ГАОУ СПО НСО
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
комбинированного занятия
для преподавателя
Дисциплина: Русский язык и литература
Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка
Тема 2.7. Правописание безударных гласных и согласных в корнях слов
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень обучения
Курс I
2016 г.
Одобрена Цикловой комиссией общих гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и математических дисциплин Протокол № _____ от_____________20___года Председатель__________________
|
Автор: преподаватель русского языка Хританкова Н.Ю.
Содержание
Методический лист…………………………………………..………….4
Примерная хронокарта занятия……………………………..………….6
Блок информации по теме…………………………………..….……….8
План самостоятельной работы студентов …………….……………13
Приложение № 1 ………………………………………..……………..14
Приложение № 2 ………………………………………………………15
Эталоны ответов………………………………………………………..15
Критерии оценки………………………………………………………..16
Использованные источники…………………..……………………….16
Методический лист
Вид занятия: комбинированный.
Уровень усвоения информации: первый (узнавание) + второй (воспроизведение).
Методы обучения: репродуктивный.
Учебные цели: формировать понятие основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи; учить строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; учить анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности; формировать умение устранять ошибки и недочеты в своей устной речи.
Воспитательные цели: способствовать формированию умения осуществлять речевой самоконтроль, оценивать письменные высказывания с точки зрения оформления; соблюдать в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Развивающие цели: формировать способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными; формировать практическое творческое мышление.
Время занятия: 90 минут.
Мотивация изучения темы
Нормы письменной речи изучаются еще в общеобразовательной школе на уроках русского языка. Именно в школе учащиеся изучают правила правописания и расстановки знаков препинания, а также правила начертания букв. Однако далеко не каждый выпускник школы владеет в полном объеме нормами письменной речи, а, как известно, никакая выразительная, логичная, точная и богатая речь не произведет должного впечатления, если автор речи неграмотно пишет. В связи с этим необходимо пополнять свои знания в области норм письменной речи русского литературного языка каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам.
Выписка из тематического плана
дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 2. | Нормы современного русского литературного языка | 87 | |
Тема 2.7. Правописание безударных гласных и согласных в корнях слов | Содержание учебного материала | 2 |
Правописание гласных. Правописание согласных. Соблюдение в практике письма орфографических норм русского литературного языка. | | 1, 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: - работа с учебником, выполнение упражнений [3, с.102-103, упр.138 (2 часть)]; - работа с конспектом лекции. | 1 |
Примерная хронокарта занятия по теме «Правописание безударных гласных и согласных в корнях слов»
90 мин
№ | Этапы занятия | Деятельность | Цель этапа занятия | Оснащение этапа | Мин |
преподавателя | студента |
-
| Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности аудитории | Бригадир информирует об отсутствующих. Контроль внешнего вида | Мобилизация внимания, выявление готовности аудитории к занятию | Журнал группы | 1-2 |
-
| Выявление уровня подготовки по теме «Орфография. Орфографические нормы русского и литературного языка» | Читает предложения из упражнения | Выполняют задания | Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала по предыдущей теме | Задания для контроля Приложение № 1 | 5 |
-
| Целевая установка, мотивация изучения новой темы, определение интегративных связей | Определяет цели, выделяет главную, обосновывает значимость темы | Слушают, записывают | Концентрация внимания, акцентуация темы | Методическая разработка | 2 |
-
| Изложение нового материала по плану | Излагает новый материал | Слушают, конспектируют, следят по таблице | Формировать понятие основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи; учить строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; формировать понятие пунктуационных норм современного литературного русского языка | Методическая разработка (блок информации) | 15 |
-
| Обозначение сложных для понимания моментов | Отвечает на вопросы | Задают вопросы | Ликвидация пробелов в понимании материала, систематизация материала | Методическая разработка | 2-3 |
-
| Задание на самостоятельную работу | Дает задание | Слушают, задают вопросы | Привитие точности, пунктуальности, закрепление знаний, формирование умений | План самостоятельной работы студентов | 5 |
-
| Самостоятельная работа студентов. Контроль текущих теоретических и практических знаний, контроль конечного уровня знаний, отчет | Постоянно помогает, контролирует, исправляет ошибки | Каждый студент получает задание | Систематизация, закрепление материала, формирование умений, привитие аккуратности, умения работать в группе | Учебник Приложение № 2 | 40 |
-
| Итоговый контроль | Сопоставляет ответы с эталонами, разбирает ошибки | Предоставляют выполненное задание | Закрепление знаний по теме, выявление степени усвоения материала | Учебник Приложение № 2 | 10 |
-
| Подведение итогов занятия | Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки | Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении | Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в группе | Журнал группы | 5 |
-
| Домашнее задание по теме «Употребление Ъ и Ь. Ь после шипящих» | Инструктирует по особенностям домашнего задания | Слушают, записывают: Греков, В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений (с.102-103, упр.138 (2 часть) | Оптимизация самоподготовки | Доска | 2 |
-
| Организация окончания занятия | Контролирует уборку рабочих мест | Убирают рабочие места | Привитие аккуратности, дисциплинированности | | 1 |
Блок информации по теме
«Правописание безударных гласных и согласных в корнях слов»
План изложения
Правописание безударных гласных.
Трудные случаи написания корневых гласных.
Правописание проверяемых согласных.
Непроизносимые согласные
Правописание безударных гласных
Общее правило. Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путем проверки другими словами и формами, где в той же значимой части слова (в том же корне, в той же приставке, суффиксе, окончании) проверяемый гласный находится под ударением, напр.: гора́ (ср.го́ры, го́рный), набра́ть (на́бранный), земляной (овся́ный), в до́ме (в столе́).
Примечание. При проверке следует учитывать регулярные соотношения буквенных пар а — я, у — ю, о — ё (о — е,ё — е), и — ы, члены которых способны заменять друг друга (см. в разделе «Правила употребления букв. Общие правила»). Ср., напр.: оле́ня — кабана́, до́синя — докрасна́, ра́нние — золоты́е, до́мом — кораблём, сто́рожем — ножо́м, неуклю́же — свежо́, го́рцев — отцо́в, отраслево́й — рублёвый, вы́несет — несёт — нёс, ключево́й — парчо́вый.
Ниже это общее правило, отступления от него и трудные случаи его применения рассматриваются отдельно для разных значимых частей слова (морфем).
Безударные гласные в корнях
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.: вода (ср. воды, водный), сады (сад, садик), свинья (свиньи), яйцо (яйца), говорить (говор, разговор), молодой (молод, молодость, молоденький), жара (жар, жаркий), шалун (шалость).
Ср. попарно слова: частота́ (ча́стый) и чистота́ (чи́стый), поласка́ть (ла́ска)и полоска́ть (поло́щет), пары́ (мн. ч., ср. пар) и до поры́ (ср. до сих пор), леса́(мн. ч., ср. лес) и лиса́ (ср. ли́сы, ли́сонька), посиде́ть (си́дя) и поседе́ть (сед, кр. ф. от седой), развива́ть (разви́ть) и развева́ть (ве́ять), разряди́ть (разря́д) иразреди́ть (ре́дкий), освети́ть (свет, осве́тит) и освяти́ть (свят, свя́тость),примеря́ть (ме́рить) и примиря́ть (мир).
Примечание 1. Буква е после парных мягких согласных и шипящих пишется в соответствии как с ударным е, так и с о (на письме ё). Ср., напр.: бели́ть (бе́лый)и ве́ла (вёл), село́ (сёла и се́льский), шелесте́ть (ше́лест) и шелка́ (шёлк), жемчуга́ (же́мчуг) и желуде́й (жёлудь).
Другие трудные случаи написания корневых гласных. В слове ба́рхатпосле х в безударной позиции пишется буква а (также ба́рхатный, бархати́стый), хотя под ударением в слове бархо́тка (вариант: ба́рхатка) — гласный о. Безударному гласному в слове ле́бедь, который передается буквой е,соответствуют под ударением ё и я: ср. лебёдка, лебёдушка и лебя́жий. В словеладья́ без ударения пишется а, а под ударением в слове ло́дка — о.
В словах детёныш, детёнок, детвора́, деторожде́ние и др. пишется без ударения буква е в соответствии с ударным е в слове де́ти и производных от него — де́тский, де́тство, безде́тный и т. п. Однако в слове дитя́, а также в просторечных дитё и дитя́чий пишется и (ср. ударный и в ди́тятко).
Корень слова магнит, греческого по происхождению, в ряде слов имеет другой ударный гласный — е, а в безударном положении соответствующий гласный передается как буквой и, так и буквой е. Ср., напр.: магни́т, магни́тный, намагни́тить и магне́то, магне́тик, парамагне́тик; магнито́граф, магнито́риум, магнито́ла, магнито́метр, магнитофо́н, магнитобиоло́гия, магнитоо́птика и магнети́ческий, магнети́зм, магнети́т, магнето́н, магнетро́н. Ср. варианты: магнетоэлектри́ческий эффект имагнитоэлектри́ческая машина, магнитохи́мия и магнетохи́мия; наличие таких орфографических вариантов поддерживается побочным ударением на гласном иили е в первой части этих сложных слов (которые, таким образом, различаются и в произношении).
В корне слова дебет (финансовый термин) и однокоренных словах второй гласный, всегда безударный, передается буквами е (в словах де́бет, дебетова́ть, дебето́вый) и и (в словах дебито́р, дебито́рский). В корне словинфе́кция и дезинфе́кция на месте ударного гласного е пишется (в глаголах на -цировать) в безударном положении буква и: инфици́ровать, дезинфици́ровать.То же в словах перце́пция, апперце́пция, но перципи́ровать, апперципи́ровать;корре́кция, но корриги́ровать. Буквы е и и на месте безударных гласных различаются в корнях слов: сенси́бельный, но сенсибилиза́ция; инжене́р, ноинжини́ринг. Во всех этих случаях различия в письменной передаче корневых гласных объясняются написанием слов в языках-источниках. Написание гласных букв в таких корнях определяется в словарном порядке.
Примечание. Следует различать написание корня в словах грамота, грамотный, грамотей, с одной стороны, и в слове грамматика — с другой.
Примечание 2. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом-ыва- (-ива-). Например, для проверки безударной гласной в корнях глаголовброса́ть, топта́ть, смотре́ть, молча́ть следует привлекать такие слова и формы, как бро́сить, перебро́ска, разбро́с, топче́т, смо́трит, смотр, мо́лча, умо́лкнуть, но не глаголы типа набра́сывать, выта́птывать, рассма́тривать, ума́лчивать, для которых характерно чередование гласных о — а (ср.зарабо́тать — зараба́тывать, усво́ить — усва́ивать и т. п.).
Примечание 3. Написание букв на месте безударных гласных корня, которое не может быть установлено по общему правилу (непроверяемых гласных), определяется в словарном порядке, напр.: аляповатый, ананас, атавизм, бечева, ватрушка, винегрет, есаул, икебана, игумен, кавычки, каравай, коридор, мизинец, месяц,оладьи, паро́м, пескарь, по́лымя, сироп, собака, тарелка, ураган, эликсир, эшелон, январь, язык, янтарь.
Правописание согласных в корне слова
Глухие и звонкие согласные
Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б ,ф или в , т или д , с или з , к или г , ш или ж . Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з (и соответствующие мягкие), г, ж перед парными же звонкими согласными (кроме в ). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова(том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в (и соответствующими мягкими).
Например:
1) на конце слова: дуб (ср. дуба, дубок), глуп (глупа, глупый), грабь (грабить), сыпь (сыпать), нос (носы), воз (возы),год (года), крот (крота), женат (женатый), рукав (рукава),кровь (крови, кровью), штраф (штрафы, штрафовать, штрафной), вымок (вымокать, мокнуть, мокрый), синяк (синяки),мог (могут, могла), малыш (малыша, малышня), монтаж (монтажа, монтажный), дрожь (дрожи, дрожать); изморозь (изморози, морозы, морозить) и изморось (измороси, моросить);
2) перед согласными:
а) перед глухими: дубки (ср. дубы, дубок), тряпка (тряпок, тряпочка, тряпица, тряпьё), купца (купец), овца (овец), ловкий (ловок), рукавчик (рукава), шкафчик (шкафы), низкий (низок),миска (мисок), Васька (Вася), Кузька (Кузя, Кузьма), кадка (кадок),меткий (меток), когти (коготь), локти (локоть), бегство (бегу, беглый), ложка (ложек, ложечка), комнатушка (комнатушек),крылышко (крылышек); вперемежку (перемежаться) ивперемешку (перемешать), супчик (супы) и субчик (субъект);
б) перед парными звонкими (кроме в ): молотьба (молотить), свадьба (свадеб, свадебный; не проверять словом сватать), ходьба (ходить), просьба (просить), резьба (резать),волшба (волшебный), божба (божиться), вражда (вражеский),жгу (жёг, обжигать), ждать (поджидать).
Исключения: в словах отверстый и разверстый пишется с, хотя имеются глаголы отверзать (ся), отверзнуть (ся) и разверзать(ся), разверзнуть (ся). В словах абстракция, реакция, коррекция пишется к (хотя абстрагировать, реагировать, корригировать), в слове транскрипция пишется п (хотя транскрибировать); в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке источника (латинском).
В некоторых словах буквой г передается звук х : бог (бога, боги),лёгкий, легче (лёгок), мягкий, мягче (мягок, мягонький). Слова мягкий, мягче, размягчить и т. п. не следует проверять словами типа мякоть, размякнуть, размякать.
Написание непроверяемых согласных в корнях определяется в словарном порядке, например: абсент, абсолютный, анекдот, аптека, апсида, асбест, афганцы, вдруг, вокзал, второй, где, зигзаг, космонавт, общий, оптом, офсет, рюкзак, сбруя, тогда, фтор, футбол, экзамен .
Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд. В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверяемым. При написании слов, содержащих эти очень часто встречающиеся группы согласных, нужно руководствоваться следующими закономерностями сочетания букв.
1. В русском языке нет основ, оканчивающихся на буквосочетания сг, сд , а есть только основы на зг, зд (ь); пишутся: мозг (мозга), лязг, визг, мелюзга; дрозд, горазд, гвоздь, гнездо, звезда, поезд, проезд и т. п. В начале корней пишутся зг, зд : ни зги (не видно), здесь, здоровье, здание ; исключение: сдоба, сдобный .
2. На конце основ преобладают буквосочетания ск, ст (ь); пишутся: пуск (пуска), поиск, риск, тоска, лоск, арабеск, Брянск, Курск. В начале основ и корней буквосочетания зк, зт отсутствуют, а пишутся ск, ст , напр.: скрести, скрип, скула, стена, стон, ступать, страна .
Буквосочетание зт встречается только на стыке корня с суффиксом неопределенной формы (инфинитива) глагола: лезть, грызть, ползти, везти ; буквосочетание зк – только на стыке корня и суффикса ?к? , напр.: близкий, мерзкий, смазка, повозка, стрекозка.
Непроизносимые согласные
В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск это средний согласный, в сочетаниях лнц, вств – начальный согласный. Наличие непроизносимого согласного проверяется подбором другой формы того же слова или другого родственного слова, где этот согласный произносится, напр.: честный (честен, честь),страстный (страстен, страсть), радостный (радостен, радость), совместный (вместе), крёстный, крестник (крест, крестить), окрестный (окрест ), костный (кость ), пакостник (пакость, пакостить), хлестнуть (хлестать), хрустнуть (хрустеть), несчастный и счастливый (счастье), завистливый (зависть), стлать (стелю), поздний (опоздать), праздный (празден), наездник (ездить), сердце, сердцевина, сердчишко (сердец, сердечный), крестцовый (крестец), истца (истец), под уздцы (уздечка), гигантский (гигант), голландский и голландцы (Голландия, голландец), агентство (агент), марксистский (марксист); солнце (солнечный ), здравствовать, здравствуй (здравый, здравие ), явствовать (явный ).
Слова, не имеющие непроизносимых согласных, например: ужасный (ужасен), опасный, опасность (опасен), косный (косен),искусный (искусен), властвовать (власть, властен), участвовать (участие), слать (посылать), интриганский, интриганство (интриган ).
Исключения. Вопреки проверке по традиции пишутся слова: блеснуть (хотя блестеть ), склянка ‘стеклянный сосуд’ (хотя стекло, стеклянный), серчать (хотя сердиться), скатёрка (хотя скатерть ; но скатерочка).
В некоторых случаях непроизносимый согласный не поддается проверке, например: в в слове чувство, т в слове лестница (в последнем случае согласная т пишется вопреки проверке словом лесенка ). Написание таких слов следует запоминать, как и слов, где можно заподозрить лишнюю согласную, напр.: шествовать (идти), яства (еда), ровесник.
План самостоятельной работы студентов
Тема 2.8. Правописание безударных гласных и согласных в корнях слов
№ | Название этапа | Описание этапа | Цель | Время |
1. | Выявление уровня подготовки по теме 2.7. «Орфография. Орфографические нормы русского и литературного языка» | Выполнение заданий для контроля исходного уровня знаний. Приложение № 1 | Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала по предыдущей теме | 5 |
2. | Выполнение заданий. Контроль текущих теоретических и практических знаний | 1. Выполнение заданий на проверку безударных гласных в корнях слов (упр.138, 1 часть ). 2. Выполнение заданий на проверку написания согласных в корнях слов (упр.151) | Систематизация, закрепление материала, формирование умений, привитие аккуратности, умения работать в группе. Выработка умения работать с учебным пособием. | 30 |
3. | Отчет | Студенты отчитываются о проделанной работе, доказывают свою точку зрения, преподаватель проверяет выполненные задания | Выработка умения находить пунктуационные ошибки. | 5 |
4. | Конечный контроль | Выполнение задания для конечного контроля. Приложение № 2 | Выяснение степени достижения цели занятия | 10 |
Приложение 1
Задание для контроля исходного уровня знаний студентов
Прослушать предложения, выбрать и записать только те слова, в которых необходимо написание Ъ или Ь.
1. Вз...яренный, на заседание врываюсь лавиной (М.). 2. П...ер помнил, что при княжне всегда были компан...онки (Л. Т.). 3. Мне страшна главным образом обыден...щина (Ч.). 4. Долины ноч... еще об...емлет (П.). 5. Он стоит у бюста, опершись на п...едестал (Гот.). 6. И в...явь я вижу пред собою дней прошлых гордые следы (П.). 7. Каштанка с...ела много, но не наелась, а только оп...янела от еды (Ч.). 8. Под...ем становился все круче и труднее (Закр.). 9. Жизнь устроена так д...явольски искус...но, что, не умея ненавидеть, невозможно искренно любить (М. Г.). 10. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше руч...я, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов (Л. Т.). 11. С...емка прошла творчески малопродуктивно (Черк.). 12. И гул под...емлется кругом (Л.). 13. Он поправился на седле и тронул лошадь, чтобы еще раз об...ехать своих гусар (Л. Т.). 14. Николай не мог, как ему вязалось, перенести долее этого положения и пошел объясняться с матер…ю (Л. Т.). 15. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив пред...ыдущего (И. П.). 16. Был сен...тябрь, ветреный и мокрый, когда Артамонов под...езжал к Дремову (М. Г.). 17. Долговязый суб...ект вздохнул и пожал плечами.
Приложение 2
Задание для конечного контроля
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.). 2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришв.). 3. Михаил выт...нул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.). 4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст.). 5. В полночь над гор...дом прок...тился т...желый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Пауст.). 6. Щука м...тнулась, рыбак св...лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в...дой, вынырнул возле льда, выл...з и вытянул усм...ренную щуку (Пришв.).
Эталоны ответов
Взъяренный, Пьер, компаньонки, обыденщина, ночь объемлет, пьедестал, въявь, съела, опьянела, подъем, дьявольски, ручья, съемка, подъемлется, объехать, матерью, предыдущего, сентябрь, подъезжал, субъект.
1. Море после шторма все еще дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое облачко, ветерок усиливался. Тропинка сначала петляла среди невысоких холмов, затем прямо и сильно тянула вверх, сквозь густой, пахучий ореховый лес (Наг.). 2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дневных и ночных. Неужели же люди, в которых собрана вся природа, за сравнительно короткое время своего существования на земле сгладили в себе это коренное отличие? (Пришв.). 3. Михаил вытянул губы и попробовал подражать соловью (Алекс.). 4. Музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закаменела, а те ее взлеты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, растворились в сердце (Аст.). 5. В полночь над городом прокатился тяжелый гул. Ветер влетел в окно, вздул занавески и снова умчался (Пауст.). 6. Щука метнулась, рыбак свалился в ледяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под водой, вынырнул возле льда, вылез и вытянул усмиренную щуку (Пришв.).
Критерии оценки
Балл | Степень выполнения задания |
«5» | учащийся выполнил все задания верно |
«4» | учащийся выполнил правильно не менее 3/4 заданий |
«3» | выполнено не менее половины заданий |
Литература для самостоятельной работы студентов
Греков, В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст]/В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2011. - 368с.
Список использованных источников
Правила русской орфографии и пунктуации [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://orthographia.ru
Издательство «Лицей» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.licey.net