СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание парных звонких и глухих согласных, безударных гласных в корне слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для самостоятельной работы по теме " Правописание парных звонких и глухих согласных, безударных гласных в корне слова"

Просмотр содержимого документа
«Правописание парных звонких и глухих согласных, безударных гласных в корне слова»

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова


Написание парных звонких и глухих согласных в корне слова надо проверять. Для этого слово надо изменить или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял гласный: холод – холода, друг – подруга, сказка – сказочка.


1. Вспомните, какие слова называются проверяемыми, а какие – проверочными.

Проверя́емые слова́ – это слова, написание которых надо проверя́ть (хлеб). Прове́рочные слова – это слова, которые используются для проверки (хлебушек).

2. Прочитайте.

Репка, рыбка, мышка, стриж, глазки.

Спишите слова в столбик. Подчеркните буквы парных звонких и глухих согласных, написание которых надо проверять. Подберите и запишите рядом проверочные слова.

Образец. Репка – ре́па.

3. Прочитайте. В какой сказке рассказывается о Дюймовочке?

Всё лето прожила́ Дюймовочка одна-одино́шенька в лесу. Из мягкой тра..ки (… ) она сплела себе колыбельку. Колыбельку повесила под большой лист лопуха́. Дож..ь (… ) не мог намочить колыбельку. Дюймовочка ела сла..ий (… ) цветочный мё.. (… ) и пила́ росу. Росу она каждое утро находила на листьях. По Х. К. Андерсену


На какое правило пропущены в словах буквы? Вставте пропущенные буквы. Рядом в скобках напишите проверочные слова.


4. Объясните, какую букву следует оставить в словах, где есть выбор букв.


Голу(б/п)ка, медве(д/т)ь, заря(д/т)ка, тетра(д/т)ка, но(ж/ш)ка, морко(в/ф)ь, кни(ж/ш)а.



Правописание безударных гласных в корне слова


Написание безударных гласных в корне слова надо проверять. Для этого слово надо изменить или подобрать такое однокоренное слово, чтобы на проверяемый гласный падало ударение: стена́ – сте́ны, пляса́ть – пля́ска, сова́ – со́вушка.

1. Прочитайте ряды однокоренных слов. Найдите в каждом ряду проверочное (с ударным гласным в корне) и проверяемые слова (с безударным гласным в корне).

Ледник, ледяной, заледенеть, лёд, ледниковый.

Садовник, сад, садовый (цветок), рассада, посадка.

Бегать, бег, бегун, беговая (дорожка).

Запишите однокоренные слова в таком порядке: сначала проверочное слово, затем – проверяемые. Обозначьте в них ударение.

Образец: Лёд – ледни́к, ледяно́й, заледене́ть, леднико́вый.


2. Прочитайте ряды слов. Подберите к ним проверочные слова.


Разг..во́р, г..вори́ть, г..ворли́вый. Пр..мо́й, напр..ми́к, вы́пр..мить. Гл..за́, гл..зно́й, гл..зни́ца. З..лёный, з..лене́ть, з..лёнка. С..ло́нка, с..ли́ть, с..лёный.

Образец. Го́вор – разгово́р, говори́ть, говорли́вый.


3. Прочитайте. Докажите правильность написания выделенных в словах букв. Запишите пары слов по образцу.

Деревя́нный сарай – сарай из ….

Шерстяно́й платок – платок из ….

Золото́е кольцо – кольцо из ....

Мясны́е котлеты – котлеты из ….

Мехова́я шапка – шапка из ….

Речна́я рыба – рыба из ….

Образец. Деревя́нный сарай – сарай из де́рева.


4. Какую и почему букву надо писать в словах, где есть выбор букв?


Пригрело в(и/е)сеннее солнце. Яркие пятна света л(е/и)жат на ветках, на ств(а/о)лах д(е/и)ревьев. На л(е/и)сной п(а/о)лянке начал таять снег. С пригорка поб(и/е)жал в(е/и)сёлый ручеёк. Он наполнил до кр(а/о)ёв б(о/а)льшую лужу и убежал дальше в лес. По Г. Скребицкому


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!