СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Правописание чередующихся гласных - а, -о- в корнях глаголов -гар-, -гор-."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока составлена по требованиям ФГОС. Обычный рабочий урок, который заинтересовал учащихся видами деятельности.

Просмотр содержимого документа
«"Правописание чередующихся гласных - а, -о- в корнях глаголов -гар-, -гор-."»

Конспект открытого урока в 6 классе по русскому языку

Предмет: русский язык, Г.Г. Багаутдинова

Класс: 6

Автор УМК: Ладыженская Т.А.

Тема урока: Правописание гласных О-А в чередующихся корнях –ГОР- -ГАР-

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель деятельности учителя: создать условия для повторения и закрепления знаний, умений, навыков, способов деятельности, связанных с правописанием чередующихся гласных в корнях слов.

Задачи урока

Образовательные:

- продолжить формирование навыка правописания слов с чередующимися гласными в корнях слов;

- устранить пробелы в знаниях и умениях по теме;

Развивающие:

развивать умение выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;

Воспитательные:

- формировать мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Используемые материалы:  карточки с заданиями, учебник, таблицы по теме, составленные на предыдущем уроке.

Планируемые результаты

Предметные: научатся применять правила проверки написания гласных в корнях с чередованием, составлять индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Метапредметные:

• познавательные – объясняют языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения;

• регулятивные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, ищут и выделяют необходимую информацию;

• коммуникативные – слушают и слышат друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

имеют мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Что делают?

УУД

Что делать? Сделать?

I. Оргмомент.


Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих, настраивает на урок.

Проверяют наличие необходимых принадлежностей для урока, слушают учителя, настраиваются на урок.

Планировать учебную деятельность с учителем и сверстниками;

II. Актуализация знаний


  1. Организует деятельность уч-ся, предлагая провести цифровой диктант по материалам пройденных тем: на первой строчке пишем № слова, внизу – нужную букву: - а- или -о -: 1.вложение,2. доложить, 3.заложенный, 4.излагать, 5.изложение, 6.заросли, 7.нарастание, 8.наращивание, 9.касаться, 10.коснуться, 11.неукоснительно, 12.прикасаться,13. проложить, 14.разлагаться,15 разложение.

  2. Проверка:

Записывают, выделяют, анализируют, обобщают, извлекают необходимую информацию.


Коммуникативные:

- уметь доносить свою позицию до других, владея приёмамимонологической и диалогической речи;

Познавательные:

- анализировать, сравнивать, обобщать, извлекать необходимую информацию, строить речевое высказывание;

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

О о о о о о а а а о о а о а о

2. Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Фронтальный опрос

– Что мы изучали на предыдущих уроках?
– Какие корни с чередованием вы уже знаете?
– От чего зависит написание гласной в этих корнях?

Учитель фиксирует способ действия уч-ся при выборе гласных в ранее изученных корнях с чередованием и создаёт проблемную ситуацию.

Актуализация знаний

Работа по карточкам: работа в парах. Нужно подумать и дописать пропущенные буквы, при проверке доказать своё мнение, оценить работу товарища:

Изл…гать, изл…жить, предпол…жить, предпол…гать, слаг…емые, сл…жение, взр…стить, взр…слеть, возр…стной, вр…сти, выр…стить, выр…щенный, дор…сти, зар…сти, заро…сли, нар…стание, к…сание, к…сательная, к…саться, к…снуться, неук…снительно, бл…стеть, бл…стательный, зам…рать, зам…реть, уг…реть, г…рючий, уг…р.



Ключ

Излагать, изложить, предположить, предполагать, слагаемые, сложение, взрастить, взрослеть, возрастной, врасти, вырастить, выращенный, дорасти, зарасти, заросли, нарастание, касание, касательная, касаться, коснуться, неукоснительно, блестеть, блистательный, замирать, замереть, угореть, горючий, угар.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы. Осознают недостаточность имеющихся знаний для выполнения задания, обоснования ответа.


Объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения (П)

Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. (К)

Управляют собственным речевым поведением (К)

Локализация затруднений

Оцените свою работу и работу одноклассника, используя оценочный лист (обведите корни, правописание которых усвоено недостаточно хорошо):

Корни с чередованием, правописание которых я знаю недостаточно хорошо

По моему мнению

По мнению одноклассника

- лаг -, - лож -

- лаг -, - лож -

- раст – ращ – рос -

- раст – ращ – рос -

- кас -, - кос -

- кас -, - кос -

- блес -, -блис -

- блес -, -блис -

- мир -, - мер -

- мир -, - мер -


Оценивают свои знания и знания одноклассника.

Адекватно самостоятельно оценить правильность выполнения действия (Р)

Имеют мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности (Л)






Слова, с какими орфограммами встретились в тексте? ( с гласными А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-,-РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-).




















IV. ЭТАП ПЕРВИЧНОГО УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ









Слово дня:

о·га́-рок. 1. остаток недогоревшей свечи. 2. спец. не до конца сгоревший остаток чего-либо. 3. прост. презр. слабосильный, жалкий человек (обычно о подростке); заморыш.

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний, предлагая просмотреть лингвистическую сказку о корнях гар, гор.

(http://www.youtube.com/watch?v=Zi38t8I1oEA Лингвистическая сказка Васильевой Татьяны)

- Отчего же зависит написание гласных в корнях гар, гор?

Работа над правилом, стр. 62 параграф 30



Организует деятельность уч-ся по составлению алгоритма для лучшего запоминания правила. (Учитель – на доске, дети – в тетрадях.)















Слушают, отвечают, анализируют, сравнивают, планируют свою деятельность , формулируют проблему урока, осуществляют самоконтроль, корректируют свою деятельность

Регулятивные:

- ставить цель, планировать свои действия, уметь искать пути решения проблемы, уметь высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать вопрос (проблему) урока, осуществлять контроль и самоконтроль;

Коммуникативные:

- свободно излагать свои мысли, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Познавательные:

- анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

V. ЭТАП ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления (Упр. 190, 191)

Учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Учащиеся записывают примеры из упражнений, анализируют,

сравнивают, планируют свои действия, осуществляют проверку и взаимопроверку.

Коммуникативные: сотрудничать в поиске и в выборе информации,свободно излагать свои мысли (построение устных рассуждений), слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

VII. ЭТАП КОНТРОЛЯ  И САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Организует самостоятельное выполнение учащимися ( работа в парах)

Г…рючее вещество, уг…рный газ, газовая г…релка, сг…рать от нетерпения, подг…ревший пирог, бронзовый заг…р, ог…рок свечи, выг…реть на солнце, г…рящие глаза, заг…релый юноша, заг…реться идеей.



Планируют и корректируют свою деятельность, выполняют самостоятельную работу, оценивают свою работу

Познавательные:

- самостоятельно

создавать алгоритм

деятельности, выполнять действия по алгоритму, осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Регулятивные:

- контролировать, корректировать оценивать свою деятельность;

VIII. ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый уч-ся, предлагает дифференцированное домашнее задание:

  1. Кто хорошо усвоил новую тему – составить объяснительный диктант из 10 словосочетаний на изученную орфограмму; правило на стр. 106,

  2. Кто испытывает затруднения – упр. 189, правило на стр. 106

Оценивает работы всех и отдельных учащихся.



  1. Работа с перфокартой «Буквы О-А в чередующихся корнях»

(слайд 10)


Учащимся предлагается вставить в таблицу буквы О-А:


1

2

3

1

р..стительность

возл…гать

к..сание

2

сл…гаемое

подг…ревший

перег..реть

3

прик…саться

выр..щенный

уг…рный

4

зар…сли

к…снуться

разр…статься

5

ог…рок

к…сательная

предпол..гать


Взаимопроверка в парах: предлагаю правильный ответ. Если задание выполнено правильно, то из букв А (необходимо соединить их) получится цифра 5 (слайд 11):


А А А

А о о

А А А

о о А

А А А

Уч-ся выбирают задание с учётом своих возможностей.

Регулятивные:

понимать и планировать действия;

Коммуникативные: сотрудничать в поиске и в выборе информации,уметь свободно излагать свои мысли (построение устных рассуждений), слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

IX. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

- Сегодня мы познакомились с правилом «Буквы о и в корнях -гор- – -гар-».

- Отчего зависит выбор гласной в корнях -гор- – -гар-?

- Скажите, зачем нам нужно знать о правописании букв о и а в этих корнях?

- Где нам пригодятся эти знания?

Оценивают свою деятельность и деятельность своих товарищей, слушают, делают выводы.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами литературного языка.

Регулятивные: осуществлять контроль, коррекцию, оценку производимых действий.

X. ЭТАП  РЕФЛЕКСИИ

Организует рефлексию, используя приём незаконченного предложения

« Сегодня я узнал…»

« Мне было трудно…»

« Я понял, что…»

« Я научился…»

- Какую цель вы поставили в начале урока?

- Вы достигли поставленной цели?

- В чем у вас было затруднение?

- Как вы открывали новое знание?

- За что бы вы похвалили себя на уроке? Товарища?

Прием «Плюс-минус-интересно»

  1. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции.

  2. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

  3. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали  и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к ведущим мастер класса.

П (плюс)

М (минус)

И(интересно)













   



Проводят самоанализ и самооценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Личностные:

- самооценивать деятельность, деятельность товарищей, адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности ;

Коммуникативные:

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;













  1. Карточка

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму «Чередующаяся гласная в корне»

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. 

2. Творческое задание: составьте текст из 6-8 предложений с использованием слов с чередующимися гласными в корне. Обозначьте в них изучаемую орфограмму.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!