П.п.
(где? в чем?)
газете,
в
Прочитал
Д.п .
(где? по чему?)
ехал
по дороге,
Р.п.
(где? у чего?)
отдыхал
у речки.
Посмотрите на эти словосочетания, сравните вопросы и предлоги и попробуйте определить тему нашего урока.
Темой нашего урока будет: правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
Правописание безударных окончаний существительных в Р.п., Д.п., П.падежах.
- Закреплять знания о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи.
- Развивать умения правильно написать окончания имен существительных 1-2-3 склонения.
ехали по ш...с...е
ели з...фир
купил п...льто
вышел ( из) м...тро
Прочитайте написанные на доске словосочетания. На какие две группы можно разделить данные словосочетания? (глагол + существительное).
идти (на) т...ран
цв...ли (на) г...зоне
мужской род
склоняемые
средний род
несклоняемые
ели з е фир
ехали по ш о с с е
идти на т а ран
купил п а льто
вышел из м е тро
цвели на г а зоне
идти на т а ран
купил п а льто
цвели на г а зоне
Эти словосочетания можно разделить на две группы в зависимости от того, склоняемые или несклоняемые в них имена существительные.
Существительные зефир, таран, газон склоняемые ,
а существительные шоссе, пальто, метро несклоняемые.
Также данные словосочетания можно разделить на две группы в зависимости от рода имеющихся в них существительных.
В словосочетаниях ехали по шоссе, купил пальто, вышел из метро существительные среднего рода, а в остальных словосочетаниях- мужского рода : зефир, таран, газон .
Данные словосочетания можно разделить на две группы по составу. Словосочетания купил пальто, ели зефир состоят из глагола и существительного без предлога, а остальные словосочетания состоят из глагола и существительного с предлогом.
Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в дательном падеже. Какая это буква и в каком слове она находится?
Третья буква находится в несклоняемом существительном, которое стоит в родительном падеже и обозначает парный глухой твердый согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?
На минутке чистописания мы будем писать три буквы. Первая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в винительном падеже.
Составьте цепочку из строчных букв а, о, т так чтобы в каждой ячейке гласные стояли перед согласной и менялись между собой местами.
Какая это буква?
В каком слове она находится?
Д.п.
ехали по шоссе
Это буква т . она находится в слове метро и обозначает парный глухой твердый согласный звук [ т ]
Это буква а . Она находится в несклоняемом существительном пальто , которое стоит в винительном падеже.
Это буква о . она находится в несклоняемом существительном шоссе , которое стоит в дательном падеже.
В.п .
купил пальто
Р.п.
вышел из метро
а
а
а
т
о
а
о
о
о
т
т
т
а
т
...
о
Буква «а» и буква «о» обижаются давно. Их ни в чем не виноватых часто путают ребята.
Расставь все буквы по местам и доволен будешь сам.
а
а
б...гаж
в...гон
в...сток
в...рона
р...кета
г...ризонт
к...ртина
кв...ртира
а
о
а
о
а
о
Найдите слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке .
Для этого соедините первые слоги существительных мужского рода, которые находятся в предложном падеже, в винительном падеже без предлога, в винительном падеже с предлогом.
Из каких слов вы его составили?
Какое это слово?
ехали по шоссе
вышел из метро
идти на таран
цвели на г а зоне
ели зефир
купил пальто
Это слово газета. Мы его составили из слов на газоне, зефир, на таран.
Составьте предложение со словом газета
3
прочитал, я, интересного, в, о, газете, много, крае, нашем
В газете я прочитал много интересного о нашем крае.
3
- В газете- сущ. ( где? в чем?)
2. Начальная форма- газета
3. ж.р. 1-го склонения
4. П.п. ед. ч.
5. Второстепенный член предложения - обстоятельство
Сегодня тема нашего урока уметь различать П.п. Р.п. Д.падежи . Вернемся к нашим словосочетаниям.
Чем похожи и чем отличаются данные словосочетания?
Что нужно сделать что бы определить падежи существительных?
Р.п. (с, из, до, около, вокруг, для, без, у, от)
Д.п. ( к, по )
П.п. (о, об, в, на, при)
Р.п. ( где? кого? чего? откуда? куда?)
прочитал в газете
ехал по дороге
отдыхал у речки
Д.п. (где? кому? чему?)
П.п. (где? о чем? о ком?)
а) Добавить падежные вопросы ( напр. где? у чего?)
б) Определить по предлогам
в) вспомнить таблицу
1 склонение 2 склонение 3 склонение
Р.п. - и - и
Д.п. - е - и
П.п. - е - е - и
сущ.
прил.
сущ.
гл.
4
Тяжелый багаж привезли на автомобиле.
а) Задать смысловые и падежные вопросы
Родительный падеж (откуда? где? кого? чего?)
Дательный падеж (куда? где? кому? чему?)
Предложный падеж (где? о ком? о чем?)
б) Различать по предлогам.