СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание суффиксов -ЕК -ИК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов -ЕК -ИК»

Кравцева Ирина Анатольевна

Учитель начальных классов МАОУ «Кожевниковская СОШ № 2»

3 класс, тип урока - урок открытия новых знаний

Тема: Правописание суффиксов –ик, -ек-

Цели:

 1. Создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.

3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Планируемые результаты

Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Метапредметные:

Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; работать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывать своё собственное, аргументировать его.


Оборудование:

учебник В.П.Канакина «Русский язык. 3 класс 1 часть»;

- электронное приложение к учебнику;

- мультимедийный проектор;

- фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»;

- карточка ;

- алгоритм;


Использованные технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, проблемно-диалоговое обучение, исследовательские (метод вовлечения учащихся в постановку целей и задач урока, метод организации работы в паре, метод рефлексии, метод организации самостоятельного изучения нового материала в практике работы на уроке)




Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный этап.

Цель: психологически настроить детей на интересную плодотворную работу на уроке.

Урок с улыбки начинаем,
Успех всех ждет,
Мы точно знаем.




Слушают и проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

2. Мобилизующий этап.

Цели: развивать интеллектуальные качества детей, интерес к русскому языку

.

 

СЛАЙД 2

Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания о написании слов, ведь писать на родном языке с ошибками стыдно. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.


Принимают и сохраняют учебную задачу.


3.Минутка чистописания

Способствовать развитию

каллиграфических навыков,

внимания, речи.

СЛАЙД 3

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-По образцу напишите сочетания букв.

(Прописывают соединения ушк, ик, ек).

На строчку посмотрите,

Что заметили, скажите.

- Написали суффиксы.

-Кто догадался. О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- О суффиксах.


Принимают и сохраняют учебную задачу;

анализируют

4.Актуализация знаний

Проверить знания детей по пройденному материалу

СЛАЙД 4

Вспомнить о суффиксе нам поможет задание «Верные и неверные утверждения». Я вас прошу пометить знаком + только верные утверждения.

Найди верное утверждение:

1.Суффикс – это маленькое слово.


2.Суффикс – это часть слова.


3.Суффикс стоит после корня.


4.Суффикс стоит перед корнем.


5.Суффикс служит для образования новых слов.


6.Суффикс служит для связи слов в предложении.


7.Суффикс не имеет значение.


8.Суффикс имеет значение.



9.Суффиксы евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют отчества.

( Докажите. Назовите свои отчества)





5. Создание проблемной ситуации.

Способствовать

формированию мотивации к поиску решения постав-ленной задачи (проблемы)

СЛАЙД 7

- Запишите слова и вставьте пропущенные буквы.

Сн..жок, к..рмушка, тетра-ь, кни.ка, п.роша, ключ..к, замоч.к.

- Объясните правописание орфограмм.

-Какие слова вызвали затруднение? Почему?

-Давайте выясним, в какой части слова находятся орфограммы. Для этого разберем слова по составу.

-В какой части слова встретились орфограммы?

-Безударную гласную в корне мы умеем проверять?(Расскажите правило).

Парную согласную в корне тоже умеем проверять.

-В суффиксе мы можем проверить написание гласной?

-Знаем ли мы эту орфограмму?

У нас возникла проблема в написании суффикса! ЕК или ИК?


Списывают слова, вставляют пропущенные буквы, объясняют свой выбор.

Формулируют своё затруднение.

6.Постановка темы и учебной задачи урока.

- Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока?

(Правописание суффиксов -ек -ик.).

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

(Узнать, когда пишем ек, а когда ик, учиться писать слова с данной орфограммой)


Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока и определяют цель работы.

7.Открытие нового знания.

Познакомить

учащихся с правописанием суффиксов.

Прием «Мозговой штурм».

Сегодня мы представим себя учёными – лингвистами и попробуем сами вывести правило правописания суффиксов - ик и – ек. Ведь это интереснее. Правило лучше запомнится, и его легче будет применять на письме.


–Вы будете работать в паре. Помните, важно не только самому выполнить задание, но и помочь понять это своему товарищу. Результат вашей работы приведёт к успеху всего класса. Попробуем выяснить, как определить, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Арбузик – нет арбузика

Бантик – нет бантика

Барашек – нет барашка

Горошек – нет горошка.

- Посмотрите внимательно на 2-ой столбик. Что интересного вы заметили?

- Когда мы изменяем форму слова, что происходит с гласной И, Е ?

- Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс?


Вывод: Мы сравнили пары слов: …

Заметили, что…

- Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?

Вывод: Суффикс –ик пишется, если гласная буква при изменении формы слова сохраняется;

Суффикс –ек пишется, если гласная буква при изменении формы слова исчезает.

Давайте посмотрим, как эту проблему решил Витя Перестукин. (фрагмент мультфильма)


Давайте с вами определим шаги, которые мы должны сделать, чтобы правильно написать суффиксы –ик – и –ек –.


Знакомство с алгоритмом.

  1. Изменяем слово по команде (нет кого? чего?)

  2. Определяем, «Убегает» ли гласная.

  3. Если да – пишем –ек. Если нет –ик.



Работают в паре. Выполняют задание, делают вывод о написании суффиксов.

8.Первичное закрепление

Способствовать закреплению полученных знаний о правописании суффиксов.

А теперь применим это правило на практике:

(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)

Стол…, клубоч.., кот.., сыноч...


Выполнение упражнения на компьтере. Игра «-ек или –ик?»


- Распределите слова по корзинам: в одну помести слова, где пишется суффикс –ик; в другую помести слова, где пишется суффикс –ек.


Работают по алгоритму

9.ФИЗМИНУТКА

«Как живёшь?»



10.Закрепление изученного материала.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных. Платочек, сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, карандаш…к, ореш…к, , кирпич…к, василёч…к, огонёч…к.


Выполняют задание, сверяют по образцу.

11.Итог урока.

Тест по теме

«Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и – ИК»


1. В каком слове пропущена буква И?

1) звоноч… к

2) денёч…к

3) калач…к

4) ножич…к


2. В каком слове пропущена буква Е?

1) молоточ...к

2) бубенч…к

3) карандаш…к

4) чертёж…к



Выполняют задание, сверяют с ключами.

12.Рефлексия результатов деятельности 

-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы еѐ достичь?

-Кто из вас смог сам открыть новое знание?

-Для чего учимся писать суффиксы –ек- и –ик-?

Закончите предложение:

Сегодня на уроке я узнал ……………..

Выберите нужное высказывание.

Я всё понял, могу работать по алгоритму.

Я всё понял, могу объяснить другим.

Отвечают на вопросы, выбирают нужное высказывание.





Д/З

стр 151 правило, упр 104




Списывают слова, вставляют

пропущенную букву, объясняют свой

выбор.

Формулируют свое затруднение

Списывают слова, вставляют

пропущенную букву, объясняют свой

выбор.

Формулируют свое затруднение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс