СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание суффиксов -ЕК -ИК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов -ЕК -ИК»

Кравцева Ирина Анатольевна

Учитель начальных классов МАОУ «Кожевниковская СОШ № 2»

3 класс, тип урока - урок открытия новых знаний

Тема: Правописание суффиксов –ик, -ек-

Цели:

 1. Создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.

3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Планируемые результаты

Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Метапредметные:

Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; работать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывать своё собственное, аргументировать его.


Оборудование:

учебник В.П.Канакина «Русский язык. 3 класс 1 часть»;

- электронное приложение к учебнику;

- мультимедийный проектор;

- фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»;

- карточка ;

- алгоритм;


Использованные технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, проблемно-диалоговое обучение, исследовательские (метод вовлечения учащихся в постановку целей и задач урока, метод организации работы в паре, метод рефлексии, метод организации самостоятельного изучения нового материала в практике работы на уроке)




Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный этап.

Цель: психологически настроить детей на интересную плодотворную работу на уроке.

Урок с улыбки начинаем,
Успех всех ждет,
Мы точно знаем.




Слушают и проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

2. Мобилизующий этап.

Цели: развивать интеллектуальные качества детей, интерес к русскому языку

.

 

СЛАЙД 2

Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания о написании слов, ведь писать на родном языке с ошибками стыдно. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.


Принимают и сохраняют учебную задачу.


3.Минутка чистописания

Способствовать развитию

каллиграфических навыков,

внимания, речи.

СЛАЙД 3

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-По образцу напишите сочетания букв.

(Прописывают соединения ушк, ик, ек).

На строчку посмотрите,

Что заметили, скажите.

- Написали суффиксы.

-Кто догадался. О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- О суффиксах.


Принимают и сохраняют учебную задачу;

анализируют

4.Актуализация знаний

Проверить знания детей по пройденному материалу

СЛАЙД 4

Вспомнить о суффиксе нам поможет задание «Верные и неверные утверждения». Я вас прошу пометить знаком + только верные утверждения.

Найди верное утверждение:

1.Суффикс – это маленькое слово.


2.Суффикс – это часть слова.


3.Суффикс стоит после корня.


4.Суффикс стоит перед корнем.


5.Суффикс служит для образования новых слов.


6.Суффикс служит для связи слов в предложении.


7.Суффикс не имеет значение.


8.Суффикс имеет значение.



9.Суффиксы евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют отчества.

( Докажите. Назовите свои отчества)





5. Создание проблемной ситуации.

Способствовать

формированию мотивации к поиску решения постав-ленной задачи (проблемы)

СЛАЙД 7

- Запишите слова и вставьте пропущенные буквы.

Сн..жок, к..рмушка, тетра-ь, кни.ка, п.роша, ключ..к, замоч.к.

- Объясните правописание орфограмм.

-Какие слова вызвали затруднение? Почему?

-Давайте выясним, в какой части слова находятся орфограммы. Для этого разберем слова по составу.

-В какой части слова встретились орфограммы?

-Безударную гласную в корне мы умеем проверять?(Расскажите правило).

Парную согласную в корне тоже умеем проверять.

-В суффиксе мы можем проверить написание гласной?

-Знаем ли мы эту орфограмму?

У нас возникла проблема в написании суффикса! ЕК или ИК?


Списывают слова, вставляют пропущенные буквы, объясняют свой выбор.

Формулируют своё затруднение.

6.Постановка темы и учебной задачи урока.

- Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока?

(Правописание суффиксов -ек -ик.).

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

(Узнать, когда пишем ек, а когда ик, учиться писать слова с данной орфограммой)


Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока и определяют цель работы.

7.Открытие нового знания.

Познакомить

учащихся с правописанием суффиксов.

Прием «Мозговой штурм».

Сегодня мы представим себя учёными – лингвистами и попробуем сами вывести правило правописания суффиксов - ик и – ек. Ведь это интереснее. Правило лучше запомнится, и его легче будет применять на письме.


–Вы будете работать в паре. Помните, важно не только самому выполнить задание, но и помочь понять это своему товарищу. Результат вашей работы приведёт к успеху всего класса. Попробуем выяснить, как определить, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Арбузик – нет арбузика

Бантик – нет бантика

Барашек – нет барашка

Горошек – нет горошка.

- Посмотрите внимательно на 2-ой столбик. Что интересного вы заметили?

- Когда мы изменяем форму слова, что происходит с гласной И, Е ?

- Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс?


Вывод: Мы сравнили пары слов: …

Заметили, что…

- Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?

Вывод: Суффикс –ик пишется, если гласная буква при изменении формы слова сохраняется;

Суффикс –ек пишется, если гласная буква при изменении формы слова исчезает.

Давайте посмотрим, как эту проблему решил Витя Перестукин. (фрагмент мультфильма)


Давайте с вами определим шаги, которые мы должны сделать, чтобы правильно написать суффиксы –ик – и –ек –.


Знакомство с алгоритмом.

  1. Изменяем слово по команде (нет кого? чего?)

  2. Определяем, «Убегает» ли гласная.

  3. Если да – пишем –ек. Если нет –ик.



Работают в паре. Выполняют задание, делают вывод о написании суффиксов.

8.Первичное закрепление

Способствовать закреплению полученных знаний о правописании суффиксов.

А теперь применим это правило на практике:

(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)

Стол…, клубоч.., кот.., сыноч...


Выполнение упражнения на компьтере. Игра «-ек или –ик?»


- Распределите слова по корзинам: в одну помести слова, где пишется суффикс –ик; в другую помести слова, где пишется суффикс –ек.


Работают по алгоритму

9.ФИЗМИНУТКА

«Как живёшь?»



10.Закрепление изученного материала.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных. Платочек, сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, карандаш…к, ореш…к, , кирпич…к, василёч…к, огонёч…к.


Выполняют задание, сверяют по образцу.

11.Итог урока.

Тест по теме

«Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и – ИК»


1. В каком слове пропущена буква И?

1) звоноч… к

2) денёч…к

3) калач…к

4) ножич…к


2. В каком слове пропущена буква Е?

1) молоточ...к

2) бубенч…к

3) карандаш…к

4) чертёж…к



Выполняют задание, сверяют с ключами.

12.Рефлексия результатов деятельности 

-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы еѐ достичь?

-Кто из вас смог сам открыть новое знание?

-Для чего учимся писать суффиксы –ек- и –ик-?

Закончите предложение:

Сегодня на уроке я узнал ……………..

Выберите нужное высказывание.

Я всё понял, могу работать по алгоритму.

Я всё понял, могу объяснить другим.

Отвечают на вопросы, выбирают нужное высказывание.





Д/З

стр 151 правило, упр 104




Списывают слова, вставляют

пропущенную букву, объясняют свой

выбор.

Формулируют свое затруднение

Списывают слова, вставляют

пропущенную букву, объясняют свой

выбор.

Формулируют свое затруднение