Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. | 1.Проверка домашнего задания. Используется презентация на этапах актуализации, постановки проблемы и открытия новых знаний ( слайд )
2. – Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера): Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо. Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «БукваЬпосле букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, Апосле букв шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах.) 3. Проверка проводится с помощью следующего слайда: ночь | чаща | дрожь | круча | роскошь | жизнь | луч | шило | ключ | щавель | пустошь | чудо | – Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы. – Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие буквы шипящего.) – Обозначьте в словах этот опознавательный признак. – Назовите условия выбора орфограмм. – На основе графических обозначений сформулируйте правила.
4. – Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель.) – С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.) | Познавательные УУД Владеть приёмами анализа и систематизации материала.
Коммуникативные УУД Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы. |
III. Постановка проблемы (основного вопроса урока). | Проблемная ситуация. Ученики читают материал и выполняют задания под рубрикой «Определяем основной вопрос урока». (Этот материал представлен в презентации, в этом случае работа проводится при закрытых учебниках.) При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ёпод ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса:какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать проблему урока. 3. Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
IV. Открытие нового знания. | 1. На слайде с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения. 2. Далее учащиеся работают в парах, подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов: жёлтый – желтеть, шёпот – шептать, чёрный – чернеть и существительные щёлка – щель. Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2м столбике, делают вывод о написании буквы Ёили Опосле букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике. Отдельно проводится работа с графическими моделями орфограммы. |
Познавательные УУД Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель). |
V. Физкультминутка | Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем -крылья сложили НАЗАД. | |
VI. Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений. | 1. Выполнение упражнений для первичного развития умений. Упр. 149– развивается умение объяснять условия выбора орфограммы –буквы Ё, О после букв шипящих в корне слова, ориентируясь на мнемоническое правило (заучивание словисключений), а также подбор (устно) однокоренных слов с Е. Выборочное списывание с графическим обозначением условий выбора орфограммы. Упр. 148– развивается умение писать букву Оили Ё в корне слова после букв шипящих, а также слова с ранее изученными орфограммами – буквами гласных, согласных, Ь.
Упр.151 – развивается «обратное» умение – подбирать и писать слова с орфограммой –буквой Ёпосле буквы шипящего в корне на основе приведённых однокоренных слов с Е в корне. Упр. 151(Б)– развивается лексическое умение – соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения – писать слова с орфограммой – буквой О или Ёпосле буквы шипящего в корне, а также устно и графически обозначать условия выбора этой орфограммы. Первую часть задания ученики выполняют коллективно устно (к слову подбирается толкование и наоборот – сначала читается толкование, потом ученики называют слово). Задание на разграничение ом. На слайде с помощью компьютера или на доске записаны два предложения: Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный. Вопросы и задания к ним: – Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].) – Сравните их написание. Что необычного заметили? – Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)
П. – Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по-разному.) Предположите, почему слова пишутся по-разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.) – Сравните свои предположения со справкой в рамке «Запомни и различай!». Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения (см. в рамке). – Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма» – Какую букву после буквы шипящего вы напишете?
2. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой– буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова. На доске записаны слова: ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр. – Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.) – Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой – буквой О/Ёпосле буквы шипящего в корне слова? Почему? – Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой (Выбор написания – О или А (а не Ё), безударное положение гласного.) – Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему? – Проверим себя. Прочитайте правило, а также слова под рубрикой «Запомни». – Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.) Следует обратить внимание учащихся на графическое обозначение – знак ударения в словах. – Как вы думаете, почему это правило включено ? (Здесь есть два сходных условия выбора с орфограммой О/Ё – это написание после букв шипящих в корне слова.)
Осложнённое списывание слов с доски с графическим обозначением условий выбора орфограммы – непроверяемой буквы безударного гласного в корне слова. |
Познавательные УУД 1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.). 2. Строить логические рассуждения. |
VII. Рефлексия
| - осознание своей учебной деятельности; - самооценка результатов своей деятельности и класса. Подводятся итоги совместной деятельности учителя и обучающихся. Ребята фиксируют материал, который изучался на уроке, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. Высказывают свои мнения по поводу успеха или неуспеха в учебном процессе. Вернемся к тем задачам, которые прозвучали в начале урока. - Смогли ли вы решить поставленные задачи? Вопросы к учащимся: - Понравился ли вам данный урок? - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - С какими трудностями вам пришлось сегодня столкнуться при изучении данной темы урока? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Как вы оцениваете работу учителя на уроке?
| |
VIII. Итог урока. | – Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О.) – Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые слова урока. 1) шёлк, шов (искл.); 2) ожог (сущ.), ожёг (гл.); 3) шоссе, жонглёр. | |
IХ. Домашнее задание. | 1. Выучить правило из §20, запомнить слова исключения. 2. Упр.150 (списать, вставляя пропущенные буквы в слова, объясняя их написание. | |