СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание в корне слова. Занимательные задания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит ряд занимательных заданий, которые помогут в игровой форме отрабатывать навыки правописания корневых орфограмм.

Просмотр содержимого документа
«Правописание в корне слова. Занимательные задания.»

   Правописание  в корне слова    Занимательные задания

Правописание в корне слова

Занимательные задания

 1) Двойные согласные в корне С двойной согласной непременно Пишем мы слова: АНТЕ НН А, КИЛОГРА ММ , И ГРА ММ , И ТО НН А, ПА СС АЖИР, ШО СС Е, КОЛО НН А, СС ОРА, ТЕ НН ИС И ПРОГРА ММ А, ГРУ ПП А, КА СС А, ТЕЛЕГРА ММ А, РУ СС КИЙ, КЛА СС , СУ ББ ОТА, ВА НН А, РИ ММ А, Э ММ А, И НН А, А НН А.

1) Двойные согласные в корне

С двойной согласной непременно

Пишем мы слова: АНТЕ НН А,

КИЛОГРА ММ , И ГРА ММ , И ТО НН А,

ПА СС АЖИР, ШО СС Е, КОЛО НН А,

СС ОРА, ТЕ НН ИС И ПРОГРА ММ А,

ГРУ ПП А, КА СС А, ТЕЛЕГРА ММ А,

РУ СС КИЙ, КЛА СС , СУ ББ ОТА, ВА НН А,

РИ ММ А, Э ММ А, И НН А, А НН А.

 Диктант- загадка 1.Гле доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный ….(класс) 2.Многим вам она знакома, в ней купаться можно дома, что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна) 3.Загадка для тебя легка: пишусь всегда через два «к», и мяч, и шайбу клюшкой бей. А называюсь я … (хоккей) 4.Он на вокзалах есть всегда, к нему подходят поезда. Двойное «р» содержит он, а называется … (перрон) 5.Чтоб каждый телевизор работал без капризов, на крыше непременно должна стоять … (антенна) 6.Во мне два «к», не забывайте, таким, как я, всегда бывайте. Я точный, чистый и опрятный, иным же словом … (аккуратный)

Диктант- загадка

1.Гле доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный ….(класс)

2.Многим вам она знакома, в ней купаться можно дома, что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна)

3.Загадка для тебя легка: пишусь всегда через два «к», и мяч, и шайбу клюшкой бей. А называюсь я … (хоккей)

4.Он на вокзалах есть всегда, к нему подходят поезда. Двойное «р» содержит он, а называется … (перрон)

5.Чтоб каждый телевизор работал без капризов, на крыше непременно должна стоять … (антенна)

6.Во мне два «к», не забывайте, таким, как я, всегда бывайте. Я точный, чистый и опрятный, иным же словом … (аккуратный)

 Диктант- загадка 6.Во мне два «к», не забывайте, таким, как я, всегда бывайте. Я точный, чистый и опрятный, иным же словом … (аккуратный) 7.По долинам, по отрогам мчит широкая дорога, и она, как знают все, называется …(шоссе) 8. В магазин с сестрой ходили, всё, что надо, там купили: за батон, бутылку кваса заплатили деньги в …. (кассу) 9.Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, … (грипп) 10.Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут … (аллея)

Диктант- загадка

6.Во мне два «к», не забывайте, таким, как я, всегда бывайте. Я точный, чистый и опрятный, иным же словом … (аккуратный)

7.По долинам, по отрогам мчит широкая дорога, и она, как знают все, называется …(шоссе)

8. В магазин с сестрой ходили, всё, что надо, там купили: за батон, бутылку кваса заплатили деньги в …. (кассу)

9.Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, … (грипп)

10.Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут … (аллея)

 Эстафета (Класс-6 команд)  Ведущий сообщает, что Незнайка нуждается в срочной помощи: ему задано написать слова с двойными согласными, а он их забыл и не может вспомнить ни одного слова. Игроки, сидящие за первыми партами, получают листки бумаги. Каждый записывает одно слово с двойными согласными и передаёт листок сидящему сзади. Последний член команды возвращает листок ведущему. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Эстафета

(Класс-6 команд)

Ведущий сообщает, что Незнайка нуждается в срочной помощи: ему задано написать слова с двойными согласными, а он их забыл и не может вспомнить ни одного слова. Игроки, сидящие за первыми партами, получают листки бумаги. Каждый записывает одно слово с двойными согласными и передаёт листок сидящему сзади. Последний член команды возвращает листок ведущему. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

 Эстафета

Эстафета

2)Непроизносимые согласные в корне  Запоминай-ка! (2 команды)  На доске записаны две рифмовки с непроизносимыми согласными.  нужно прочитать и запомнить как можно больше слов. Запись на доске закрывается, и все пишут слова по памяти. Затем один из игроков каждой команды читает записанные слова, а остальные члены команды дополняют его. Побеждает команда, записавшая наибольшее число слов.

2)Непроизносимые согласные в корне

Запоминай-ка!

(2 команды)

На доске записаны две рифмовки с непроизносимыми согласными.

нужно прочитать и запомнить как можно больше слов. Запись на доске закрывается, и все пишут слова по памяти. Затем один из игроков каждой команды читает записанные слова, а остальные члены команды дополняют его. Побеждает команда, записавшая наибольшее число слов.

 Запоминай-ка! Солнце, чувство, праздник, Злостный, неизвестный, Сердце, и проказник, Местный, устный, честный. Лестница и звёздный, Грустный и ненастный, Здравствуйте и поздний. Радостный, несчастный.

Запоминай-ка!

Солнце, чувство, праздник, Злостный, неизвестный,

Сердце, и проказник, Местный, устный, честный.

Лестница и звёздный, Грустный и ненастный,

Здравствуйте и поздний. Радостный, несчастный.

 Кто больше? (Класс)  На доске записана рифмовка с сочетанием СН.  Все читают рифмовку и запоминают слова. Ведущий закрывает текст, и дети пишут слова по памяти. Побеждает тот, кто записал большее число слов.

Кто больше?

(Класс)

На доске записана рифмовка с сочетанием СН.

Все читают рифмовку и запоминают слова. Ведущий закрывает текст, и дети пишут слова по памяти. Побеждает тот, кто записал большее число слов.

 Кто больше?  Вкусный, гласный, интересный,  Безопасный и небесный,  И чудесный, и прекрасный,  И ужасный, и напрасный-  Этих слов не забывайте,  Букву Т в них не вставляйте!

Кто больше?

Вкусный, гласный, интересный,

Безопасный и небесный,

И чудесный, и прекрасный,

И ужасный, и напрасный-

Этих слов не забывайте,

Букву Т в них не вставляйте!

 Поймай своё слово (2 команды)  Ведущий диктует слова с сочетаниями СТН и СН.  Команда мальчиков записывает слова с сочетаниями СТН, в которых пишется, но не произносится Т, а девочки-слова с сочетаниями СН, в которых Т не пишется.  Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.  Примечание. Игру можно провести с сочетаниями ЗДН и ЗН.

Поймай своё слово

(2 команды)

Ведущий диктует слова с сочетаниями СТН и СН.

Команда мальчиков записывает слова с сочетаниями СТН, в которых пишется, но не произносится Т, а девочки-слова с сочетаниями СН, в которых Т не пишется.

Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

Примечание. Игру можно провести с сочетаниями ЗДН и ЗН.

 Поймай своё слово  Радостный, прекрасный, опасный, доблестный, грустный, вкусный, ненастный, тесный, местный, сенокосный, устный, киснуть, честный, повиснуть, известный, ужасный.   Праздник, грязный, звёздный, грузный, поздно, показной, праздновать, приказной, проездной, грозный.

Поймай своё слово

Радостный, прекрасный, опасный, доблестный, грустный, вкусный, ненастный, тесный, местный, сенокосный, устный, киснуть, честный, повиснуть, известный, ужасный.

Праздник, грязный, звёздный, грузный, поздно, показной, праздновать, приказной, проездной, грозный.

 Напиши правильно (2 человека)  Нужно записать на доске слова под диктовку ведущего (по 5 слов) : ЗДРАВСТВУЙ, ЧУВСТВО, СОЛНЦЕ, СЧАСТЛИВЫЙ, УЖАСНЫЙ, ЛЕСТНИЦА, СЕРДЦЕ, УЧАСТВОВАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ОПАСНЫ.  Класс оценивает работу игроков.

Напиши правильно

(2 человека)

Нужно записать на доске слова под диктовку ведущего (по 5 слов) :

ЗДРАВСТВУЙ, ЧУВСТВО, СОЛНЦЕ, СЧАСТЛИВЫЙ, УЖАСНЫЙ, ЛЕСТНИЦА, СЕРДЦЕ, УЧАСТВОВАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ОПАСНЫ.

Класс оценивает работу игроков.

 Кто скорее? (Класс- 2 команды)  На доске в 2 колонки записаны слова с непроизносимыми согласными.  Участники игры по очереди подходят к доске и рядом с записанными на ней словами пишут проверочные. Выигрывает команда, правильно и быстрее другой выполнившая работу.

Кто скорее?

(Класс- 2 команды)

На доске в 2 колонки записаны слова с непроизносимыми согласными.

Участники игры по очереди подходят к доске и рядом с записанными на ней словами пишут проверочные. Выигрывает команда, правильно и быстрее другой выполнившая работу.

 Кто скорее? вестник -______________ известный-_______________ злостный -______________ свистнуть -_______________ радостный -______________ тростник -_______________ счастливый-______________ вкусный -_______________ грустный -______________ гигантский-_______________ ненастный -______________ местность-_______________ совместный-______________ хрустнуть -_______________ прекрасный-______________ звёздный -_______________ закиснуть -______________ участник -_______________ повиснуть -______________ костный -_______________ доблестный-______________ поздно -_______________ завистливый-______________ повестка -_______________ областной -______________ скоростной-____________ частный -______________ опасный -______________ ужасный -_______________ грозный -______________

Кто скорее?

вестник -______________ известный-_______________

злостный -______________ свистнуть -_______________

радостный -______________ тростник -_______________

счастливый-______________ вкусный -_______________

грустный -______________ гигантский-_______________

ненастный -______________ местность-_______________

совместный-______________ хрустнуть -_______________

прекрасный-______________ звёздный -_______________

закиснуть -______________ участник -_______________

повиснуть -______________ костный -_______________

доблестный-______________ поздно -_______________

завистливый-______________ повестка -_______________

областной -______________ скоростной-____________

частный -______________ опасный -______________

ужасный -_______________ грозный -______________

 Т – не Т (Класс – 3 команды)  Ведущий читает слова, в которых есть непроизносимая согласная Т, и слова, в которых непроизносимой согласной Т нет.  Если в слове есть непроизносимая согласная, учащиеся должны поднять руку. За ошибочно поднятую или не поднятую руку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая наименьшее число штрафных очков.

Т – не Т

(Класс – 3 команды)

Ведущий читает слова, в которых есть непроизносимая согласная Т, и слова, в которых непроизносимой согласной Т нет.

Если в слове есть непроизносимая согласная, учащиеся должны поднять руку. За ошибочно поднятую или не поднятую руку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая наименьшее число штрафных очков.

 Т – не Т  Интересный, властный, возрастной, вкусный, шестнадцать, гласный, грустный, доблестный, жалостный, живописный, известный, пресный, лестный, местный, ненавистный, небесный, ненастный, шестьдесят, несносный, постный, опасный, радостный, победоносный, редкостный, сенокосный, счастливый, согласный, шестьсот, тесный, тягостный, ужасный, лесной, честный, чудесный, яростный, окрестный, капустный, трусливый, костлявый, запасливый, хвастливый, завистливый.

Т – не Т

Интересный, властный, возрастной, вкусный, шестнадцать, гласный, грустный, доблестный, жалостный, живописный, известный, пресный, лестный, местный, ненавистный, небесный, ненастный, шестьдесят, несносный, постный, опасный, радостный, победоносный, редкостный, сенокосный, счастливый, согласный, шестьсот, тесный, тягостный, ужасный, лесной, честный, чудесный, яростный, окрестный, капустный, трусливый, костлявый, запасливый, хвастливый, завистливый.

3)Повторение о правописании гласных и согласных в корне  Кто лучше? (Класс – 2 команды)  На доске в 2 колонки записаны слова с различными орфограммами на правописание гласных и согласных в корне.  Члены команд по очереди выходят к доске, подчеркивают орфограмму и записывают справа проверочное слово. Побеждает команда, которая правильно и быстрее другой выполнит задание.

3)Повторение о правописании гласных и согласных в корне

Кто лучше?

(Класс – 2 команды)

На доске в 2 колонки записаны слова с различными орфограммами на правописание гласных и согласных в корне.

Члены команд по очереди выходят к доске, подчеркивают орфограмму и записывают справа проверочное слово. Побеждает команда, которая правильно и быстрее другой выполнит задание.

 Кто лучше? отварить -_______________ гнездо -________________ грустный -_______________ дожди -________________ шубка -_______________ косьба -________________ запевать -_______________ счастливый-________________ местность -_______________ местный -________________ земля -_______________ полоскать -________________ салазки -_______________ запивать -________________ гриб -_______________ участник -________________ дорожка -_______________ островки -________________ робкий -_______________ пруд -________________ известный -_______________ спешить -________________ просьба -_______________ опасный -________________ посев -_______________ линейка -________________

Кто лучше?

отварить -_______________ гнездо -________________

грустный -_______________ дожди -________________

шубка -_______________ косьба -________________

запевать -_______________ счастливый-________________

местность -_______________ местный -________________

земля -_______________ полоскать -________________

салазки -_______________ запивать -________________

гриб -_______________ участник -________________

дорожка -_______________ островки -________________

робкий -_______________ пруд -________________

известный -_______________ спешить -________________

просьба -_______________ опасный -________________

посев -_______________ линейка -________________

 Докажи (Класс – 2 команды)  На доске в 2 столбика записаны слова с пропущенными буквами на правописание гласных и согласных.  Члены команд поочередно выходят к доске , вставляют пропущенные буквы и доказывают их правописание. Побеждает команда, которая правильно и быстро выполнит задание.

Докажи

(Класс – 2 команды)

На доске в 2 столбика записаны слова с пропущенными буквами на правописание гласных и согласных.

Члены команд поочередно выходят к доске , вставляют пропущенные буквы и доказывают их правописание. Побеждает команда, которая правильно и быстро выполнит задание.

 Докажи м…л…дёжь ст…р…на в…дро сл…варь сала…ки опас…ный чес…ный тру…ка мес…ность звёз…ный х…л…да в…с…литься ст…ловая берё…ка небес…ный ярос…ный поз…ний влас…ный

Докажи

м…л…дёжь ст…р…на

в…дро сл…варь

сала…ки опас…ный

чес…ный тру…ка

мес…ность звёз…ный

х…л…да в…с…литься

ст…ловая берё…ка

небес…ный ярос…ный

поз…ний влас…ный

4)Чередование звуков в корне  Что изменилось? Надлюдение  Прочитайте рифмовку.  Что изменяется в корнях родственных слов?

4)Чередование звуков в корне

Что изменилось? Надлюдение

Прочитайте рифмовку.

Что изменяется в корнях родственных слов?

 Что изменилось? Корни могут изменяться, но родными оставаться: БОК-БОЧОК, ДРУГ-ДРУЖОК, УХО- УШИ, ПУХ-ПУШОК. КОСИТЬ ТРАВЫ-СКАШИВАТЬ, СПРОСИТЬ МАМУ-СПРАШИВАТЬ. ПУЩУ-ПУСКАТЬ, ЛЕЧУ-ЛЕТАТЬ. Какими корни нам считать? СКАЖУ-СКАЗАТЬ, СОРВЁМ-СРЫВАТЬ. Их будем родственными звать.

Что изменилось?

Корни могут изменяться, но родными оставаться:

БОК-БОЧОК, ДРУГ-ДРУЖОК, УХО- УШИ, ПУХ-ПУШОК.

КОСИТЬ ТРАВЫ-СКАШИВАТЬ, СПРОСИТЬ МАМУ-СПРАШИВАТЬ.

ПУЩУ-ПУСКАТЬ, ЛЕЧУ-ЛЕТАТЬ.

Какими корни нам считать?

СКАЖУ-СКАЗАТЬ, СОРВЁМ-СРЫВАТЬ.

Их будем родственными звать.

 Семь родственников (Класс-6 команд)  На доске записаны 6 групп родственных слов.  3 команды «левых» (сидящие на левой половине парт) выписывают родственные слова к словам БЕГАТЬ, ПИСЬМЕННО, ПРИВОЗНОЙ.3 команды «правых»- к словам СВЕТЛО, ПОПРОСИТЬ, ДРУГ.  На выполнение работы дается з минуты, после чего путем взаимопроверки выясняется, сколько человек в каждой команде записали все 7 родственных слов. Побеждает команда, в которой таких игроков окажется больше. Игроки, первыми выполнившие задание, выходят к доске, обозначают корни в своих словах и говорят, какие звуки в словах изменяются.

Семь родственников

(Класс-6 команд)

На доске записаны 6 групп родственных слов.

3 команды «левых» (сидящие на левой половине парт) выписывают родственные слова к словам БЕГАТЬ, ПИСЬМЕННО, ПРИВОЗНОЙ.3 команды «правых»- к словам СВЕТЛО, ПОПРОСИТЬ, ДРУГ.

На выполнение работы дается з минуты, после чего путем взаимопроверки выясняется, сколько человек в каждой команде записали все 7 родственных слов. Побеждает команда, в которой таких игроков окажется больше. Игроки, первыми выполнившие задание, выходят к доске, обозначают корни в своих словах и говорят, какие звуки в словах изменяются.

 Семь родственников  «Левые» : бегать, письменно, привозной.  «Правые» : светло, попросить, друг.  Бегать, письменно, привозной, светло, попросить, друг, выпрошу, свеча, везём, пишущий, перебежка, подружиться, бегун, письмо, освещение, привёз, просьба, дружок, беговой, напишут, возчик, посвечу, прошение, дружно, разбежаться, письменный, светлый, упрашивать, дружный, писать, расписание, отвожу, освещённый, спрашивать, друзья, перебежать, неизбежно, светить, вопрос, подруга, повозка, невезение.

Семь родственников

«Левые» : бегать, письменно, привозной.

«Правые» : светло, попросить, друг.

Бегать, письменно, привозной, светло, попросить, друг, выпрошу, свеча, везём, пишущий, перебежка, подружиться, бегун, письмо, освещение, привёз, просьба, дружок, беговой, напишут, возчик, посвечу, прошение, дружно, разбежаться, письменный, светлый, упрашивать, дружный, писать, расписание, отвожу, освещённый, спрашивать, друзья, перебежать, неизбежно, светить, вопрос, подруга, повозка, невезение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!