СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

Урок 70
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

Педагогические
цели

Помочь в сопоставлении правил обозначения буквой безударных гласных звуков, глухих и звонких, непроиз-
носимых согласных звуков; способствовать развитию навыка правописания слов на основе трех изученных
правил

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Применяют ранее изученные правила правописания (правописание безударных гласных в корне, непроизносимых и парных по глухости-звонкости согласных); определяют разновидности орфограмм и соотносят их с изученными правилами; пишут текст под диктовку, проверяют написанное, находят и исправляют орфографические ошибки

Личностные
результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности; ориентируются на развитие навыка
сотрудничества с учителем, взрослыми в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: строят несложные рассуждения, анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; осуществляют анализ, синтез, сравнение языкового материала по заданным критериям; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем и сверстниками; учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение (позицию), аргументируют его; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной
задачи

Основное содержание темы, понятия
и термины

Орфограммы и орфографические правила «Непроизносимые согласные в корне слова», «Правописание парных по глухости-звонкости согласных в корне слова», «Правописание безударных гласных в корне, проверяемых
ударением»; проверочное слово, орфограмма, орфографический словарь, морфема

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Подбери проверочное слово (для индивидуального
выполнения). URL: school-collection.edu.ru


организационная структура (сценарий) урокаЭтапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, прове-ряют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость
на слова учителя


II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

– Выполните по образцу письмо слова «лестница»

Выполняют письмо по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

III. Проверка
домашнего
задания

Фронтальная. Словесный.

Беседа.

– Сегодня мы с нами продолжим путь по лестнице знаний.
Но путь этот надо проходить

Произносят слова
с выделенными
буквами, объясняют

Пр. – применяют ранее
изученные правила правописания, определяют раз-

Фронтальный (беседа по во-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

(учебник,
упр. 232)

Индивидуальная. Письмо

аккуратно, не перепрыгивая через ступеньки. Поэтому прежде чем отправимся дальше, проверим
домашнее задание

написание и определяют принадлежность к какому-либо орфографическому правилу. (Один ученик может выполнить это задание
на обратной стороне доски, в то время как остальные устно
отвечают на вопросы упражнения.)

новидности орфограмм
и соотносят их с изученными правилами.

Р – выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем
и сверстниками

просам, монологические связные ответы), индивидуальный
(правильное напи-
сание в тетради)

IV. Создание проблемной
ситуации.

Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Прочитайте еще раз внимательно текст из домашнего упражнения и ответьте на вопрос: есть
ли в этом тексте слова с орфо-граммой-гласной?

– Назовите эти слова и объясните написание (Свою, причешу, ледяных, смоляных.)

– В какой части слова вы нашли орфограммы-гласные? А в какой части слова находятся орфограммы-согласные, которые мы уже
разобрали?

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

Находят орфограммы, определяют их место в слове, объясняют условия выбора написания.

Формулируют правила, с которыми встретились, и сопоставляют их

П – строят несложные
рассуждения, анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; осуществляют анализ, синтез, сравнение языкового материала по заданным критериям.

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем.

К – учитывают разные
мнения и интересы, выска-

Беседа
по вопросам, устные монологические
ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6



– Какие три правила нужно знать, чтобы без ошибок писать гласные и согласные в корне?


зывают свое собственное мнение (позицию), аргу-ментируют его


V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Словарный объяснительный диктант

Фронтальный, практический, письмо

– Запишите слова, выделите корень и подчеркните изученные орфограммы.

Материал для задания: гладкий лед, широкая река, зимняя березка, грустный взгляд,
веселые голоса, радостное чувство, лесная сторожка, областной
город, доблестный труд, гигант-ский завод, ненастная погодка

Записывают под
диктовку словосоче-тания, указывают орфограмму в корне, объясняют по цепочке выбор написания

Пр. – применяют изученные ранее орфограммы
в корне слова.

П – осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Р – учитывают правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа
решения; выполняют учебные действия в громкоре-чевой форме

Фронтальный (комментиро-ванное
письмо)

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Мы покинем этот класс,

Станем тиграми сейчас.

Ну-ка выпрямись, дружок.

Тигр делает прыжок.

А теперь еще один.

Ну а прыгнув, посидим.

Поглядим по сторонам

И присядем по местам

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполнение движений


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

2. Работа в ра-
бочей тетради
(упр. 160)

Фронтальная. Индивидуальная. Практи-ческая

Предлагает прочитать и выполнить задание. Отвечает на вопросы по содержанию задания

Читают, самостоятельно выполняют
задание в рабочей
тетради и сдают ее
на проверку

Пр. – применяют изученные ранее орфограммы
в корне слова.

Р – учитывают правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа
решения

Фронтальный. Индивидуальный. Письменное выполнение
задания

VI. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Закончите предложения:

••Я сегодня узнал…

••Я научился…

••Мне было…

••Я рад…

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа

по вопросам. Само-регуляция

Домашнее
задание

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

– Составьте диктант из 15 слов. Слова должны быть на изученные орфограммы в корне слова

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития



Приложение

Проверочный диктант

Цель: проверить умение писать слова с проверяемыми гласными и согласными в корне.

Вариант 1

ПРАЗДНИЧНЫЙ ЛЕС

Ночная вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блестками засветились снежинки. Из-под снега вылетел тетерев. Он осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь березы.

Слово для справки: из-под.

Вариант 2

ПРАЗДНИК ВЕСНЫ

Утро в лесу. На зеленой траве роса. Водяные капли висели на цветах и листьях. Выглянуло солнце. Оно осветило местность. В маленьких росинках заблестели огоньки. На деревьях шумела молодая листва. Радостно звучали птичьи голоса. В мягкой травке резвились лисята, а в тростнике урчали лягушки.

Задания (на выбор учителя):

1) Подчеркнуть главные члены предложения (в пятом предложении первого диктанта или в седьмом предложении второго диктанта) и выписать из предложения словосочетания.

2) Выписать три слова: первое – на правописание безударной гласной в корне; второе – на правописание парной по глухости-звонкости согласной в корне; третье – на правописание непроизносимой согласной; рядом с каждым словом записать проверочное.

3) Разобрать выделенное слово по составу. Подобрать к нему еще 1–2 однокоренных слова.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!