СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание приставок -ться, -тся в глаголах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок -ться, -тся в глаголах»



Тема урока: Правописание –ться, -тся в глаголах.


Цели урока:


1. Учить учащихся писать –ться, -тся в глаголах.


2. Развивать орфографическую зоркость, умение работать с учебником, навыка самопроверки; обогащение словарного запаса.


3. Воспитание самостоятельности, умения работать в группе; аккуратности при работе в тетради.



Ход урока


I. Организационный момент. Словарная работа.


- Встали красиво, ровно. Показываем, что вы готовы к уроку. Садитесь.


- Ребята, как вы думаете как нужно писать на уроке русского языка?

( грамотно, красиво, быстро )


- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Да, по календарю ноябрь – это последний месяц осени, а по всем приметам – зима. Перечислите приметы.



Д м-тель м-роз с-вер


О ин-ей в-р-бей пл-ток


С в-сток с-рока п-льто


К м-дведь з-пад н-род


А


- Какие безударные гласные пропущены? Показываем. Подумайте, какое слово лишнее в каждом столбике и почему? Подберите обобщающее слово, понятие. (Стороны света, какая не названа?)


- Запишите в тетрадях число, классная работа. Запишите по памяти как можно больше словарных слов (max 12 слов). Сколько записали? Кто больше запомнил?


- Молодцы! Устно составьте предложение или небольшой рассказ, используя словарные слова.


I I. Повторение изученного ранее.


- Ребята, мы с вами на прогулке в группе продленного дня не раз лепили снеговика и разные фигуры из снега. А давайте мы с вами попробуем прямо на уроке построить снеговика. Для этого нам понадобиться выполнить несколько заданий. Прочитайте предложение, записанное на доске:


Снежное покрывало всю землю покрывало.


- Найдите одинаковые слова. В чем сходство? (Написание, произношение)


- А отличие какое-то есть? ( В лексическом значении слова, часть речи разная)


- К изучению какой части речи мы приступили после каникул? (Глагол) Что вы знаете о глаголе?


- Я вам раздала листочки с


заданием. Обсудите в группах свои знания



1. Расшифруй «АЛЛОГГ».


2. Что обозначает глагол?


По вертикали:


3. Один из грамматических признаков глагола.


4. Совершенный и несовершенный …


5. Единственное и множественное …


6. Прошедшее, настоящее и будущее …


- Проверяем первую группу.





I I I. Актуализация


новых знаний. Новый материал.


- Прочитайте стихотворения М. Бородицкой, записанные на доске (рубрика «Давай подумаем»):


Солнце садится, струится водица, Меж грибами мухомор


Птица синица в воду глядится. Красотой гордится.


Чистой водицы синица напьется - Нечего гордиться


Славно сегодня звенитсяпоется. Для супа не годится.


- Назовите выделенные слова. В каких словах пишется –ца? Какая это часть речи? А в каких словах слышится [ца], но пишутся другие сочетания: -тся, -ться?


- Кто попробует сформулировать тему урока? Какую цель поставим перед собой?


- Как бы определили, когда пишется – тся, а когда – ться? Кто заметил закономерность? Выскажите свои предположения.


- Хорошо! Подберите глаголы к вопросам, чтобы в них были сочетания – тся, -ться: Что делать? Что делает?


купаться купается


- Что заметили? В какой форме глаголы? Сделайте вывод. Открываем учебник на стр.101. Читаем рубрику « Тайны языка».


- Давайте это задание выполним в группах: придумайте и запишите на листочках как можно больше слов за 2минуты. (три группы – на вопрос «что делать?», другие три группы – «что делает?»)


- Проверяем: сколько слов записали и правильно ли? Затем прикрепляем на доску так, чтобы получился второй «ком» поменьше.


- Зрительная гимнастика.


IV. Закрепление и повторение.


-Давайте выполним следующее задание: соберите рассыпавшееся четверостишие. Работаем в группах. Итак, что получилось?


1 Кружатся снежинки


2 В воздухе морозном.


3 Падают на землю


4 Кружевные звезды.


V. Самостоятельная работа по выбору.


- В учебнике на стр.101 упр.3 (запиши 3 глагола по образцу: гордиться – гордится – гордятся…) Или в рабочей тетради на печатной основе стр.37 упр.2 (вставь пропущенные буквы – орфографический тренинг, в выделенных глаголах на месте пропусков вставь –тся или –ться – отработка написания –тся, -ться в глаголах.)


VI. Рефлексия учебной деятельности.


- Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие сделали? В каких случаях пишется – тся, а в каких – ться?


- Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чем была причина затруднения? Какую цель перед собой ставили?


- Достигли ли поставленной цели? Над чем еще надо поработать?


- И в заключении оцени теперь свой уровень знаний о глаголе. Расширили мы знания?


- Всем спасибо за работу. Урок окончен. Отдыхаем.