Урок русского языка в 3-ем классе.
Учитель Колотушкина Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4, г. Родники, Ивановская область.
Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных 1-ого склонения.
Цели: Познакомить со способами проверки безударных падежных окончаний существительных 1-ого склонения.
Развитие орфографической зоркости.
Развитие речи учащихся.
Развитие умения думать и рассуждать.
Воспитывать чувства взаимовыручки, поддержки, умения слушать других.
Оборудование: Карточки для работы в парах сменного состава «Определи падеж».
Картинка и слово «кастрюля»
Аудиокассета Волны моря».
Записка ученика.
Словарь Ожегова.
Таблица окончаний имен существительных 1-ого склонения.
Фишки (белые, красные, зеленые).
Ход урока.
1. Орг. момент.
- Доброе утро. Урок русского языка.
- Сегодня мы с вами будем продолжать открывать тайны русского языка, а сначала поднимем настроение, обменяемся новостями, да не простыми, а знаниями по русскому языку.
2. Повторение. Работа в парах сменного состава по определению падежей имен существительных. Дети перемещаются по классу под звуки волн моря.
Отчет о проделанной работе.
- С кем из ребят было приятно общаться, он был вежлив, доброжелателен?
- У кого на карточке были существительные в П. п.?
- Всем большое спасибо за работу.
3. Определение темы.
- Продолжаем говорить о приятном. Посмотрите, какая записка случайно попала ко мне. Читать чужие записки нельзя, но я получила от хозяина разрешение.
Чтение записки.
«Мама! Я был в школи. Мечтал о пятерки, но рад и четверки. Я ушел гулять с собакай.»
Твой сын Коля.
- Какой замечательный сын! Написал маме записку, чтобы она не волновалась, где он. А вы оставляете родителям записки, когда уходите?
- Все ли в записке написано правильно?
- Почему Коля допустил ошибки?( Он не знал правила написания безударных окончаний имен существительных).
- А надо это знать?
- Сегодня мы с вами будем учиться писать безударные падежные окончания имен существительных 1-ого склонения. Тогда мы сможем помочь Коле исправить его ошибки.
4. Работа над новым.
1) «Давай подумаем».
Работа по учебнику с. 32.
Чтение задания, рассматривание таблицы. Работа в группах.
- Чем отличаются существительные весна, земля, песня? (песня с безударным окончанием).
Отчет.
- Одинаково или по-разному пишутся ударные и безударные окончания?
- К какому выводу пришли Петя и Женя?
За Петю читает Олег.
- Согласны ли вы с Петей?
За Женю читает Юля.
- Права ли Женя?
Вывод: Вы можете выбрать любой из этих способов и пользоваться им.
5. Закрепление.
1) Исправление ошибок в записке Коли.
2) Фронтальная работа. Работа в печатной тетради с. 8, №1.
- чтение задания
- выбор слова с ударным окончанием.
- комментированное письмо.
Физкультминутка.
Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями.
- Если услышите существительное с ударным окончанием – приседаете. Если с безударным – делаете наклон вперед.
У сестры, на дворе, до рощи, в чаще, в лагере, из шерсти, около пристани, на земле, в небе.
- Сколько было названо существительных с безударным окончанием? (6).
2) Работа по учебнику в парах.
С. 33, №1 (устно).Отчет.
3) №2 самостоятельная работа. Образец дан на доске. Отчет.
4) Фронтальная работа. «Определи окончание».
Рыбачил на речке, думает о бабушке, варится в кастрюле.
5) Словарная работа.
Слово «кастрюля».(Написано на доске, дана картинка).
Выявление знаний о нем. Чтение объяснения в словаре Ожегова.
Путешествие в прошлое. Чтение сведений из прошлого о кастрюле. Учебник, с. 35.
6. Обобщение.
1) Показ знака (ключ) – тайны языка.
- Как вы думаете, какие тайны языка вы узнали?
- Как использовать эту тайну?
2) Работа в парах. Дополни стихотворение.
Окончания безударные
Будем-----(проверять).
И удобный способ
Будем------(выбирать)
Нам слова помогут
Лиса,----- -----(весна, земля)
Их окончания ударные
Запомните, друзья!
7. Д.з. печ. т. с. 9, №3, уч. с. 32-33, правила.
Урок окончен.
Урок русского языка в 3-ем классе.
Учитель Колотушкина О. Г.
Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных 1-ого склонения.
Г. Родники, МОУ сош №4.