СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание слов с безударным гласным в корне.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с безударным гласным в корне.»

Правописание слов с безударным гласным в корне. Автор работы: Науменко Елена Викторовна, учитель начальных классов МОУ СОШ №20, г. Тверь, 2022

Правописание слов с безударным гласным в корне.

Автор работы:

Науменко Елена Викторовна,

учитель начальных классов МОУ СОШ №20, г. Тверь,

2022

О О О Ь О

О

О

О

Ь

О

Правописание слов с безударным гласным в корне .    Русский язык. 2 класс. УЧИМ ВМЕСТЕ!

Правописание слов с безударным гласным в корне . Русский язык. 2 класс.

УЧИМ ВМЕСТЕ!

Уроки № 45 -46 Тема урока:  Правописание слов с безударным гласным в корне. Цель урока: 1) Формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки безударных гласных в корне слова, в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем. 2)Нахождение безударных гласных в корне слова. 3) Способы проверки безударных гласных в корне.

Уроки № 45 -46

Тема урока:

Правописание слов с безударным гласным в корне.

Цель урока:

  • 1) Формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки безударных гласных в корне слова, в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем.
  • 2)Нахождение безударных гласных в корне слова.
  • 3) Способы проверки безударных гласных в корне.
В корнях слов безударные гласные могут быть трёх типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся. теперь жми на меня Проверяемые:  В русском языке нужно проверять написание гласных букв   А, О, И, Е, Я,  когда они обозначают безударные гласные звуки. Для безударных гласных в корне действует правило: Непроверяемые: Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным: Чередующиеся: В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются: жми жми жми

В корнях слов безударные гласные могут быть трёх типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

теперь жми на меня

Проверяемые:

  • В русском языке нужно проверять написание гласных букв 

А, О, И, Е, Я,  когда они обозначают безударные гласные звуки.

  • Для безударных гласных в корне действует правило:

Непроверяемые:

  • Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).
  • Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным:

Чередующиеся:

  • В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются:

жми

жми

жми

Вернись обратно Проверяемые безударные гласные:  Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной. В качестве проверочного слова может выступать: Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).  зима – зимний, повар – варка, варит,  дождливый — дождь. Измененная форма этого же слова. леса – лес, слоны – слон, грибы — гриб.

Вернись

обратно

Проверяемые безударные гласные:

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной. В качестве проверочного слова может выступать:

  • Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

зима – зимний, повар – варка, варит,

дождливый — дождь.

  • Измененная форма этого же слова.

леса – лес, слоны – слон, грибы — гриб.

Вернись обратно Непроверяемые безударные гласные: В русском языке есть множество слов, которые произносятся не так, как пишутся. Чтобы написать грамотно то или иное слово, необходимо знать различные правила орфографии. Но есть слова, написание которых проверить никак не удается. Такие слова были выделены в отдельную группу и были названы словарными словами. Таких слов достаточно много. Главное, что правописание словарных слов ,  как и   таблицу умножения , необходимо знать наизусть!

Вернись

обратно

Непроверяемые безударные гласные:

  • В русском языке есть множество слов, которые произносятся не так, как пишутся. Чтобы написать грамотно то или иное слово, необходимо знать различные правила орфографии.
  • Но есть слова, написание которых проверить никак не удается. Такие слова были выделены в отдельную группу и были названы словарными словами.
  • Таких слов достаточно много.
  • Главное, что правописание словарных слов ,

как и   таблицу умножения , необходимо знать наизусть!

Вернись обратно Чередующиеся безударные гласные: В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Например , в словах  загар, загорелый  в корне чередуются гласные  А  и  О   (гар/гор), в словах  застилать, постелить  — гласные  И  и  Е   (стил/стел). Написание чередующихся гласных зависит от одного из условий: ударения, конечных согласных корня, наличия суффикса -а- или смыслового значения.

Вернись

обратно

Чередующиеся безударные гласные:

  • В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются.
  • Например , в словах  загар, загорелый  в корне чередуются гласные  А  и  О   (гар/гор), в словах  застилать, постелить  — гласные  И  и  Е   (стил/стел).
  • Написание чередующихся гласных зависит от одного из условий: ударения, конечных согласных корня, наличия суффикса -а- или смыслового значения.
Чтобы не сомневаться, как правильно написать гласную в слове, нужно запомнить несколько правил: Пункт 1. Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора однокоренных слов или изменением грамматической формы слова. Пункт 2. Непроверяемые безударные гласные в корне слова — необходимо запомнить написание словарных слов. Работа по запоминанию правильного написанию словарных слов — трудная и кропотливая. Для этого нужно понимать лексическое значение запоминаемого слова.

Чтобы не сомневаться, как правильно написать гласную в слове, нужно запомнить несколько правил:

Пункт 1. Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора однокоренных слов или изменением грамматической формы слова.

Пункт 2. Непроверяемые безударные гласные в корне слова — необходимо запомнить написание словарных слов. Работа по запоминанию правильного написанию словарных слов — трудная и кропотливая. Для этого нужно понимать лексическое значение запоминаемого слова.

Алгоритм проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слове»: Поставь в слове ударение. Выдели корень (подобрав однокоренные слова). Найди гласную, нуждающуюся в проверке. Подбери проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. Если проверочное слово подобрать не удалось, то возможно это непроверяемая  безударная гласная ( словарное слово ).

Алгоритм проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слове»:

  • Поставь в слове ударение.
  • Выдели корень (подобрав однокоренные слова).
  • Найди гласную, нуждающуюся в проверке.
  • Подбери проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
  • Если проверочное слово подобрать не удалось, то возможно это непроверяемая

безударная гласная ( словарное слово ).

Как узнать орфограмму буквы безударных гласных в корне слова? Помогут вопросы: Что слышу? Что вижу? О чем должен подумать? Если слышится звук [ А ], то на его месте может писаться буква А , а может и буква О . На месте звука [ И ] могут писаться буквы А, И, Е, Я . Значит, когда в корне слышите безударный звук [ А ] или [ И ] надо думать, какие буквы выбрать для их обозначения. Если же наоборот, нужно найти, на месте каких букв скрывается безударный гласный звук в корне, обращайте внимание на буквы А, О, Е, И, Я . Такие слова нужно проверять. давай узнаем как

Как узнать орфограмму буквы безударных гласных в корне слова? Помогут вопросы:

  • Что слышу?
  • Что вижу?
  • О чем должен подумать?
  • Если слышится звук [ А ], то на его месте может писаться буква А , а может и буква О . На месте звука [ И ] могут писаться буквы А, И, Е, Я . Значит, когда в корне слышите безударный звук [ А ] или [ И ] надо думать, какие буквы выбрать для их обозначения.
  • Если же наоборот, нужно найти, на месте каких букв скрывается безударный гласный звук в корне, обращайте внимание на буквы А, О, Е, И, Я .
  • Такие слова нужно проверять.

давай узнаем как

Делать это нужно по алгоритму (плану): Произношу слово и слышу безударный звук [ А ] или [ И ]. Выясняю, находится ли этот звук в корне слова. Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне. Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове. давай посмотрим как

Делать это нужно по алгоритму (плану):

  • Произношу слово и слышу безударный звук [ А ] или [ И ].
  • Выясняю, находится ли этот звук в корне слова.
  • Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне.
  • Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове.

давай посмотрим как

Делать это нужно по алгоритму (плану): [А] [И] 1. Слышу: 2 . Вижу: О А И Я А Е 3 . Пишу: ´ ´ ´ ´ ´ ´ П Я ТНО В О ДА ПТ Е НЦЫ Х И ТРЕЦ Ч А СЫ ТР А ВА 4 . Проверяю: ´ ´ ´ ´ ´ ´ П Я ТНА ПТ Е НЧИК Х И ТРЫЙ Ч А С ТР А ВЫ В О ДЫ давай потренеруемся

Делать это нужно по алгоритму (плану):

[А]

[И]

1. Слышу:

2 . Вижу:

О

А

И

Я

А

Е

3 . Пишу:

´

´

´

´

´

´

П Я ТНО

В О ДА

ПТ Е НЦЫ

Х И ТРЕЦ

Ч А СЫ

ТР А ВА

4 . Проверяю:

´

´

´

´

´

´

П Я ТНА

ПТ Е НЧИК

Х И ТРЫЙ

Ч А С

ТР А ВЫ

В О ДЫ

давай потренеруемся

Словарный диктант 2 класс: Г_ра, ск_ла, р_ка, п_ра, тр_ва, в_да, з_ма, пл_та, с_стра, с_ло, в_сло, ч_сло. Проверь себя Гора, скала, река, пора, трава, вода, зима, плита, сестра, село, весло, число. давай ещё

Словарный диктант 2 класс:

  • Г_ра, ск_ла, р_ка, п_ра, тр_ва, в_да, з_ма, пл_та, с_стра, с_ло, в_сло, ч_сло.

Проверь себя

Гора, скала, река, пора, трава, вода, зима, плита, сестра, село, весло, число.

давай ещё

Словарный диктант 2 класс: С_ды, п_ля, л_са, др_зды, цв_ты, ст_лы, р_ды, м_чи, л_сты, кр_я, д_ла, хл_ба. Проверь себя Сады, поля, леса, дрозды, цветы, столы, ряды, мячи, листы, края, дела, хлеба. давай ещё

Словарный диктант 2 класс:

  • С_ды, п_ля, л_са, др_зды, цв_ты, ст_лы, р_ды, м_чи, л_сты, кр_я, д_ла, хл_ба.

Проверь себя

Сады, поля, леса, дрозды, цветы, столы, ряды, мячи, листы, края, дела, хлеба.

давай ещё

Словарный диктант 2 класс: К_за, _вца, тр_ва, в_да, сп_на, стр_на, в_лна, бр_вно, м_ря, р_га, сл_ды, ш_ры. Проверь себя Коза, овца, трава, вода, спина, страна, волна, бревно, моря, рога, следы, шары. давай ещё

Словарный диктант 2 класс:

  • К_за, _вца, тр_ва, в_да, сп_на, стр_на, в_лна, бр_вно, м_ря, р_га, сл_ды, ш_ры.

Проверь себя

Коза, овца, трава, вода, спина, страна, волна, бревно, моря, рога, следы, шары.

давай ещё

Словарный диктант 2 класс: Ос_нь, з_ма, веч_р, ст_рик, т_пло, хол_д, н_род, ж_ра,  п_руса, м_чи, дв_ры. Проверь себя Осень, зима, вечер, старик, тепло, холод, народ, жара,  паруса, мячи, дворы. давай ещё

Словарный диктант 2 класс:

  • Ос_нь, з_ма, веч_р, ст_рик, т_пло, хол_д, н_род, ж_ра,  п_руса, м_чи, дв_ры.

Проверь себя

Осень, зима, вечер, старик, тепло, холод, народ, жара,  паруса, мячи, дворы.

давай ещё

Словарный диктант 2 класс: Л_сок, цв_ток, ст_жок, р_жок, зв_рёк, сн_жок, п_нёк, гр_бок, ч_сок, д_нёк, св_сток, м_док, л_док. Проверь себя Лесок, цветок, стежок, рожок, зверёк, снежок, пенёк, грибок, часок, денёк, свисток, медок, ледок. давай ещё

Словарный диктант 2 класс:

  • Л_сок, цв_ток, ст_жок, р_жок, зв_рёк, сн_жок, п_нёк, гр_бок, ч_сок, д_нёк, св_сток, м_док, л_док.

Проверь себя

Лесок, цветок, стежок, рожок, зверёк, снежок, пенёк, грибок, часок, денёк, свисток, медок, ледок.

давай ещё

Словарный диктант 2 класс: Н_чной, б_льшой, д_ревня, в_ршина, пл_щадка, кр_льчата, см_льчак, ст_рожка, с_лёдка, г_лубка, б_жит, др_жит. Проверь себя Ночной, большой, деревня, вершина, площадка, крольчата, смельчак, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит.

Словарный диктант 2 класс:

  • Н_чной, б_льшой, д_ревня, в_ршина, пл_щадка, кр_льчата, см_льчак, ст_рожка, с_лёдка, г_лубка, б_жит, др_жит.

Проверь себя

Ночной, большой, деревня, вершина, площадка, крольчата, смельчак, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит.

Словарные слова 2 класс: Гора, скала, река, пора, трава, вода, зима, плита, сестра, село, весло, число. Сады, поля, леса, дрозды, цветы, столы, ряды, мячи, листы, края, дела, хлеба. Коза, овца, трава, вода, спина, страна, волна, бревно, моря, рога, следы, шары. Осень, зима, вечер, старик, тепло, холод, народ, жара,  паруса, мячи, дворы. Лесок, цветок, стожок, рожок, зверёк, снежок, пенёк, грибок, часок, денёк, свисток, медок, ледок. Ночной, большой, деревня, вершина, площадка, крольчата, смельчак, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит. давай потренеруемся

Словарные слова 2 класс:

  • Гора, скала, река, пора, трава, вода, зима, плита, сестра, село, весло, число.
  • Сады, поля, леса, дрозды, цветы, столы, ряды, мячи, листы, края, дела, хлеба.
  • Коза, овца, трава, вода, спина, страна, волна, бревно, моря, рога, следы, шары.
  • Осень, зима, вечер, старик, тепло, холод, народ, жара,  паруса, мячи, дворы.
  • Лесок, цветок, стожок, рожок, зверёк, снежок, пенёк, грибок, часок, денёк, свисток, медок, ледок.
  • Ночной, большой, деревня, вершина, площадка, крольчата, смельчак, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит.

давай потренеруемся

  Список литературы по теме урока 1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 93-102. 2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. Электронные ресурсы по теме урока Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:  http:// catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Список литературы по теме урока

  • 1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 93-102.
  • 2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Электронные ресурсы по теме урока

  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
  • Ссылка для скачивания:  http:// catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
 Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей работе не забудьте указать источник шаблона: Добрая Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ ЧСШ №1 г. Саяногорска ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ   http://fenix2100.ucoz.com/_fr/1/2081097.jpg - учим вместе http://static.memrise.com/uploads/things/images/21830513_131116_1812_07.jpg -карандаш http://img0.joyreactor.cc/pics/post/art-%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-96681.jpeg – Прошу… http://muzmokz.imob.su/fdw/1077034/4666_f1353747964.jpg Я http://www.ykuwait.net/up/uploads/images/ykuwait-f1567dc1ed.jpg Рамка «http://pedsovet.su/»

Вы можете использовать

данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей работе не забудьте указать

источник шаблона:

Добрая Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ ЧСШ №1 г. Саяногорска

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • http://fenix2100.ucoz.com/_fr/1/2081097.jpg - учим вместе
  • http://static.memrise.com/uploads/things/images/21830513_131116_1812_07.jpg -карандаш
  • http://img0.joyreactor.cc/pics/post/art-%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-96681.jpeg – Прошу…
  • http://muzmokz.imob.su/fdw/1077034/4666_f1353747964.jpg Я
  • http://www.ykuwait.net/up/uploads/images/ykuwait-f1567dc1ed.jpg Рамка

«http://pedsovet.su/»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!