СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание безударных окончаний существительных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет: 1) закрепить знания о существенных признаках, по которым распознаются  падежи, 2) развивать умения правильно писать окончания имен существительных 1, 2 и 3 склонений.

Просмотр содержимого документа
«Правописание безударных окончаний существительных.»

П.п. (где? в чем?) газете, в Прочитал Д.п . (где? по чему?) ехал по дороге, Р.п. (где? у чего?) отдыхал у речки. Посмотрите на эти словосочетания, сравните вопросы и предлоги и попробуйте определить тему нашего урока. Темой нашего урока будет: правописание безударных окончаний существительных в родительном,  дательном и предложном падежах.

П.п.

(где? в чем?)

газете,

в

Прочитал

Д.п .

(где? по чему?)

ехал

по дороге,

Р.п.

(где? у чего?)

отдыхал

у речки.

Посмотрите на эти словосочетания, сравните вопросы и предлоги и попробуйте определить тему нашего урока.

Темой нашего урока будет: правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Правописание безударных окончаний существительных в Р.п., Д.п., П.падежах. Закреплять знания о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи. Развивать умения правильно написать окончания имен существительных 1-2-3 склонения.

Правописание безударных окончаний существительных в Р.п., Д.п., П.падежах.

  • Закреплять знания о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи.
  • Развивать умения правильно написать окончания имен существительных 1-2-3 склонения.
ехали по ш...с...е ели з...фир купил п...льто вышел ( из) м...тро Прочитайте написанные на доске словосочетания. На какие две группы можно разделить данные словосочетания? (глагол + существительное). идти (на) т...ран цв...ли (на) г...зоне

ехали по ш...с...е

ели з...фир

купил п...льто

вышел ( из) м...тро

Прочитайте написанные на доске словосочетания. На какие две группы можно разделить данные словосочетания? (глагол + существительное).

идти (на) т...ран

цв...ли (на) г...зоне

мужской род склоняемые средний род несклоняемые ели з е фир ехали по ш о с с е идти на т а ран купил п а льто вышел из м е тро цвели на г а зоне идти на т а ран купил п а льто цвели на г а зоне Эти словосочетания можно разделить на две группы в зависимости от того, склоняемые или несклоняемые в них имена существительные. Существительные зефир, таран, газон  склоняемые ,  а существительные  шоссе, пальто, метро  несклоняемые. Также данные словосочетания можно разделить на две группы в зависимости от рода имеющихся в них существительных. В словосочетаниях ехали по шоссе, купил пальто, вышел  из метро существительные среднего рода, а в остальных словосочетаниях- мужского рода : зефир,  таран, газон . Данные словосочетания можно разделить на две группы по составу. Словосочетания купил пальто, ели зефир состоят из глагола и существительного без предлога, а остальные словосочетания состоят из глагола и существительного с предлогом.

мужской род

склоняемые

средний род

несклоняемые

ели з е фир

ехали по ш о с с е

идти на т а ран

купил п а льто

вышел из м е тро

цвели на г а зоне

идти на т а ран

купил п а льто

цвели на г а зоне

Эти словосочетания можно разделить на две группы в зависимости от того, склоняемые или несклоняемые в них имена существительные.

Существительные зефир, таран, газон склоняемые ,

а существительные шоссе, пальто, метро несклоняемые.

Также данные словосочетания можно разделить на две группы в зависимости от рода имеющихся в них существительных.

В словосочетаниях ехали по шоссе, купил пальто, вышел из метро существительные среднего рода, а в остальных словосочетаниях- мужского рода : зефир, таран, газон .

Данные словосочетания можно разделить на две группы по составу. Словосочетания купил пальто, ели зефир состоят из глагола и существительного без предлога, а остальные словосочетания состоят из глагола и существительного с предлогом.

Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в дательном падеже. Какая это буква и в каком слове она находится?

Третья буква находится в несклоняемом существительном, которое стоит в родительном падеже и обозначает парный глухой твердый согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?

На минутке чистописания мы будем писать три буквы. Первая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в винительном падеже.

Составьте цепочку из строчных букв а, о, т так чтобы в каждой ячейке гласные стояли перед согласной и менялись между собой местами.

Какая это буква?

В каком слове она находится?

Д.п.

ехали по шоссе

Это буква т . она находится в слове метро и обозначает парный глухой твердый согласный звук [ т ]

Это буква а . Она находится в несклоняемом существительном пальто , которое стоит в винительном падеже.

Это буква о . она находится в несклоняемом существительном шоссе , которое стоит в дательном падеже.

В.п .

купил пальто

Р.п.

вышел из метро

а

а

а

т

о

а

о

о

о

т

т

т

а

т

...

о

Буква «а» и буква «о» обижаются давно. Их ни в чем не виноватых часто путают ребята.

Буква «а» и буква «о» обижаются давно. Их ни в чем не виноватых часто путают ребята.

Расставь все буквы по местам и доволен будешь сам.  а а б...гаж в...гон в...сток в...рона р...кета г...ризонт к...ртина кв...ртира   а о а о а о

Расставь все буквы по местам и доволен будешь сам.

а

а

б...гаж

в...гон

в...сток

в...рона

р...кета

г...ризонт

к...ртина

кв...ртира

а

о

а

о

а

о

Найдите слово из словаря, с которым мы познакомимся на  уроке . Для этого соедините первые слоги существительных  мужского рода, которые находятся в предложном падеже,  в винительном  падеже без предлога,  в винительном падеже с предлогом. Из каких слов вы его составили? Какое это слово? ехали по шоссе вышел из метро идти на таран цвели на г а зоне ели зефир купил пальто Это слово газета. Мы его составили из слов на газоне, зефир, на таран.

Найдите слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке .

Для этого соедините первые слоги существительных мужского рода, которые находятся в предложном падеже, в винительном падеже без предлога, в винительном падеже с предлогом.

Из каких слов вы его составили?

Какое это слово?

ехали по шоссе

вышел из метро

идти на таран

цвели на г а зоне

ели зефир

купил пальто

Это слово газета. Мы его составили из слов на газоне, зефир, на таран.

Составьте предложение со словом газета 3 прочитал, я, интересного, в, о, газете, много, крае, нашем В газете я прочитал много интересного о нашем крае. 3 В газете- сущ. ( где? в чем?) 2.  Начальная форма- газета 3. ж.р. 1-го склонения 4. П.п. ед. ч. 5. Второстепенный член предложения - обстоятельство

Составьте предложение со словом газета

3

прочитал, я, интересного, в, о, газете, много, крае, нашем

В газете я прочитал много интересного о нашем крае.

3

  • В газете- сущ. ( где? в чем?)

2. Начальная форма- газета

3. ж.р. 1-го склонения

4. П.п. ед. ч.

5. Второстепенный член предложения - обстоятельство

Сегодня тема нашего урока уметь различать П.п. Р.п.  Д.падежи . Вернемся к нашим словосочетаниям. Чем похожи и чем отличаются данные словосочетания? Что нужно сделать что бы определить падежи существительных? Р.п.  (с, из, до, около, вокруг, для, без, у, от) Д.п.  ( к, по ) П.п.  (о, об, в, на, при) Р.п.  ( где? кого? чего? откуда? куда?) прочитал в газете ехал по дороге отдыхал у речки Д.п.  (где? кому? чему?) П.п.  (где? о чем? о ком?) а) Добавить падежные вопросы ( напр. где? у чего?) б) Определить по предлогам

Сегодня тема нашего урока уметь различать П.п. Р.п. Д.падежи . Вернемся к нашим словосочетаниям.

Чем похожи и чем отличаются данные словосочетания?

Что нужно сделать что бы определить падежи существительных?

Р.п. (с, из, до, около, вокруг, для, без, у, от)

Д.п. ( к, по )

П.п. (о, об, в, на, при)

Р.п. ( где? кого? чего? откуда? куда?)

прочитал в газете

ехал по дороге

отдыхал у речки

Д.п. (где? кому? чему?)

П.п. (где? о чем? о ком?)

а) Добавить падежные вопросы ( напр. где? у чего?)

б) Определить по предлогам

в) вспомнить таблицу 1 склонение 2 склонение 3 склонение Р.п.  - и      - и Д.п.  - е      - и П.п.  - е     -  е    - и

в) вспомнить таблицу

1 склонение 2 склонение 3 склонение

Р.п. - и - и

Д.п. - е - и

П.п. - е - е - и

сущ. прил. сущ. гл. 4 Тяжелый багаж привезли на автомобиле.

сущ.

прил.

сущ.

гл.

4

Тяжелый багаж привезли на автомобиле.

а)  Задать смысловые и падежные вопросы  Родительный падеж (откуда? где? кого? чего?)  Дательный падеж (куда? где? кому? чему?)  Предложный падеж (где? о ком? о чем?)  б) Различать по предлогам.

а) Задать смысловые и падежные вопросы

Родительный падеж (откуда? где? кого? чего?)

Дательный падеж (куда? где? кому? чему?)

Предложный падеж (где? о ком? о чем?)

б) Различать по предлогам.