СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание -ться, -тся в глаголах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание -ться, -тся в глаголах»

Приветствую Вас  на уроке русского языка!

Приветствую Вас

на уроке русского языка!

Глагол - это… Глаголы изменяются по…. Инфинитив - это… Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы… Инфинитив имеет на конце…
  • Глагол - это…
  • Глаголы изменяются по….
  • Инфинитив - это…
  • Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…
  • Инфинитив имеет на конце…
Учи / ться , у / чи тся , учени ца , сини ца , тру / ди тся , труди ться , ули ца , искупа ться , искупаю тся .

Учи / ться , у / чи тся , учени ца , сини ца , тру / ди тся , труди ться , ули ца , искупа ться , искупаю тся .

Первое октября Классная работа «Как же быть нам с этим знаком, Ставить его или нет? Надо, чтобы сами глаголы Людям давали ответ.» (Э. Успенский)

Первое октября

Классная работа

«Как же быть нам с этим знаком,

Ставить его или нет?

Надо, чтобы сами глаголы

Людям давали ответ.»

(Э. Успенский)

Тема урока: «Правописание –тся -ться в глаголах»

Тема урока:

«Правописание –тся -ться в глаголах»

Цели урока : 1 .условия выбора правописания –ться и –тся 2 .находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос 3 .правильно произносить и писать глаголы на –ться и –тся

Цели урока :

1 .условия выбора правописания –ться и –тся

2 .находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос

3 .правильно произносить и писать глаголы на –ться и –тся

Придумано кем-то просто и мудро  При встрече здороват (?) ся: - Доброе утро!  - Доброе утро! Солнцу и лицам.  Доброе утро! Улыбчивым птицам.  И каждый становит (?) ся добрым, доверчивым...  Пусть доброе утро длит (?) ся до вечера!

Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороват (?) ся: - Доброе утро! - Доброе утро! Солнцу и лицам. Доброе утро! Улыбчивым птицам. И каждый становит (?) ся добрым, доверчивым... Пусть доброе утро длит (?) ся до вечера!

Придумано кем-то просто и мудро  При встрече здорова ться : - Доброе утро!  - Доброе утро! Солнцу и лицам.  Доброе утро! Улыбчивым птицам.  И каждый станови тся добрым, доверчивым...  Пусть доброе утро дли тся до вечера!

Придумано кем-то просто и мудро При встрече здорова ться : - Доброе утро! - Доброе утро! Солнцу и лицам. Доброе утро! Улыбчивым птицам. И каждый станови тся добрым, доверчивым... Пусть доброе утро дли тся до вечера!

Если глагол отвечает на вопросы ( что делает? Что сделает? ) или ( что делают?  Что сделают? ) , то этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед -ся- буква « Ь » НЕ ПИШЕТСЯ если глагол отвечает на вопросы ( что делать? Что сделать? ), то этот глагол в неопределенной форме и в нем перед –ся- буква « Ь » ПИШЕТСЯ Способны (что делать?) учи ТЬСЯ (неопр.форма) Брат (что делает?) учи ТСЯ (3-е лицо)

Если глагол отвечает на вопросы ( что делает? Что сделает? ) или ( что делают? Что сделают? ) , то этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед

-ся- буква « Ь » НЕ ПИШЕТСЯ

если глагол отвечает на вопросы ( что делать? Что сделать? ), то этот глагол в неопределенной форме и в нем перед –ся- буква « Ь » ПИШЕТСЯ

Способны (что делать?) учи ТЬСЯ (неопр.форма)

Брат (что делает?) учи ТСЯ (3-е лицо)

Запомни! В конце глагола никогда не пишется « ЦА » Сравните! Деви ца – существительное (от «девушка») Диви ться – глагол (от «удивляться»)

Запомни!

В конце глагола никогда не пишется « ЦА »

Сравните!

Деви ца – существительное (от «девушка»)

Диви ться – глагол (от «удивляться»)

Алгоритм правописания –ться и - тся Неопределённая форма : (что делаТЬ?) Учти т Ь ся могу, труди т Ь ся хочу Форма 3-го лица, ед. числа : (что делаеТ?) Учи тся мальчик, труди тся папа

Алгоритм правописания –ться и - тся

Неопределённая форма : (что делаТЬ?)

Учти т Ь ся могу, труди т Ь ся хочу

Форма 3-го лица, ед. числа : (что делаеТ?)

Учи тся мальчик, труди тся папа

1. От безделья дурь наживает..ся, в труде воля закаляет..ся. 2. Мир освещает..ся солнцем, а человек - знанием. 3. Кто упорно трудит..ся, тот всему научит..ся. 4. Не плюй в колодец: пригодит..ся воды напит..ся. 5. Кто любит трудит..ся, тому без дела не сидит..ся. 6. Трудолюбивый ест, что нравит..ся ему, ленивый – что достанет..ся ему. 7. Не надо хвалит..ся, если не знаешь, как рожь родит..ся. 8. Не трудит..ся, так и хлеба не добит..ся.

1. От безделья дурь наживает..ся, в труде воля закаляет..ся. 2. Мир освещает..ся солнцем, а человек - знанием. 3. Кто упорно трудит..ся, тот всему научит..ся. 4. Не плюй в колодец: пригодит..ся воды напит..ся. 5. Кто любит трудит..ся, тому без дела не сидит..ся. 6. Трудолюбивый ест, что нравит..ся ему, ленивый – что достанет..ся ему. 7. Не надо хвалит..ся, если не знаешь, как рожь родит..ся. 8. Не трудит..ся, так и хлеба не добит..ся.

Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. Два братца глядятся, а вместе не сойдутся. Два брата купаются, а третий на берегу валяется.
  • Кланяется, кланяется, придет домой – растянется.
  • Два братца глядятся, а вместе не сойдутся.
  • Два брата купаются, а третий на берегу валяется.
Кланяе тся , кланяе тся , придет домой – растяне тся (топор) Два брат ца глядя тся , а вместе не сойду тся. (пол и потолок)  Два брата купаю тся , а третий на берегу валяе тся. (вёдра и коромысло)
  • Кланяе тся , кланяе тся , придет домой – растяне тся (топор)
  • Два брат ца глядя тся , а вместе не сойду тся. (пол и потолок)
  • Два брата купаю тся , а третий на берегу валяе тся. (вёдра и коромысло)
Подведём итоги:   1) Что нового узнали на уроке?  2) Что понравилось?   3) Что запомнилось?

Подведём итоги:

1) Что нового узнали на уроке?

2) Что понравилось?

  3) Что запомнилось?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : Выпишите по 10 глаголов на – тся,- ться, объясните, как вы определили свой выбор написания Пользуясь алгоритмом, выучите правило правописания на –  ться и –тся. (учебник - §110)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ :

  • Выпишите по 10 глаголов на – тся,- ться, объясните, как вы определили свой выбор написания
  • Пользуясь алгоритмом, выучите правило правописания на –  ться и –тся.

(учебник - §110)

ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!

ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!