СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание суффиксов -ик, -ек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Правописание суффиксов -ик, -ек"

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов -ик, -ек.»

Урок: русский язык

Тема: «Правописание суффиксов -ик и -ек».

Класс: 3

Тип урока: усвоение новых знаний

Форма проведения урока: урок-исследование

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.

Оборудование:

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса: В2 ч.- Просвещение, 2021, тетрадь.

  • презентация к уроку, дидактический раздаточный материал, классный компьютер, проектор.

Цель урока открытие способа проверки гласной в суффиксах –ЕК или –ИК ; развитие умения применять данный способ алгоритма.

Задачи урока:

  • Образовательные: открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы; сформировать умение применять изученные правила;

  • Развивающие: развивать интерес к исследовательской деятельности, способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

  • Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учебному труду, чувство товарищества и взаимопомощи.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: проявлять положительное отношение к учебному предмету; осознавать значение, интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные УУД: читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать информацию, представленную в разных формах; строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД: сотрудничать с соседом по парте; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

Планируемые результаты:

Предметные: открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-, ознакомиться с правилом и алгоритмом его применения; уметь делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, положительное отношение к изучению русского языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи; проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте.

Метапредметные УУД: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану ,оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других,

Познавательные УУД :уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня к нам на урок пришли гости. Мы им очень рады. Повернитесь, поприветствуйте гостей, улыбнемся друг другу.

- Сегодня нам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю творческих успехов.

- Пусть девизом нашего урока станут слова:

«Где есть желание, найдется путь!»

- Как понимаете выражение? (При желании, если хорошо подумать или поработать, можно выполнить любое самое сложное задание)

Пальчиковая гимнастика

- Подготовим пальчики к работе, выполним пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Запись числа и классной работы.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

- Ребята, я посмотрела через увеличительное стекло и увидела, что на картинке изображен (слова карточками выставляются на доску):

- Не кот, а огромный…котище

- Какая орфограмма в этом слове? (безударный гласный звук в корне)

- Можем мы проверить безударный гласный в корне? (да, подобрать проверочное слово).

- Подберите к этому слову проверочное слово.

- Молодцы! Давайте запишем это слово в свою тетрадочку, в скобках записывая проверочное слово.

- Не слон, а огромный…слонище

- Какая орфограмма в этом слове? (безударный гласный звук в корне)

- Подберите к этому слову проверочное слово.

- Молодцы! Давайте запишем это слово в свою тетрадочку, в скобках записывая проверочное слово.

-Не дом, а огромный…домище

- Какая орфограмма в этом слове? (безударный гласный звук в корне)

- Подберите к этому слову проверочное слово.

- Молодцы! Давайте запишем это слово в свою тетрадочку, в скобках записывая проверочное слово.

-Каким способом образованы новые слова? (с помощью суффикса)

- Какой суффикс помог образовать новые слова? (ищ)

- Давайте его выделим.

- Вызвало у вас затруднение в написании суффикса? (нет)

- Почему? (гласный под ударением)

- Молодцы!

3. Самоопределение к деятельности

3.1 Определение темы, целей урока.

- Запишите в тетрадь слова, вставляя пропущенную букву:

Сн..жок, к..рмушка, ключ..к, замоч.к. (слайд 2)

- Какие слова вызвали у вас затруднение?

- Давайте выясним, в какой части слова находятся орфограммы. Выделим корень во всех словах.

- В какой части слова встретились орфограммы? (в корне и в суффиксе)

- Безударную гласную в корне мы умеем проверять? (да)

- Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне? (подобрать проверочное слово)

-Давайте подберем проверочные слова к словам с орфограммой «безударная гласная в корне». (снежок – снег (чередование букв в корне), кормушка –корм)

- В какой части слова встретилась безударная гласная в двух последних словах? (в суффиксе)

- Можем мы проверить безударную гласную в суффиксе? (нет)

- Знаем мы, как писать суффиксы в данных словах? (нет)

- Поставим карандашиком над этим суффиксом знак вопроса, мы не знаем, как писать этот суффикс.

- Какой суффикс может быть в данных словах? (-ик, -ек)

- У нас возникло затруднение в написании суффикса!

- В чем у нас возникло затруднение? (Мы не знаем, как писать безударную гласную в суффиксах –ик, -ек).

- Затруднение возникло не только у нас с вами.

- Ребята, вы сказки любите? Сейчас я предлагаю вам заглянуть в сказку Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Если ты не бывал в Стране невыученных уроков, значит, ты молодец, значит, ты никогда не получал в один день сразу пять двоек. А вот один мальчик, неуч и лентяй, Витя Перестукин, очутился в этой волшебной стране, в которой даже лимонад продают не за деньги, а за правильные ответы…(видео – слайд 3)

- Что должен был сделать Витя, чтобы попасть в эту сказочную страну? (Чтобы открыть ворота и попасть в эту сказочную страну, Витя должен был написать слова ключик и замочек.)

- У него получилось? (нет)

- Почему? (он забыл или не знал правило)

- Что не смог сделать Витя? (Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК, какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–.)

- Какая проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова)

- Можем ли мы ему помочь? (нет)

- Почему? (Мы не знаем, как их записать)

- О чем мы с вами поговорим сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему нашего урока? (правописание суффиксов –ик, -ек) слайд 4

- Какую цель мы поставим на этом уроке? (познакомиться с правилом написания этих суффиксов, научиться писать слова с суффиксами –ик, -ек). Слайд 5

- Молодцы!

3.2 Открытие нового знания

- Правило лучше запоминается, когда его выводишь сам, понимаешь его и применяешь на письме.

-Итак, ребята, давайте выведем правило о том, как правильно писать суффиксы -ек, -ик. Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному.

- Итак, сегодня на нашем уроке мы с вами должны постараться (слайд 6):

1. Вывести правило правописания суффиксов …. –ик-,-ек-.

2. Составить алгоритм применения ….правила.

3. Научиться писать слова ….с суффиксами  -ик-,-ек-.

- У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их.

- Прочитайте слова (слова записаны в столбик) (слайд 6):

Столбик, столик, орешек, горошек.

- В каком числе употреблены все существительные?

- А теперь давайте запишем во втором столбике эти существительные во множественном числе:

Столбик – столбики

- Выделим суффикс в этих словах. Какой суффикс? (-ик)

- Молодцы! Давайте перейдем к следующему слову.

Столик – столики

- Выделим суффикс в этих словах. Какой суффикс? (-ик)

- Молодцы! Давайте перейдем к следующему слову.

Орешек – орешки

- Выделим суффикс в этих словах. Что случилось, ребята? ( первом слове суффикс – ек, а во втором суффикс - к-)

- Посмотрите, во множественном числе гласный - е- убежал, был суффикс – ек - , а остался….. ( - к- )

- Давайте посмотрим, что же будет у нас со следующим словом:

Горошек – горошки

- Выделим суффикс в этих словах. Что случилось, ребята? (первом слове суффикс – ек, а во втором суффикс - к-)

- Какой же мы с вами можем сделать вывод?

- Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса -ик?

Гласная –и- есть в суффиксе всех слов.

А в словах с суфиксом -ек что происходит? (гласная –е- пропадает)

-Ребята, кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?

- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники на с. 125

- Прочитаем правило.

- Совпало правило с нашим? Значит, наше правило верное.

- Итак, какое правило мы с вами изобрели? …

(Если при изменении формы слова гласный звук остался, пишем суффикс –ИК-, если гласный звук исчез, пишем суффикс –ЕК-.)

- Давайте попробуем составить алгоритм написания слов с суффиксами – ек, -ик.

Алгоритм. (Опора на доске).

1. Измени слово по числам или используя вспомогательное слово «нет»

2. Смотрим, «Убегает» ли гласная.

3. Если да – пиши –ек. Если нет –ик.

- Смогли вы преодолеть затруднения?

- Что теперь вы можете делать?

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Давайте же вернемся к нашим словам, которые мы не смогли написать в начале урока.

- Какие слова у нас с вами вызвали затруднение в написании? (замочек, ключик)

- Знаем мы теперь, какое правило надо использовать, чтобы написать слова?

- Запишем эти слова в свою тетрадочку, а в скобках запишем форму этого слова во мн.ч.

Замочек – замочки, ключик – ключики.

- Молодцы!

- Давайте посмотрим, смог ли преодолеть свое затруднение Витя? (видео - слайд 9)

- Смог Витя преодолеть свое затруднение?

- Давайте еще раз проговорим правило написания суффиксов –ик, -ек.

Если гласная исчезла,

Помнить должен человек:

В каждом слове повсеместно

Пишем только суффикс –ЕК

-Если гласная осталась,

Должен помнить ученик,

Что в словах

Пишем только суффикс –ИК-

Двигательная физминутка

Мы ногами – топ-топ, мы руками – хлоп-хлоп,

Мы плечами – чик-чик, мы глазами – миг-миг.

Раз – присели¸ два – привстали,

Три, четыре – поскакали.

Пять – нагнулись, разогнулись.

Шесть – друг другу улыбнулись.

Семь – за парту тихо сесть,

А на восемь – лень отбросим.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Выполним упражнение №243 на стр.126 на доске. Вставим пропущенные буквы, записывая сначала слово во мн.ч и выделяя суффиксы (проговариваем 3 слова, далее самостоятельно):

Коврики – коврик, замочки – замочек, клубочки – клубочек, прутики – прутик, лучики – лучик, барашки – барашек, веночки – веночек, кармашки – кармашек, ключики – ключик, внучки – внучек.

- Давайте проверим, что же у нас получилось. (ученики проговаривают подробно выполнение этого задания)

Зарядка для глаз.

5. Закрепление изученного материала

- Молодцы! А теперь давайте выполним задание, которое записано у меня на доске. (слайд 9)

Впиши суффикс -ик или –ек. Подбери проверочное слово.

лист…-

мешоч…-

винт…-

ореш…-

- Поменяйтесь тетрадочками.

- Давайте проверим (на доске образец). Если ваш «ученик» не допустил ошибок, то поставьте ему +. Если ученик допустил 1-2 ошибки, то поставьте ему + -. А если допустил более 2 ошибок, то поставьте ему знак ?

- Молодцы! Давайте вернем тетрадочки «ученикам».

- Сейчас я предлагаю вам потренироваться самостоятельно.

Вписать слова, вписав пропущенные буквы. Записать в тетрадь.

Пошёл … . Его капли напоминают мелкий… . … на деревьях мокрые.

Слова для вставки: дожд…к, горош…к, лист…ки, луч…к.

- Проверим упражнения. Внимание на слайд. (Слайд 11)

- Поднимите руки, кто выполнил без ошибки, с 1-2 ошибками, с 3 и более.

- Молодцы!

6. Итог урока

Наш урок подходит к концу.

- Над какой темой сегодня на уроке мы работали?

- Достигли ли мы поставленных целей ?

- Какие открытия сделали на уроке?

- Вспомним алгоритм…

- Для чего мы познакомились с написанием суффиксов – ик и –ек?

- Нам пригодиться это знание в жизни?

7. Рефлексия

- Кто считает, что сегодня на уроке он полностью понял тему, кому было легко? Нарисуйте на полях улыбающийся желтый смайлик.

- Кто испытывает затруднения и необходимо еще поработать над темой? Нарисуйте на полях смайлик зеленого цвета.

Д/з: стр. 123 выучить правило

стр.126 упр.244 (заменить звуковую запись буквенной)

- Наш урок заканчивается, вы молодцы, хорошо потрудились, открыли новое знание, которое, я надеюсь, вам поможет грамотно писать.

- Спасибо за урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!