Урок 80. Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками
Цель: развивать умения различать в словах разделительные твёрдый и мягкий знаки, переносить слова с разделительным твёрдым знаком, распознавать в словах изученные орфограммы.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Проверка домашнего задания
Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
Прочитайте слова с орфограммами, объясните их написание.
Когда пишется разделительный твёрдый знак?
Когда пишется разделительный мягкий знак?
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
- Спишите. Выделите в словах приставки, подчеркните разделительный твёрдый знак и гласные после него.
Объезд, съезд, разъезд, въезд, отъезд, подъезд, отъехать, съехать, разъехаться, въехать, подъехать, объявить, объяснить, объявление, разъяснение, разъярить, разъярённый.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах приставки, подчеркните разделительный твёрдый знак и гласные после него.
Необ..ятная страна, под..ём в гору, с..ёмка фильма, с.едобные грибы, с.езд писателей, в..ехать в квартиру, под..ездные пути, необходимые раз..яснения, разъярённый зверь, объявление в газете, первый под..езд.
- Запишите слова, разделяя их для переноса. Выделите приставки. Какое слово лишнее? Составьте и запишите предложение с этим словом.
Объём, съезд, разъяснение, обезьяна, подъём, объявил, съехал, въезд, съёжился, подъезд.
2. Работа с контрольно-измерительными материалами (тест 8, с. 32-35)
IV. Самоопределение к деятельности
Буква-подсказчица
Есть в Алфавите необычная буква - 6. Её зовут Твёрдый Знак. Знаете, чем он занят? Подсказками! Как увидит перед глазами буквы е, ё, ю, я и приставку с согласным на конце - тотчас между ними и встанет. Это он сигнал подаёт: тут, дескать, спрятался и. Слышать-то мы его слышим, а увидеть не можем. Вот прислушайтесь: въезд, подъезд, подъём, объявление. В этих случаях Твёрдый Знак приказал величать его разделительным. Не подсказчиком же ему именоваться — несолидно это. Ведь он важным Делом занят: разделяет приставки и корни.
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 275 (с. 139).
Прочитайте объявление.
Что вы узнали из этого объявления?
Попробуйте составить своё объявление. (Проверка.)
Упр. 276 (с. 139).
Прочитайте текст.
Какой заголовок подойдёт к этому тексту?
Определите тип текста. (Повествование.)
На сколько частей можно разделить текст?
Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограм-
мами и объясняют их написание.)
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
Упр. 277(с. 140).
(Работа в парах. Запись слов под диктовку. Проверка. Дал самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя; (с. 141).)
VIII. Рефлексия
Работа в тетради на П.О.
№194, 195
IX. Итог урока
— Что сегодня на уроке вам удалось особенно хорошо?
— Какое задание было интересно выполнять?
Домашнее задание
С.141 №279