвет.
Земля с лазурными очами,
Раздолье речек и лугов,
Тут называют Васильками
Светлоголовых пареньков.
Звенят криницы, как цимбалы,
Тропинки светятся в лесах.
Поля, пригорки, перевалы –
Просторный шлях, далёкий шлях.
2. Дать определение экосистемы. Назвать все экосистемы, которые встречаются в стихотворении. (Можно использовать энциклопедию).
3. С существительными (названиями экосистем) составить предложения, используя прилагательные. Подчеркнуть главные члены предложения. Определить падеж имён прилагательных м. р. и с. р., обозначить окончания.
Центр Экологов-литераторов.
Задания:
1. При помощи энциклопедии рассказать, что такое биоразнообразие. Назвать, какие живые существа правят миром.
2. Придумать загадки о представителях различных экосистем, используя прилагательные мужского и среднего рода. Выделить их окончания, определить падеж.
Презентация выполненной работы учащимися
Каждый центр рассказывает о проделанной работе.
VІІ. Этап информации о домашнем задании.
Упр. 268 ст. 146.
Задание. Списать, вставляя пропущенные окончания. Определить падеж имен прилагательных.
VІІІ. Этап подведения итогов урока.
- Мы - хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
Так, рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
- А какими качествами должен обладать человек, любящий свою Родину? Какое у него должно быть сердце?
Человек (какой?)
Сердце (какое?)
(Учащиеся подбирают к данным существительным прилагательные. Используя полученные словосочетания, они составляют предложения, употребляя прилагательные мужского и среднего рода в винительном и именительном падежах.)
Выставляются отметки учащимся за урок
ІX. Этап рефлексии
1. Раньше я не знал, что…
2. Сегодня я узнал, что…
3. Я научился…
6. Самое интересное…
- Наш урок окончен. С каким настроением вы уходите на перемену?
Эмоциональная зарядка «Море волнуется»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Фигура настроения на месте замри!
- Всем спасибо за работу.