СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание суффиксов глагола. Урок - исследование.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

– познакомить учащихся  6 класса с условиями выбора гласных букв в суффиксах  глагола  -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-);

- научить применять алгоритм рассуждения;

- развивать орфографическую зоркость.

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов глагола. Урок - исследование.»

Цель урока – познакомить учащихся 6 класса с условиями выбора гласных букв в суффиксах глагола -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-);

- научить применять алгоритм рассуждения;

- развивать орфографическую зоркость;


Тип урока – урок обучения;

Форма проведения – урок-исследование;

Оборудование урока – компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал;


Ход урока


1. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.


2. Внимание на доску. На доске написаны пословицы.

Задание - объясните смысл пословиц, определите суффикс глагола и обозначьте орфограмму в выделенных словах:


Всякий трус любит о храбрости беседовать.

Кто не умеет выполнять, тот не должен приказывать.

Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.

Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

Новых друзей наживай, а старых не забывай.


3. Беседа с классом по вопросам:

- Как вы определили, какую гласную писать в суффиксах глаголов?

- Во всех ли глаголах выступают одни и те же суффиксы?

- Какое же правило действует в данном случае?


4. Знакомство с теоретическим материалом, представленным в учебнике под редакцией М.Т. Баранова и др. и составление алгоритма рассуждения


Алгоритм правописания суффиксов


-Ова- (-ева-), -ыва- (-ева-)


совет... вать, совет...вал; доклад...вать, доклад...вал;

гор...вать, гор...вал; наста...вать, наста...вал;


1. Ставим глагол в форме настоящего или будущего времени

1-го лица ед. ч.


Я что делаю? Что сделаю?


2. Смотрим, на что оканчивается глагол.

Если на -ую, -юю, то -ова- (-ева-): командую- командовать;

Если на –ываю, -иваю, то –ыва- (-ива-): настаиваю- настаивать;


5. Грамматическая сказка.

Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-).Честно трудились: образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы –ыва-(-ива-) были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли своё место другим суффиксам:


Рассказываю, рассказываешь, рассказывает, рассказываем


Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности- просто буквам Ы и И тяжело ходить, так как они всю жизнь ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы –ыва-(-ива-) всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы –ова- (-ева-) таким постоянством не отличались и уступали своё место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:


Командовать, командую, командуешь, командует, командуем.


Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает своё место, это –ыва-(-ива-), а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с круглыми буквами –о,-е.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Какой урок даёт нам эта сказка? Сформулируем правило ещё раз.


6. Закрепление нового материала. Работа по алгоритму.

Выполнение тренировочных упражнений по учебнику. Упр. 521,522.


7. Творческая работа. Замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу глаголами с рассматриваемыми суффиксами в следующих предложениях:


Его усиленно угощали-...

Кучер подгонял лошадей-...

На уроки нельзя являться с опозданием-...

Раненому сделали операцию-....

Улицу покрыли асфальтом-....

Он не желает быть заведующим магазином-...


Слова для справок: подстёгивал, заасфальтировали, прооперировали, потчевали, опаздывать, заведовать.


8.Самостоятельная работа. Промежуточный контроль.

Глаголы написаны на доске парами. Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его в таблицу, выделяем суффикс.

-ыва- оправд...вать – атак...вать;

-ова- воспит...вать – торжеств...вать;

-ова- лакир...вать – испыт...вать:

-ова- запис...вать – чувств...вать;

-ова- негод...вать – откус...вать;

-ова- доклад...вать – исслед...вать;

-ыва- действ...вать –образов...вать


Проверка: обведите столбик, состоящий из первых букв каждого слова. Если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку.


9. Фразеологическая пауза. Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Примените алгоритм.


Подливать масла в огонь усердствовать

Набрать в рот воды подзадоривать

Из кожи вон лезть безмолвствовать


10.Коварные суффиксы.


смотреть – рассматривать – смотр;

прополоть – пропалывать – полет;

умолчать – умалчивать – молча;

откопать – откапывать – подкоп:

расспросить – расспрашивать – расспросит;


Правильно ли здесь подобраны проверочные слова?

Вывод: для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-). Правильно подбирайте проверочные слова, определите гласную в корне.


11. Открытие урока. Вечер встречи видовых пар.


Ослабеваю – ослабеть.

Повелеваю – повелеть

Заболеваю – заболеть

Напеваю – напеть

Запиваю – запить.

Прибивать – прибить

Наливать – налить

Но: продлевать – продлить; затмевать – затмить.


В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Как видим, глаголы несовершенного вида образованы с помощью суффикса –ва-, а стоящий перед ним суффикс проверяется с помощью глаголов совершенного вида.


12. Подведение итога урока. Используя записанные на доске слова, составьте предложение, соответствующее схеме: =, =, = и =. В своём предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Обьясните гласные в суффиксах глаголов.

Образов...вали, тренир...вались, использ...вали, доказ...вали, проб...вали.


Итак, сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной в суффиксах и пробовали силы в самостоятельной работе.


13. Домашнее задание


Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами:


Торжественно идти -....

Быть шефом -....

Принимать участие -....

Ездить по новым местам -....

Проводить расследование -....

Посылать телеграмму-....

Дать совет -....

Проложить асфальт -.....

Снимать пробу -...

Сделать фотографические снимки -...


К данным глаголам подберите антонимы с изученной орфограммой:


Обвинять -....................; печалиться - ..........................;

Молчать -......................;











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!