СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание слов с удвоенными согласными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с удвоенными согласными»

Урок 71
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ

Педагогические
цели

Создать условия для актуализации знаний о написании двойных согласных в словах

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры; знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе с этой орфо-граммой

Личностные
результаты

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы; проявляют интерес к познанию русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их, самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем строят новые учебные задачи; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия
и термины

Орфограмма и орфографическое правило «Правописание удвоенных согласных в корне слова»; орфограмма, орфографический словарь, толковый словарь, орфоэпический словарь


Окончание табл.

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Волина В. В. Сказка «Про девочку Аллочку» // Веселая грамматика. М.: Знание, 1995. С. 119.

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Удвоенные согласные в корне слова.
URL: school-collection.edu.ru


организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели

И работать захотели.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость
на слова учителя


II. Чистописание

Фронтальная, индивиду-альная.

Практический. Письмо

– Выполните по образцу письмо слова «чувство»

Выполняют письмо по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

III. Создание проблемной
ситуации.

Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа. Монологические ответы

– Молодцы, все отнеслись с минутке чистописания с чувством ответственности, поэтому и слово в тетрадях получилось аккуратным. А сегодня вы должны почувствовать интерес к новым знаниям. Прочитайте предложения
в упражнении 233. Какое явление русского языка проиллюстрировано в этих предложениях?
(Удвоенные согласные.)

– Именно такие слова (с удвоен-ными согласными) станут пред-метом нашего разговора на уроке.

– Прочитайте предложение
в упражненеии 161 в рабочей
тетради. Выделенные слова иллюстрируют одну и ту же
орфограмму или разные орфо-граммы?

– Какова же цель нашей работы
на уроке? Попробуйте ее сформу-лировать

Слушают учителя,
читают данные для наблюдения предложения, анализируют предложения, отвечают на поставленные вопросы. Сравнивают слова с различ-
ными видами орфо-грамм.

Высказывают свои
варианты формули-ровок темы и цели урока

Пр. – узнают слова с изу-ченными орфограммами, понимают недостаточность имеющихся знаний.

П – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ,
сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы,
формулируют их.

Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи.

К – участвуют в диалоге, общей беседе.

Л – проявляют интерес
к познанию русского языка

Фронтальный.

Ответы на вопросы
учителя


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

IV. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Работа с тео-ретическим материалом (учебник, с. 121)

Коллективная. Словесный. Чтение. Беседа

– Что же такое удвоенная согласная в корне?

– Есть ли орфографическое правило, которым надо руководствоваться при написании слов с удвоенной согласной?

На данном этапе урока воз-
можно знакомство со сказкой
В. Волиной «Про девочку Аллочку» (см. ресурсный материал
к занятию)

Читают предложенный в учебнике теоретический материал. Слушают вопросы учителя и формулируют свои ответы, опираясь на прочитанный текст

Пр. – знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе
с этой орфограммой.

П – самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.

Р – овладевают способами решения учебной задачи

Фронтальный.

Ответы
на вопросы
(с целью проверки правиль-ности пони-мания теоретического материала)

2. Работа
по учебнику
(упр. 234)

Коллективная. Словесный. Чтение. Беседа. Работа с орфо-графическим
и орфоэпическим словарями

– Прочитайте слова, объясните их лексическое значение.

– Если вы сомневаетесь и не можете сформулировать лексическое значение, какой словарь поможет в этой ситуации?

– А в каком словаре мы можем уточнить, как слово произно-
сится?

Читают слова, выясняют их лексические значения. При необходимости пользуются толковым словарем.

Демонстрируют знания о различных видах словарей русского языка

П – пользуются словарями и справочными материалами учебника; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.

К – участвуют в диалоге, общей беседе; ориентируются на позицию партнера
в общении и взаимо-
действии

Фронтальный. Ответы на во-просы.

Правильное произ-ношение
и толкование данных слов

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придержива-

Правильное выполнение движений


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6



Скачет, скачет зайка,

Ты его поймай-ка!


ются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке


3. Словарно-
орфографическая работа: слова с непроверяемым написанием «коллектив», «коллекция»

Коллективная. Словесный, практический. Беседа, письмо

Знакомит с написаниемновых слов. Рассказывает об этимологии слов «коллекция» и «коллектив» (оба эти слова когда-то образовались от существующего в латинском языке слова «колло», имеющего значение «соединяю», «объединяю», это объясняет
написание гласной о в первом
слоге). Организует запись заданных слов и выяснение значений однокоренных слов («коллекционер», «коллекционировать»,
«коллективный»).

– Почему надо запоминать напи-сание удвоенной согласной
в корне слова?

– В каком словаре можно узнать
о произношении слов с удвоен-ными согласными, а в каком –
о написании этих слов?

Запись слов в тетрадях

Читают, объясняют значения слов. Составляют и записывают предложение.

Запоминают право-писание слов.

Работают с толковым и орфоэпическим словарями.

Записывают новые слова с непроверя-емым написанием
в тетрадях

Пр. – объясняют лексическое значение слов; знают правило написания слов
с удвоенными соглаными в корне слова.

П – овладевают общими способами решения конкретных лингвистических
задач; осуществляют логические действия при решении практических задач.

К – участвуют в диалоге, общей беседе; умеют слушать собеседника; владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым.

Л – проявляют интерес
к познанию русского языка, языковой деятельности; владеют навыками позна-вательной и личностной рефлексии

Фронтальный. Письмо (пра-вильная
запись словарных слов)


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Выполнение упр. 164 в рабочей тетради

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Письмо

– Прочитайте стихотворение
(рабочая тетрадь, упр. 164),
вставьте пропущенные буквы
и объясните, с какими орфограм-мами вы работали

Читают, вставляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора написания

Пр. – знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе с этой орфограммой.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу

Фронтальный (правильная
запись
в тетрадях)

2. Игра «Эста-
фета»

Игра «Эста-
фета» по вариантам

– Предлагаю принять участие
в эстафете. Каждый вариант
получает лист. Первый ученик
записывает слово с удвоенной
согласной и передает другому.
Какой вариант быстрее и пра-вильнее справится с заданием, является победителем

Выполняют задания учителя

Пр. – знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе с этой орфограммой

Фронтальный (правильная
запись
в тетрадях)

VI. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Что нового узнали на уроке?

– О чем хотели бы узнать
подробнее?

– Как вы чувствовали себя
на уроке?

Отвечают на во-
просы

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее
задание (рабочая тетрадь,
упр. 165)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития



Приложение

ПРО ДЕВОЧКУ АЛЛОЧКУ

Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе.

Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила «двойку».

Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущенно кричали:

– Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.

И Алла разучилась писать свое имя...

А когда на уроке русского языка дети стали писать имя «Алла», девочка не смогла этого сделать и заплакала.

– Почему ты плачешь? – спросила учительница.

– Я не знаю, как пишется мое имя.

Учительница с улыбкой посмотрела на третьеклассницу и сказала:

– Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это еще не поздно сделать. Выучи их, и твое имя вернется к тебе.

Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется ее имя, а заодно и такие слова, как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить. Давайте выучим эти слова и мы!