Тема: Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова.
Класс: 3
Программа: «Школа России»
Цель: научиться подбирать проверочные слова с двумя безударными гласными в корне слова
Задачи: сформировать умение писать слова с двумя безударными гласными в корне; уметь подбирать проверочные слова; воспитание самостоятельности, творческой активности уч-ся; развитие внимательного отношения к слову, его использованию в устной и письменной речи.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: мультимедийные проектор, карточки для групповой работы, сигнальные карточки, презентация.
Ход урока:
Организационный момент
Прозвенел звонок, проверьте всё ли у вас на парте готово к уроку. А теперь первыми присядут те, у кого в имени (полное имя) первый слог ударный. Далее присаживаются те, чьё имя заканчивается на гласный звук. Затем те, у кого имя заканчивается на согласный звук.
А теперь постарайтесь всё понять,
Слушать, думать и вникать!
Ребята, русский язык хранит в себе очень много тайн, и на каждом уроке мы стараемся хотя бы одну из них раскрыть. И сегодня мы с вами тоже узнаем много нового. А вот получится ли это у нас ? Вы должны мне дать ответ.
Собери предложение из слов: Нас, у, всё, сегодня, получится!
- Сегодня у нас всё получится!
- Прочитайте получившееся предложение с логическим ударением на разные слова.
Тогда начинаем наш урок русского языка.
Открываем тетради, записываем число, классная работа. (Дежурный: комментированная запись числа и слова «классная работа»)
Минутка чистописания.
Актуализация знаний и постановка учебной задачи
Внимание на экран. Я буду называть слова, а вы поднимаете сигнальную карточку с той буквой, которая пропущена в слове, и называете проверочное слово.
Скрипит, трещит, свистит, блестит, висит, сидит, угощать, пропадать, хватать, весёлый, варить, свисток.
- Какая орфограмма встретилась нам в этих словах?
-Уточните ещё раз в какой части слова? (в корне)
-Как проверить безударный гласный в корне?
-Сколько способов проверки вы знаете? (2)
Изменить форму слова
Подобрать однокоренное слово
- Давайте вспомним алгоритм правописания слов с безударным гласным в корне слова.
Прочитай слово
Поставь ударение
Выдели корень
Определи безударный гласный в корне
Подбери проверочное слово
Напиши слово
Обозначь орфограмму
3. Самоопределение к деятельности.
Прочитайте слова. Спишите. Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные.
Голова, лошадёнка, молодой.
Сравните слова. Чем они похожи? В чём их особенность?
-Какой корень в этом слове? Выделите.
-Какой способ мы использовали? (подобрали однокоренное слово)
-А сколько вы видите безударных гласных в корне в этом слове? (2)
-Так, сколько же безударных гласных оказалось в корне? (2)
-С какими же словами мы будем сегодня работать на уроке? Сформулируйте тему.
Тема: Правописание слов с двумя безударными гласными в корне
-Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
-Чему будем учиться на уроке?
Находить… (Безударные гласные в корне слова)
Подбирать… (Подбирать проверочные слова)
Писать… (Правильно записывать слова с безударными гласными в корне)
Выделять… (корень и орфограммы)
«Открытие» детьми нового знания
-Сейчас я предлагаю вам побыть в роли исследователей.
- А кто такие исследователи? (Исследователь – это тот, кто занимается научными исследованиями, добывает новые знания, очень ценные, необходимые в жизни.)
- Правильно. Я предлагаю вам заняться настоящей исследовательской работой.
Сторона стороны сторонка
Зеленеть зелень зелёный
Колосок колос колосья
-Сейчас будет работа в группах. Вы будете проводить самостоятельное исследование.
-Прочитайте слова первого столбика, разделите на слоги.
-Сколько слогов в каждом слове?
-Поставьте ударение
-Подчеркните безударные гласные?
-Сколько безударных гласных в каждом слове?
-Какой вопрос возникает? Посоветуйтесь.
- Прочитайте слова второго столбика, запишите их. Поставьте в них ударение. Понаблюдайте за ними, какой вывод можно сделать?
Аналогично: 3 столбик
- Сформулируйте вывод. (Чтобы проверить два безударных гласных, надо подобрать два проверочных слова так, чтобы безударный гласный стал ударным) А все ли буквы можно проверить? (непроверяемые)Куда можно обратиться?(к словарю)
- Молодцы! Вы были наблюдательны. Исследователи должны быть наблюдательными и внимательными.
- Давайте сравним ваш вывод с авторским на слайде. Читаем.
- Правильно ли мы сделали вывод?
Вывод:
В словах с двумя безударными гласными в корне нужно решать каждую орфографическую задачу отдельно.
Надо подбирать проверочные слова для каждой буквы корня.
Проверочным является такое слово, в котором безударный гласный стал ударным.
Не все буквы безударных гласных проверяемые. В таких случаях нужно обращаться за помощью к словарю.
- Давайте немного отдохнём.
4. Физкультминутка (музыкальная).
5. Первичное закрепление с комментированием
- Итак, над какой же темой мы сегодня работаем на уроке?
- Как же проверить слова с двумя безударными гласными в корне?
- Давайте посмотрим на алгоритм проверки слов с одним безударным гласным в корне. Подходит ли он для проверки слов с двумя безударными гласными? Какие изменения внесём ?
1. В словах с двумя безударными гласными в корне нужно решать каждую орфографическую задачу отдельно.
2. Надо подбирать проверочные слова для каждой буквы корня.
3. Проверочным является такое слово, в котором безударный гласный стал ударным.
4. Не все буквы безударных гласных проверяемые. В таких случаях нужно обращаться за помощью к словарю.
Работа с учебником.
- А теперь откроем учебник на . с.107 упр. 205
А теперь поменяйтесь с соседом по парте и проверьте его работу. Оцените работу своего соседа по парте.
Давайте подведём итог.
- Чтобы правильно написать слово с двумя безударными гласными в корне надо?
- Подбираем сколько проверочных слов?
6. Итог урока, рефлексия деятельности
Какое открытие для себя сегодня вы сделали?
- Давайте вернёмся к нашим задачам, которые мы ставили в начале урока. Посмотрим решили ли мы их в ходе нашего урока.
Находить… (Безударные гласные в корне слова)
Подбирать… (Подбирать проверочные слова)
Писать… (Правильно записывать слова с безударными гласными в корне)
Выделять… (корень и орфограммы)
- У нас с вами всё получилось? Все мы задачи решили?
- Оцените свою работу на уроке.
Вам необходимо выбрать фразеологизм, который вам подходит для оценивания себя на уроке.
7. Домашнее задание
- с. 107 упр. 205. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поставьте в словах ударение, выделите в однокоренных словах корень. По желанию составьте предложение с любым словом из группы слов.