СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Правописание согласных в корне слова. Типы орфограмм"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе по новым ФГОС

Просмотр содержимого документа
«"Правописание согласных в корне слова. Типы орфограмм"»

Тема урока русского языка в 5 классе «Правописание согласных в корне слова. Типы орфограмм»

Цели урока: обобщить и углубить знания о правописании проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. Учить применять знания по орфографии в практике правописания.

Задачи урока.

  1. Предметные:

- совершенствовать навык правописания согласных букв в словах, умение подбирать проверочные слова;

- графически выделять орфограмму в словах;

- развивать речь учащихся.

2. Метапредметные:

- развивать и совершенствовать логическое мышление (умение анализировать, обобщать);

- формировать навык само- и взаимоконтроля, коммуникационные навыки.

3. Личностные:

- способствовать формированию положительной учебной мотивации и интереса к изучению русского языка;

- формировать эстетический вкус.

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Форма урока: урок – практикум

Технология обучения: проблемно – диалогическая

Формы организации деятельности: групповая, в парах, индивидуальная



1. Организационно – мотивационный этап:

Целью данного этапа является проверка готовности учащихся к уроку, создание рабочей обстановки в классе, настрой учеников на учебную деятельность. Метод – беседа, хоровое проговаривание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. - Здравствуйте, ребята. Настроиться на работу поможет девиз урока. Давайте прочитаем его все вместе:

«Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему – то научиться» (слайд)





2. - Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и вид нашей работы «классная работа».

- Предлагаю для темы, которую вы определите самостоятельно, оставить две строки.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Хором произносят девиз урока.







В тетради записывают дату и «классная работа».

Учитель приветствует обучающихся, создаёт комфортную рабочую обстановку в классе, проверяет готовность к уроку.

С помощью этого приёма мобилизуется внимание ребят


  1. Этап актуализации знаний и целевой установки:

Целью данного этапа урока является вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала; самостоятельное формулирование обучающимися на основе решения учебной задачи темы урока, определение целей урока, путей достижения поставленной цели. Методы: устный опрос, метод проблемного обучения (постановка учебной задачи). На данном этапе формируются познавательные УУД (учащиеся осознают учебно - познавательную задачу), регулятивные УУД (планируют необходимые действия, операции).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. - Какой раздел науки о языке мы изучаем?

- Что нам известно по этому разделу?

2. - Решите учебную задачу. Посмотрите на слайды, определите предметы, изображенные на них, запишите правильно слова.

3. - Что объединяет эти слова? Определите, какова будет тема нашего урока?



- Какой цели мы должны достичь на уроке?

- Какими способами мы можем достичь ту цель, которую перед собой поставили?

Отвечают на вопросы учителя.



Записывают слова: молодежь, вокзал, бассейн.



Предположительные ответы учащихся: «Эти слова объединяет наличие в них орфограмм – согласных букв. Сегодня будем говорить на уроке об этом».






Учитель стимулирует интерес к учению с помощью занимательных элементов, устанавливает внимание.

Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

  1. Этап обобщения изученного материала.

Целью данного этапа является установление специфики осознанности усвоения материала через составление таблицы «Орфограммы – согласные буквы в корнях слов». Формируются познавательные УУД (учащиеся делают обобщения, выводы), коммуникативные УУД (высказывают и обосновывают свою точку зрения), регулятивные УУД

(осуществление коррекции в ходе работы, саморегуляция и самоконтроль). Используется метод проблемного обучения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. - Предлагаю в группах составить и заполнить таблицу (по 2-3 примера) «Типы орфограмм: согласные в корне слова»

2. - Предлагаю сверить результаты вашей работы с образцом.

-Каков будет дальнейший путь нашей работы?

Работают в группе, составляют таблицу, заполняют её примерами

Сравнивают свою работу с образцом.

Предположительный ответ ребят: «Нужно поработать над каждой из орфограмм»

Правила написания согласных были изучены на предыдущих уроках.

  1. Этап закрепления учебного материала.

Целью данного этапа является организация осмысления и применения знаний, совершенствование навыка правописания сомнительных, непроизносимых, непроверяемых и удвоенных согласных в корне слова. Формируются познавательные УУД (учащиеся выполняют учебно- познавательные действия в письменной и устной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации), регулятивные УУД (принимают и сохраняют учебную задачу, развивают навыки контроля и самоконтроля), коммуникативные УУД (задают вопросы, отвечают на вопросы других). Методы и приемы: беседа, упражнения творческого характера, самостоятельная работа, само- и взаимоконтроль.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. - Расскажите друг другу правило проверки сомнительной согласной в корне слова.



- Расскажите правило проверки сомнительной согласной в корне слова для всех.



- Выполните задание. Вставьте пропущенные согласные в корне слова, в скобках напишите проверочные слова, составьте словосочетания. Ро…кий, гла…кий, хру…кий, ре…кий, у…кий, бесе…ка, варе…ка, подви…, про…ьба

– Прочитайте самостоятельно, а затем выразительно для всех стихотворение на слайде.

- С какой орфограммой встретились в этом тексте? Расскажите, как нужно проверять непроизносимую согласную в корне слова?

3.Физминутка (слайд)

4.Спишите стихотворение, вставив пропущенные буквы. Орфограммы подчеркните.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение этого задания друг у друга.

5. – Расскажите о написании двойных и непроверяемых согласных в корне слова (с опорой на слайды).





6. Составьте и запишите предложения или небольшой рассказ с предложенными словами.

Класс, суббота, футбол, матч.

Территория, километр. аллея, рюкзак.

Работают в парах. Повторяют правило написания сомнительных согласных в корне слова

После ответа ученика сверяют свои ответы с образцом на слайде.



Самостоятельная работа в тетради (образец выполнения на доске делает один ученик в начале работы).

Самопроверка (слайд). Чтение своих словосочетаний.







Выразительно читают стихотворение, определяют орфограмму. Предположительный ответ: «В словах пропущена непроизносимая согласная»













Ребята делают физические упражнения

Самостоятельное выполнение задания.

Взаимопроверка по образцу (слайд)

Рассказывают о правописании двойных согласных и правилах переноса слов с такими согласными, затем правило написания непроверяемых согласных в корне слова.

Самостоятельно составляют и записывают предложения.

Учитель организует, направляет, контролирует работу учащихся, помогает сделать выводы.



Закрепление правопи- сания сомнительной согласной в корне слова.













Закрепление правопи- сания непроизносимой согласной в корне слова.

















Применение здоровьесберегающих технологий







Закрепление правописания двойных и непроверяемых согласных в корне слова.

5.Подведение итогов урока. Рефлексия: Целью данного этапа является анализ результатов работы, оценка учебных достижений учащихся. Формирование регулятивных УУД (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью), личностных УУД (адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности).




Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. - Для подведения итогов нашей работы предлагаю самостоятельно поработать со слайдом (таблица «Согласные в корне слова»)

  2. – С какими заданиями на уроке вы справились легко?

- Применение какого правила вызывает у вас трудности? Что нужно сделать, чтобы этого не было в вашей следующей работе?

Самостоятельная работа с итоговой таблицей (читают вслух)

Делают анализ своей работы. Определяют наличие пробелов в знаниях и путей их ликвидации.


  1. Задание на дом:

На данном этапе урока учащиеся настраиваются на самостоятельную работу по дальнейшему усвоению знаний и способов их использования. Целью домашней работы является закрепление умения находить в тексте и грамотно писать слова с орфограммами – согласными в корне. Формирование личностных УУД (ответственное отношение к учебной деятельности), регулятивных УУД (планирование самостоятельного выполнения заданий).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

- Закрепить умение писать слова с орфограммами – согласными в корне поможет упр.192 на стр.104. Списать стихотворение К.Бальмонта, подчеркнуть изученные орфограммы (согласные в корне)

Выразительно читают стихотворение. Записывают домашнее задание в дневник.