Правописание слов с безударным гласным в корне.
Автор работы:
Науменко Елена Викторовна,
учитель начальных классов МОУ СОШ №20, г. Тверь,
2022
О
О
О
Ь
О
Правописание слов с безударным гласным в корне . Русский язык. 2 класс.
УЧИМ ВМЕСТЕ!
Уроки № 45 -46
Тема урока:
Правописание слов с безударным гласным в корне.
Цель урока:
- 1) Формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки безударных гласных в корне слова, в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем.
- 2)Нахождение безударных гласных в корне слова.
- 3) Способы проверки безударных гласных в корне.
В корнях слов безударные гласные могут быть трёх типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.
теперь жми на меня
Проверяемые:
- В русском языке нужно проверять написание гласных букв
А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
- Для безударных гласных в корне действует правило:
Непроверяемые:
- Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).
- Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным:
Чередующиеся:
- В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются:
жми
жми
жми
Вернись
обратно
Проверяемые безударные гласные:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной. В качестве проверочного слова может выступать:
- Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).
зима – зимний, повар – варка, варит,
дождливый — дождь.
- Измененная форма этого же слова.
леса – лес, слоны – слон, грибы — гриб.
Вернись
обратно
Непроверяемые безударные гласные:
- В русском языке есть множество слов, которые произносятся не так, как пишутся. Чтобы написать грамотно то или иное слово, необходимо знать различные правила орфографии.
- Но есть слова, написание которых проверить никак не удается. Такие слова были выделены в отдельную группу и были названы словарными словами.
- Таких слов достаточно много.
- Главное, что правописание словарных слов ,
как и таблицу умножения , необходимо знать наизусть!
Вернись
обратно
Чередующиеся безударные гласные:
- В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются.
- Например , в словах загар, загорелый в корне чередуются гласные А и О (гар/гор), в словах застилать, постелить — гласные И и Е (стил/стел).
- Написание чередующихся гласных зависит от одного из условий: ударения, конечных согласных корня, наличия суффикса -а- или смыслового значения.
Чтобы не сомневаться, как правильно написать гласную в слове, нужно запомнить несколько правил:
Пункт 1. Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора однокоренных слов или изменением грамматической формы слова.
Пункт 2. Непроверяемые безударные гласные в корне слова — необходимо запомнить написание словарных слов. Работа по запоминанию правильного написанию словарных слов — трудная и кропотливая. Для этого нужно понимать лексическое значение запоминаемого слова.
Алгоритм проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слове»:
- Поставь в слове ударение.
- Выдели корень (подобрав однокоренные слова).
- Найди гласную, нуждающуюся в проверке.
- Подбери проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
- Если проверочное слово подобрать не удалось, то возможно это непроверяемая
безударная гласная ( словарное слово ).
Как узнать орфограмму буквы безударных гласных в корне слова? Помогут вопросы:
- Что слышу?
- Что вижу?
- О чем должен подумать?
- Если слышится звук [ А ], то на его месте может писаться буква А , а может и буква О . На месте звука [ И ] могут писаться буквы А, И, Е, Я . Значит, когда в корне слышите безударный звук [ А ] или [ И ] надо думать, какие буквы выбрать для их обозначения.
- Если же наоборот, нужно найти, на месте каких букв скрывается безударный гласный звук в корне, обращайте внимание на буквы А, О, Е, И, Я .
- Такие слова нужно проверять.
давай узнаем как
Делать это нужно по алгоритму (плану):
- Произношу слово и слышу безударный звук [ А ] или [ И ].
- Выясняю, находится ли этот звук в корне слова.
- Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне.
- Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове.
давай посмотрим как
Делать это нужно по алгоритму (плану):
[А]
[И]
1. Слышу:
2 . Вижу:
О
А
И
Я
А
Е
3 . Пишу:
´
´
´
´
´
´
П Я ТНО
В О ДА
ПТ Е НЦЫ
Х И ТРЕЦ
Ч А СЫ
ТР А ВА
4 . Проверяю:
´
´
´
´
´
´
П Я ТНА
ПТ Е НЧИК
Х И ТРЫЙ
Ч А С
ТР А ВЫ
В О ДЫ
давай потренеруемся
Словарный диктант 2 класс:
- Г_ра, ск_ла, р_ка, п_ра, тр_ва, в_да, з_ма, пл_та, с_стра, с_ло, в_сло, ч_сло.
Проверь себя
Гора, скала, река, пора, трава, вода, зима, плита, сестра, село, весло, число.
давай ещё
Словарный диктант 2 класс:
- С_ды, п_ля, л_са, др_зды, цв_ты, ст_лы, р_ды, м_чи, л_сты, кр_я, д_ла, хл_ба.
Проверь себя
Сады, поля, леса, дрозды, цветы, столы, ряды, мячи, листы, края, дела, хлеба.
давай ещё
Словарный диктант 2 класс:
- К_за, _вца, тр_ва, в_да, сп_на, стр_на, в_лна, бр_вно, м_ря, р_га, сл_ды, ш_ры.
Проверь себя
Коза, овца, трава, вода, спина, страна, волна, бревно, моря, рога, следы, шары.
давай ещё
Словарный диктант 2 класс:
- Ос_нь, з_ма, веч_р, ст_рик, т_пло, хол_д, н_род, ж_ра, п_руса, м_чи, дв_ры.
Проверь себя
Осень, зима, вечер, старик, тепло, холод, народ, жара, паруса, мячи, дворы.
давай ещё
Словарный диктант 2 класс:
- Л_сок, цв_ток, ст_жок, р_жок, зв_рёк, сн_жок, п_нёк, гр_бок, ч_сок, д_нёк, св_сток, м_док, л_док.
Проверь себя
Лесок, цветок, стежок, рожок, зверёк, снежок, пенёк, грибок, часок, денёк, свисток, медок, ледок.
давай ещё
Словарный диктант 2 класс:
- Н_чной, б_льшой, д_ревня, в_ршина, пл_щадка, кр_льчата, см_льчак, ст_рожка, с_лёдка, г_лубка, б_жит, др_жит.
Проверь себя
Ночной, большой, деревня, вершина, площадка, крольчата, смельчак, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит.
Словарные слова 2 класс:
- Гора, скала, река, пора, трава, вода, зима, плита, сестра, село, весло, число.
- Сады, поля, леса, дрозды, цветы, столы, ряды, мячи, листы, края, дела, хлеба.
- Коза, овца, трава, вода, спина, страна, волна, бревно, моря, рога, следы, шары.
- Осень, зима, вечер, старик, тепло, холод, народ, жара, паруса, мячи, дворы.
- Лесок, цветок, стожок, рожок, зверёк, снежок, пенёк, грибок, часок, денёк, свисток, медок, ледок.
- Ночной, большой, деревня, вершина, площадка, крольчата, смельчак, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит.
давай потренеруемся
Список литературы по теме урока
- 1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 93-102.
- 2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Электронные ресурсы по теме урока
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
- Ссылка для скачивания: http:// catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Вы можете использовать
данное оформление
для создания своих презентаций,
но в своей работе не забудьте указать
источник шаблона:
Добрая Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ ЧСШ №1 г. Саяногорска
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- http://fenix2100.ucoz.com/_fr/1/2081097.jpg - учим вместе
- http://static.memrise.com/uploads/things/images/21830513_131116_1812_07.jpg -карандаш
- http://img0.joyreactor.cc/pics/post/art-%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-96681.jpeg – Прошу…
- http://muzmokz.imob.su/fdw/1077034/4666_f1353747964.jpg Я
- http://www.ykuwait.net/up/uploads/images/ykuwait-f1567dc1ed.jpg Рамка
«http://pedsovet.su/»