СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку по УМК Рыбченковой 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова.»

Класс: 5. 10.11.2015г.

Урок: 41.

Тема: Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников:

  1. анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.);

  2. находить орфограмму – букву О, Ё после шипящих под ударением в корне слова;

  3. правильно писать слова с изученной орфограммой;

  4. различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего: букв А, У, И после букв шипящих;

  5. буквы Ь после шипящих в конце имён существительных;

  6. графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.

Оборудование: УМК под ред. Л.М.Рыбченковой и др.5класс,компьютер,слайд-презентация.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1.Проверка домашнего задания.


Используется презентация на этапах актуализации, постановки проблемы и открытия новых знаний
( слайд )

2. – Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера):
Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.
Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «БукваЬпосле букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, Апосле букв шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах.)
3. Проверка проводится с помощью следующего слайда:

ночь

чаща

дрожь

круча

роскошь

жизнь

луч

шило

ключ

щавель

пустошь

чудо

– Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.
– Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие буквы шипящего.)
– Обозначьте в словах этот опознавательный признак.
– Назовите условия выбора орфограмм.
– На основе графических обозначений сформулируйте правила.

4. 
– Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель.)
– С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.)

Познавательные УУД
Владеть приёмами анализа и систематизации материала.























Коммуникативные УУД
Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.

III. Постановка проблемы (основного вопроса урока).

Проблемная ситуация.
Ученики читают материал и выполняют задания под рубрикой «Определяем основной вопрос урока». (Этот материал представлен в презентации, в этом случае работа проводится при закрытых учебниках.)
При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного 
О или Ёпод ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса:какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике.

Регулятивные УУД
1.
 Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать проблему урока.
3. Искать пути решения проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV. Открытие нового знания.

1. На слайде с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения.
2. Далее учащиеся работают в парах, подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов:
жёлтый – желтеть,
шёпот – шептать,
чёрный – чернеть
и существительные
 щёлка – щель.
Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2­м столбике, делают вывод о написании буквы Ёили Опосле букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.
Отдельно проводится работа с графическими моделями орфограммы.








Познавательные УУД
Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).

V. Физкультминутка



Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем -крылья сложили НАЗАД.



VI. Развитие учебно­языковых, правописных и речевых умений.

1. Выполнение упражнений для первичного развития умений.
Упр. 149– развивается умение объяснять условия выбора орфограммы буквы ЁО после букв шипящих в корне слова, ориентируясь на мнемоническое правило (заучивание слов­исключений), а также подбор (устно) однокоренных слов с Е.
Выборочное списывание с графическим обозначением условий выбора орфограммы.
Упр. 148– развивается умение писать букву Оили Ё в корне слова после букв шипящих, а также слова с ранее изученными орфограммами – буквами гласных, согласных, Ь.

Упр.151 – развивается «обратное» умение – подбирать и писать слова с орфограммой –буквой Ёпосле буквы шипящего в корне на основе приведённых однокоренных слов с Е в корне.
Упр. 151(Б)– развивается лексическое умение – соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения – писать слова с орфограммой – буквой О или Ёпосле буквы шипящего в корне, а также устно и графически обозначать условия выбора этой орфограммы.
Первую часть задания ученики выполняют коллективно устно (к слову подбирается толкование и наоборот – сначала читается толкование, потом ученики называют слово).
Задание на разграничение ом.

На слайде с помощью компьютера или на доске записаны два предложения:
Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный.
Вопросы и задания к ним:
– Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].)
– Сравните их написание. Что необычного заметили?
– Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)

П. – Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по-­разному.) Предположите, почему слова пишутся по-­разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.)
– Сравните свои предположения со справкой в рамке «Запомни и различай!».
Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения (см. в рамке).
– Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма»
– Какую букву после буквы шипящего вы напишете?


2. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой– буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова.
На доске записаны слова
ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр.
– Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.)
– Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой – буквой О/Ёпосле буквы шипящего в корне слова? Почему?
– Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой
(Выбор написания – О или А (а не Ё), безударное положение гласного.)
– Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему?
– Проверим себя. Прочитайте правило, а также слова под рубрикой «Запомни».
– Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.)
Следует обратить внимание учащихся на графическое обозначение – знак ударения в словах.
– Как вы думаете, почему это правило включено ?
(Здесь есть два сходных условия выбора с орфограммой О/Ё – это написание после букв шипящих в корне слова.)

Осложнённое списывание слов с доски с графическим обозначением условий выбора орфограммы – непроверяемой буквы безударного гласного в корне слова.






































Познавательные УУД
1.
 Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
2. Строить логические рассуждения.

VII. Рефлексия



-  осознание своей учебной деятельности;

- самооценка результатов своей деятельности и класса.

  Подводятся итоги совместной деятельности учителя и  обучающихся. Ребята фиксируют  материал,  который  изучался на уроке, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. Высказывают свои мнения по поводу успеха или неуспеха в учебном процессе.  

  Вернемся к тем задачам, которые  прозвучали в начале урока.

- Смогли ли вы решить поставленные задачи?  

Вопросы к  учащимся:

- Понравился ли вам данный урок?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С какими трудностями вам пришлось сегодня столкнуться при изучении данной темы урока?

-  Как вы оцениваете свою работу на уроке?

-  Как вы оцениваете работу учителя на уроке?




VIII. Итог урока.

– Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О.)
– Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые слова урока.
1) шёлк, шов (искл.);
2) ожог (сущ.), ожёг (гл.);
3) шоссе, жонглёр.

 

IХ. Домашнее задание.

1. Выучить правило из §20, запомнить слова­ исключения.

2. Упр.150 (списать, вставляя пропущенные буквы в слова, объясняя их написание.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!