СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание падежных окончаний имён прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку

 

Просмотр содержимого документа
«Правописание падежных окончаний имён прилагательных»

Тема: «Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных»

Класс: 5 а

Цель урока: создать условия для повторения и закрепления знаний о правилах написания падежных окончаний имён  прилагательных

Задачи урока:

  1. обучающие: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся, формировать навык самоконтроля;

  2. развивающие: способствовать развитию у учащихся умений правописания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных;

  3. воспитательные: воспитывать учебную активность и умение работать в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепление знаний о правилах написания падежных окончаний имён  прилагательных; закрепление навыка  применения алгоритма выбора гласной в окончаниях прилагательных; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных; воспитание интереса к изучению предмета;

Личностные:   самоопределение, смыслообразование, создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе, положительное отношение к изучению русского языка.

Познавательные:  работа с информацией, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу, целеполагание,   управление своей деятельностью,  контроль и коррекция, самостоятельность, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, формулировать своё мнение; работать в группах; воспринимать различные точки зрения и приходить к совместному решению.

Тип урока: урок методологической направленности

Оборудование:  конверты, карточки со словами, презентация.


Ход урока

  1. Организационный этап.

Цель: встреча друг с другом, приветствие, эмоциональный настрой.

Дети образуют круг.

У: Здравствуйте, ребята! Начнём урок русского языка. Слайд 2

Д: Поговорим! (касаются ладонями)

Поговорим!?

О чём?

О разном

И о прочем.

О том,

Что очень хорошо

И хорошо не очень.

Поговорим!

Поговорим!?

Вдруг будет интересно!

О том, что знаешь только ты.

А что – то мне известно.

Давай поговорим!

Давай!

Нам будет интересно! (поднимают руки вверх)

У: Ребята, разделимся на группы, количество человек в группе вы определите по хлопкам. (2 хлопка,4 хлопка)

У: Спасибо! Вы образовали рабочие группы. Займите свои места.

  1. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности учащихся.

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.

У: Возьмите карточки, составьте предложения, прочитайте хором.

Д: Мы самые внимательные! (1 группа)

Д: Мы самые старательные! (2 группа)

Д: Мы отлично учимся! (3 группа)

Д: У нас всё получится! (4 группа)

У: Многое в жизни зависит от нас самих! Ведь если настроиться на урок оптимистично, с настроением, то всё получится. Я желаю вам плодотворной работы.

  1. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока.

Цель: повторить морфологические признаки имени прилагательного

У: Отгадайте мою загадку: Конь…,хвост…

У: Почему вы её не поняли?

У: Какие это части речи?

У: Помогли ли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь?

Д: Нет.

У: Послушайте ещё раз загадку Хвост льняной, конь стальной.

Д: Иголка с ниткой.

У: Какие слова помогли догадаться?

Д: Льняной, стальной

У: Что объединяет эти слова?

Д: Имена прилагательные

У: Докажите, что эти слова имена прилагательные

У: Мы начали изучать имя прилагательное. (На доске)

У: Проверим, что мы знаем об имени прилагательном. На столе лежат листы. Составьте модель Фрейера к понятию имя прилагательное. Работаем в группах. (Напомнить работу в группах. Карточка на доске.) Время 2 минуты.

У: Проверим. Прочитайте определение стол №2 – партнёр1, морфологические признаки стол №1 - партнёр 4, примеры стол №3 – партнёр 2, противоположные примеры стол №4 – партнёр 3.

У: Хорошо. Спасибо.


  1. Обобщение и систематизация знаний

Цель: повторить правописание гласных в падежных окончаниях имени прилагательного, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся, формировать навык самоконтроля, развивать внимание, мышление, воображение.

У: Продолжаем работать в группе. У каждой группы будет своё задание. Задание находиться в конверте. Партнёр № 1 возьмёт конверт, прочитает задание. Задача группы: выполнить задание и рассказать всем. Время на выполнение задания 5 минут.

Задание для группы №1.

Прочитайте словосочетание. Тёплый весенний день.

  1. Как определить род и число имени прилагательного?

  2. Определите род, число имени прилагательного.

  3. Просклоняйте словосочетание.

  4. Выделите окончания имён прилагательных.

  5. Сделайте вывод. Расскажи всё об окончаниях имени прилагательного.

Задание для группы №2.

Прочитайте словосочетание. Тёплое весеннее утро.

  1. Как определить род и число имени прилагательного?

  2. Определите род, число имени прилагательного.

  3. Просклоняйте словосочетание.

  4. Выделите окончания имён прилагательных.

  5. Сделайте вывод. Расскажи всё об окончаниях имени прилагательного.

Задание для группы № 3.

Прочитайте словосочетание. Тёплая весенняя пора.

  1. Как определить род и число имени прилагательного?

  2. Определите род, число имени прилагательного.

  3. Просклоняйте словосочетание.

  4. Выделите окончания имён прилагательных.

  5. Сделайте вывод. Расскажи всё об окончаниях имени прилагательного.

У: Посмотрите на доску. Что вы видите?

Д: Это окончания имён прилагательных.

У: Предположите тему урока.

Д: Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. Слайд 3

У: Что заметили? Какой вывод можно сделать?

Д: В м.р. и с.р. окончания одинаковые. А в ж.р. в Р.п. Д.п. Т.п. П.п. тоже одинаковые окончания.

У: Можно ли в написании окончаний имён прилагательных допустить ошибки?

Д: Да

У: Какие цели поставим на уроке? (знать падежи и окончания имён прилагательных, уметь правильно их писать)

У: Проверим своё предположение. С.86,прочитайте тему урока, прочитайте правило, сделайте вывод.

У: Чтобы грамотно писать окончания имён прилагательных, послушаем выступление 4 группы.

Задание для группы № 4.

  1. Задайте вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

  2. Определите род, число, падеж.

  3. Вставьте окончания имён прилагательных.

  4. Составьте алгоритм.

Ранн… утром ( ?) ( р, ч, п.), о могуч… дубе ( ?) ( , , .), про тёпл… погоду ( ?) ( , , ), у дуплист… дерева ( ?) ( , ч, п).

У: Проверим своё предположение по учебнику с.87,правило

У: Всё ли отметила 4 группа?

Д: Нет. Можно для проверки поставить вопрос какой?

  1. Физкультминутка

Цель: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения.

У: А сейчас отдохнём под музыку.

Сколько падежей в русском языке? (6)

Сколько пятых классов в нашей школе?(2)

Сколько звуков в слове юла?(4)

Сколько будет, если 10 уменьшить на 2? (8)

Сколько букв в слове молодцы? (7)

У: Спасибо, вы молодцы!

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель: обобщить знания детей о написании гласных в падежных окончаниях имени прилагательного, формировать навык самоконтроля

У: Открываем тетради, записываем число 10 апреля. Слайд 4.

У: Прочитайте словосочетания на слайде. Запишите в тетрадь. Вставьте окончания, пользуясь алгоритмом. Определите падеж.

С надёжн… врачом (Т.п), к аккуратн… девочке ( Д.п), о жарк… погоде (П.п), у хорош…товарища (Р.п), добр… мама (И.п), в просторн…школу(В.п).

У: Проверяем упражнение по алгоритму, составляем диаграмму с помощью магнитов.

  1. Применение знаний на практике. Тестирование.

У: Проверим свои знания на практике. Поработаем с тестом.

  1. Выбери нужное окончание. Слайд 5.

О младш… сестре

а) ий

б) ой

в) ей


  1. В какой форме употреблено имя прилагательное в словосочетании

в сосновом бору. Слайд 6.

    1. в форме м.р., ед.ч., Р.п.

б) в форме м.р., ед.ч., П.п.

в) в форме с.р., ед.ч., П.п.


  1. В какой форме употреблено имя прилагательное в словосочетании

про глиняную миску. Слайд 7.

а) в форме ж.р., ед.ч., В.п.

б) в форме ж.р., ед.ч., Р.п.

в) в форме ж.р., ед.ч., И.п.


  1. Определите падеж имён прилагательных, выберите нужную строку. Слайд8

На высокой ёлке, в открытое окно, за шумным городом, из чистого озера

а) П.п., В.п., Т.п., П.п.

б) П.п., И.п., Р.п., Д.п.

в) П.п., В.п., Т.п., Р.п.


  1. В какой форме употреблено в предложении выделенное имя прилагательное. Слайд 9.

В это солнечное утро лес был наполнен радостью.

а) в форме с.р., ед.ч., В.п.

б) в форме с.р., ед.ч., И.п.

в) в форме м.р., ед.ч., И.п.

У: Проверим: 1.- в, 2 – б, 3 – а, 4 - в , 5 - а ответы на доске

У: Кто выполнил все 5 заданий – «5», 4 – «4», 3 – «3», 1,2 – «2»Слайд 10.

У: Сейчас построим диаграмму «Наши успехи» выполнения теста.

У: Кто выполнил задание на «5» возьмите зелёный магнит, «4» - синий, «3» - жёлтый.

У: Ребята с зелёными листочками выходят и строят столбик “У меня все получилось”, выходят ребята с синими листочками вам “Еще придется потрудиться”, с жёлтыми листочками “Да, трудно все-таки учиться!”

У: Ребята, смотрите самый высокий столбик…

  1. Итог урока. Рефлексия.

Цель: подведение итогов урока.

У: Подведем итог.

У: Вспомним, какую цель ставили в начале урока.

Д: Вспомнить падежи и окончания имён прилагательных, уметь правильно их писать.

У: Достигли мы этой цели?

(можно, если сомневаешься поставить слово - какой?)

У: Выскажите своё мнение. Слайд 11.

Я узнал …

Я смогу …

Меня удивило …( если сомневаешься в написании окончания имени прилагательного, то можно поставить слово - какой?)

Хочу поблагодарить…

Домашнее задание: Слайд 12.

  1. Выполнить упр.578, повторить правило с.86-87.

  2. Из стихотворений С. Есенина, А.С. Пушкина выписать 10 словосочетаний (прил + сущ),выделить окончание, определить род, число, падеж.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!