Кравцева Ирина Анатольевна
Учитель начальных классов МАОУ «Кожевниковская СОШ № 2»
3 класс, тип урока - урок открытия новых знаний
Тема: Правописание суффиксов –ик, -ек-
Цели:
1. Создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.
3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.
4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
Планируемые результаты
Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Метапредметные:
Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; работать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывать своё собственное, аргументировать его.
Оборудование:
учебник В.П.Канакина «Русский язык. 3 класс 1 часть»;
- электронное приложение к учебнику;
- мультимедийный проектор;
- фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»;
- карточка ;
- алгоритм;
Использованные технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, проблемно-диалоговое обучение, исследовательские (метод вовлечения учащихся в постановку целей и задач урока, метод организации работы в паре, метод рефлексии, метод организации самостоятельного изучения нового материала в практике работы на уроке)
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный этап. Цель: психологически настроить детей на интересную плодотворную работу на уроке. | Урок с улыбки начинаем, Успех всех ждет, Мы точно знаем. | Слушают и проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
2. Мобилизующий этап. Цели: развивать интеллектуальные качества детей, интерес к русскому языку . | СЛАЙД 2 Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания о написании слов, ведь писать на родном языке с ошибками стыдно. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха. | Принимают и сохраняют учебную задачу. |
3.Минутка чистописания Способствовать развитию каллиграфических навыков, внимания, речи. | СЛАЙД 3 Откройте тетради, запишите число, классная работа. -По образцу напишите сочетания букв. (Прописывают соединения ушк, ик, ек). На строчку посмотрите, Что заметили, скажите. - Написали суффиксы. -Кто догадался. О чем мы будем сегодня говорить на уроке? - О суффиксах. | Принимают и сохраняют учебную задачу; анализируют |
4.Актуализация знаний Проверить знания детей по пройденному материалу | СЛАЙД 4 Вспомнить о суффиксе нам поможет задание «Верные и неверные утверждения». Я вас прошу пометить знаком + только верные утверждения. Найди верное утверждение: 1.Суффикс – это маленькое слово. | | 2.Суффикс – это часть слова. | | 3.Суффикс стоит после корня. | | 4.Суффикс стоит перед корнем. | | 5.Суффикс служит для образования новых слов. | | 6.Суффикс служит для связи слов в предложении. | | 7.Суффикс не имеет значение. | | 8.Суффикс имеет значение. | | 9.Суффиксы – евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют отчества. ( Докажите. Назовите свои отчества) | | | |
5. Создание проблемной ситуации. Способствовать формированию мотивации к поиску решения постав-ленной задачи (проблемы) | СЛАЙД 7 - Запишите слова и вставьте пропущенные буквы. Сн..жок, к..рмушка, тетра-ь, кни.ка, п.роша, ключ..к, замоч.к. - Объясните правописание орфограмм. -Какие слова вызвали затруднение? Почему? -Давайте выясним, в какой части слова находятся орфограммы. Для этого разберем слова по составу. -В какой части слова встретились орфограммы? -Безударную гласную в корне мы умеем проверять?(Расскажите правило). Парную согласную в корне тоже умеем проверять. -В суффиксе мы можем проверить написание гласной? -Знаем ли мы эту орфограмму? У нас возникла проблема в написании суффикса! ЕК или ИК? | Списывают слова, вставляют пропущенные буквы, объясняют свой выбор. Формулируют своё затруднение. |
6.Постановка темы и учебной задачи урока. | - Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока? (Правописание суффиксов -ек -ик.). -Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать, когда пишем ек, а когда ик, учиться писать слова с данной орфограммой) | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока и определяют цель работы. |
7.Открытие нового знания. Познакомить учащихся с правописанием суффиксов. | Прием «Мозговой штурм». Сегодня мы представим себя учёными – лингвистами и попробуем сами вывести правило правописания суффиксов - ик и – ек. Ведь это интереснее. Правило лучше запомнится, и его легче будет применять на письме. –Вы будете работать в паре. Помните, важно не только самому выполнить задание, но и помочь понять это своему товарищу. Результат вашей работы приведёт к успеху всего класса. Попробуем выяснить, как определить, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. Арбузик – нет арбузика Бантик – нет бантика Барашек – нет барашка Горошек – нет горошка. - Посмотрите внимательно на 2-ой столбик. Что интересного вы заметили? - Когда мы изменяем форму слова, что происходит с гласной И, Е ? - Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Вывод: Мы сравнили пары слов: … Заметили, что… - Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик? Вывод: Суффикс –ик пишется, если гласная буква при изменении формы слова сохраняется; Суффикс –ек пишется, если гласная буква при изменении формы слова исчезает. Давайте посмотрим, как эту проблему решил Витя Перестукин. (фрагмент мультфильма) Давайте с вами определим шаги, которые мы должны сделать, чтобы правильно написать суффиксы –ик – и –ек –. Знакомство с алгоритмом. -
Изменяем слово по команде (нет кого? чего?) -
Определяем, «Убегает» ли гласная. -
Если да – пишем –ек. Если нет –ик. | Работают в паре. Выполняют задание, делают вывод о написании суффиксов. |
8.Первичное закрепление Способствовать закреплению полученных знаний о правописании суффиксов. | А теперь применим это правило на практике: (Задание выполняется комментировано под руководством учителя) Стол…, клубоч.., кот.., сыноч... Выполнение упражнения на компьтере. Игра «-ек или –ик?» - Распределите слова по корзинам: в одну помести слова, где пишется суффикс –ик; в другую помести слова, где пишется суффикс –ек. | Работают по алгоритму |
9.ФИЗМИНУТКА «Как живёшь?» | | |
10.Закрепление изученного материала. | Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных. Платочек, сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, карандаш…к, ореш…к, , кирпич…к, василёч…к, огонёч…к. | Выполняют задание, сверяют по образцу. |
11.Итог урока. | Тест по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и – ИК» 1. В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч… к 2) денёч…к 3) калач…к 4) ножич…к 2. В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к 2) бубенч…к 3) карандаш…к 4) чертёж…к | Выполняют задание, сверяют с ключами. |
12.Рефлексия результатов деятельности | -Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке? -Смогли мы еѐ достичь? -Кто из вас смог сам открыть новое знание? -Для чего учимся писать суффиксы –ек- и –ик-? Закончите предложение: Сегодня на уроке я узнал …………….. Выберите нужное высказывание. Я всё понял, могу работать по алгоритму. Я всё понял, могу объяснить другим. | Отвечают на вопросы, выбирают нужное высказывание. |
Д/З | стр 151 правило, упр 104 | |
Списывают слова, вставляют
пропущенную букву, объясняют свой
выбор.
Формулируют свое затруднение
Списывают слова, вставляют
пропущенную букву, объясняют свой
выбор.
Формулируют свое затруднение