Тема: “Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)”
Цели:
1.Создать условия для ознакомления учащихся с правописанием слов с разделительным мягким знаком;
2.Содействовать развитию памяти, внимания, мышления, речи; обогощению словарного запаса;
3.Способствовать воспитанию аккуратности письма.
Методическое обеспечение:учебник “Русский язык” 2 класс 1 часть, звездочки, иллюстрация яхты “Дружба”, пиратов, русалок, разделительного мягкого знака, Царя Шторма, острова,карточки с текстом.
План урока:
1.Организация начала урока
2.Проверка домашнего задания
1)Индивидуальная проверка (с.123,упр.202);
2)Актуализация знаний(вопросы по пройденному материалу);
3.Минутка чистописания (пропись слов, соединений букв);
4.Сообщение темы и целей урока
5.Изучение нового материала
1)Станция “Встреча с братом” (с.124, упр.203, устно);
2)Станция “Пираты моря” (с.125, упр.204, устно,)
Физкультминутка
6.Закрепление изученного материала
1)Станция “Шторм” (с.125, упр.205, письменно; с.126, упр.206, самостоятельно по вариантам);
7.Подведение итогов урока. Рефлексия
8.Инструктаж по домашнему заданию( с.126, упр.207).
Ход урока:
1.Организация начала урока
- Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на уроке русского языка присутствует много гостей. Поздоровайтесь с гостями. А теперь улыбнемся и пожелаем удачи друг другу. Желая удачи другу, мы желаем и себе того же. Поэтому давайте радоваться успехам своих товарищей.
2.Проверка домашнего задания
1)Индивидуальная проверка
-Сейчас давайте проверим ваше домашенее задание. Прочитайте что нужно было сделать.
+Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните эти буквы.
-Катя, читай как ты выполнила работу.
+Кормушку – проверочное слово корм, столовую – стол, зимой – зима.
-Молодец. Хорошо справилась с заданием.
2.2. Актуализация знаний
-Как проверить в слове написание безударной гласной?
+Словов нужно изменить так, чтобы безударный гласный стал ударным. (безударную гласную поставить под ударение).
-Приведите примеры.
+Зимний – зима, мосты – мост, ряды - ряд.
3.Минутка чистописания
-Откройте свои тетради и запишите дату, классная работа. Подготовим вами руки к письму.
Ль, ьи, рь.
Полька, лошадь, альбом.
-А что такое полька? Это слово имеет два значения. Это народный танец, а также уменьшительно ласкательное слово имени Полина.
-Пропишите первую и вторую строчку по одной строке.
-На какую орфограмму эти слова?
+Правописание мягкого знака.
-Так. Что вы знаете о мягком знаке? (что обозначает?)
+Не обозначает звука. Показывает мягкость впередистоящего согласного.
- Какие еще буквы обозначают мягкость на письме?
+е,ё,ю,я,и.
-Хорошо. А сейчас послушайте стихотворение о мягком знаке.
Мягкий знак – хитрый знак
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
4.Сообщение темы и целей урока.
-На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся в увлекательное путешествие на остров сокровищ, который называется “Русский язык” за сокровищами брата мягкого знака. Как вы понимаете значение слова сокровище?
+Деньги, богатство, золото.
- Сокровище – это ваши знания, которые были у вас, знания, которые приобретете сегодня на уроке. Все ваши сокровища сложите в свои умные головки. А сколько их там – покажут ваши ответы. За каждый ответ получаете звездочку. Отправляемся в путешествие на яхте, которая называется «Дружба». А почему «Дружба»?
+Потому что в дружбе сила, с другом не страшно идти в путь.
-Возможно, что по дороге мы встретимся с некоторыми трудностями, победить которые можно усердным трудом и устойчивым вниманием. Друг другу мы будем помогать, ведь только с друзьями мы можем достичь высот.
- Какие опасности могут встретиться нам в море?
+Шторм, буря, пираты, русалки.
-Мы будем бороться за каждое слово. Никто не отнимет у нас правильно написанное слово. Поэтому нужно очень постараться. Урок я начать хочу с стихотворения.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать.
Надо много уметь.
-А девиз нашего урока следующий, зачитаем его вместе.
«Работать лучше, чем вчера!»
5.Изучение нового материала.
1)Станция “Встреча с братом”
-Откройте свои учебники на с.124, упр.203. Давайте зачитаем предложения.
(читаю по две строчки).
- Произнесите в выделенных словах по порядку все звуки. В каких словах слышится звук [й]?
+Польет, полью, гостья.
-Какие пары слов выделены?
+Полет – польет, полю – полью, гостя – гостья.
- В каких словах слышится звук [й]?
+Польет, полью, гостья.
-Какой буквой различаются выделенные слова каждой пары слов?
+Разделительным мягким знаком.
-Какой можно сделать вывод по его написанию?
+Когда между согласными и гласными звуками произносится звук [й].
-Вот мы и познакомились с “братом” мягкого знака. Зачитаем правило на с.124. (чтение правила). Так когда употребляется разделительный мягкий знак?
+ Когда между согласными и гласными звуками произносится звук [й].
-Хорошо. Приведите пример.
+Польет, листья, пью.
-Хорошо. Ребята, у разделительного мягкого знака возник вопрос. Что случится, если пропустить его в написания слова. Вот слова: лью, листья. Прочитайте их без разделительного мягкого знака.
+Лю, листя.
-Слова испортились, поэтому брат мягкого знака дает нам напоминание о том, насколько важно его употребление в слове. Плывем дальше.
2)Станция “Пираты моря”
-Ребята, на нашем пути встретились пираты. Они говорят, что мы сможем отправиться в путешествие только тогда, когда выполним их задания. Обратите внимание на упражнение 204 на странице 125. Прочитаем условие. Давайте прочитаем даные слова.
+Друзья, бельё, вьюга, ручьи, счастье.
-Давайте вместе произнесем звуки, которые обозночают выделеные буквы. И покажем пиратам какие мы дружные. В слове друзья буква я обозначает звук?
+[й’а]. (бельё - [й’о], вьюга – [й’у], ручьи – [й’и], счастье – [й’э]).
-Назовите буквы, которые стоят после разделительного мягкого знака?
+ё,е,я,ю,и.
-Давайте еще раз повторим пиратам, какие звуки обозначают эти буквы. (повторяют все вместе).
-А какие буквы стоят перед разделительным мягким знаком?
+Согласные.
- Какой можно сделать вывод о написании разделительного мягкого знака?
+Пишется после согласной и перед гласными ё,е,я,ю,и.
-Молодцы. Давайте проверим правильно ли мы все сделали? Зачитаем правило на с.125. (читают правило в учебнике).
-Так когда пишется разделительный мягкий знак? (повторение правила).
-Приведите пример слов.
+Вьюга, листья, ученье, платье.
-Хорошо. Вы все правильно сделали и хорошо поняли правило. Пираты открыли нам путь в дальнейшее плавание.
Физкультминутка
6.Закрепление изученного материала
1)Станция “Шторм”
-Ребята, наш корабль попал в морской шторм. Что же нам делать, царь шторма просит нас помочь ему разобраться в употреблении разделительного мягкого знака. Для того чтобы наш корабль не потерпел крушение нам нужно выполнить его условие. А условие следующие: если вы выполните упражнение 205 правильно и я все пойму, тогда я открою вам путь дальше.
-Зачитаем условие задания. (читают условие)
- Списываем слова с выделеными буквами и поясняем написание разделительного мягкого знака.
+Деревья (стоит перед гласной я обозначающей два звука и после согласной в), вьюга (после согласной в и перед гласной ю обозначает два звука) и т.д.
-Молодец. Царь шторма все прекрасно понял и очень рад, что вы ему смогли помочь. Он открывает нам дальнейший путь, но предупреждает о том, что на пути к осторву нам встретятся еще русалки, которые не так просто открывают дорогу к острову. Ну что, ребята, плывем дальше?
+Да.
-А вот и наши русалки. И у них для нас задание. Они хотят чтобы вы показали им свои знания и то как вы поняли все правила употребления разделительного мягкого знака. Это задание вы будете выполнять самостоятельно по вариантам. Откройте страницу 126 и посмотрите на упр.206. Вам необходимо будет изменить слова по образцу.Первый вариант изменяет слова первого столбика, а второй –второго. Расмотрим образец. Берем слово крыло, оно одно, а когда их много – это крылья. Запись оформляете следующим образом. Необходимо еще подчеркнуть разделительный мягкий знак вместе с буквой перед которой пишется.
Крыло – крылья. (так пишет первый вариант).
- Второй вариант у вас слово шить отвечает на вопрос что делать?, к этому слову вы ставите другой вопрос что делают? и получаете шьют. Запись оформляется так же как и у первого варианта. Шить – шьют. Приступайте к работе. После проверим все вместе.
-Первый вариант зачитается, что у вас получилось.
+Стул – стулья, друг, друзья, прут – прутья.
-Молодцы. Все верно. Второй вариант, слушаем вас.
+Лить – льют, вить – вьют, пить – пьют.
-Молодцы, вы тоже хорошо все выполнили. Русалки очень довольны и хвалят вас за то, что вы хорошо усвоили материал. Но русалки еще дают нам словарное слово декабрь. Что это такое?
+Зимний месяц, первый месяц зимы.
-Верно. Давайте поделим его на слоги.
+Де-кабрь.
-Ставим ударение на второй слог. Зачитаем слово.
-В слове декабрь обратите внимание на то, что после д пишется буква е. Написание этой буквы мы не можем проверить, поэтому необходимо запомнить написание этого слова. Оно является словарным.Теперь наш путь открыт.
7.Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Мы прыплыли на остров “Русский язык”. Давайте посчитаем сколько у кого звездочек. (считают и показывают звездочки). Все молодцы. Разделительный мягкий знак говорит всем вам большое спасибо. Ему интересно понравилось ли вам с ним путешествовать и узнавать новое. (ответы детей). Что вам больше всего понравилось? Брат мягкого знака говорит вам большое спасибо за такое интересно и увлекательное путешествие. Все молодцы. Благодоря дружбе вы смогли справиться с всеми трудностями, которые встречались на нашем пути.
8.Инструктаж по домашнему заданию.
-Для того, что бы смогли вернуть с острова, вам необходимо выполнить еще одно задание. На прощание разделительный мягкий знак дает вам задание, которое вы выполните дома. Откройте дневники и запишите с.126,упр. 207. Вам необходимо будет выписать слова с разделительным мягким знаком и обьяснить его написание, а также рассказать как вы помогаете птицам в холодное время года. Досвидания.