Автор УМК: «ПНШ» Н.А. Чуракова, Русский язык. 2 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учеб,2012 г.
Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии.
Этап урока | Деятельность учителя | | | Деятельность учащегося | | | |
Осуществляемые действия | Познавательная | Коммуникативная | | Регулятивная | |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности | Прозвенел звонок, Начинается урок! -А вы знаете, что одного профессора на лекции о космических путешествиях спросили: «Что должен взять с собой космонавт, готовясь к многолетнему полету на Марс?» Он ответил: «Прежде всего, школьную тетрадь с пятеркой по русскому языку». - Как думаете, почему он так ответил? | Слушают, логически рассуждают. | Уметь устанавливать причинно-следственную связь. | Слушают ответы, высказывают свое мнение. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Слушают собеседника; Строят понятные для собеседника высказывания | Проверяют свою готовность, настраиваются на урок. | Принимают и сохранять учебную цель и задачу. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, уточнять и дополнять высказанные мнения. |
Этап актуализации и пробного учебного действия. | Посмотрите домашнее упражнение. - В каких словах встречались орфограммы? -Как вы их проверяли? -Какие орфограммы встречаются здесь чаще всего? -Какие правила вы применяли? (слайд) Чтобы грамотно писать, Правила нам нужно знать. Постоянно применять И «пятёрки» получать! -Как думаете, чем будем заниматься на уроке? | Активизируют соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память) Выдвигают предположения о теме урока. . | Выделяют существенную информацию; устанавливают причинно- следственную связь. Ориентироваться на разнообразие постановки задач | Взаимодействуют с учителем, слушают собеседников, высказывают свое мнение. Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить понятные для ребят высказывания. Рефлексия своих действий. Слушать собеседника, строить понятные для ребят высказывания. Рефлексия своих действий. | Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу. | Обучаются слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания; проводить самоанализ и взаимоконтроль. |
Этап локализации индивидуальных затруднений | Слайд № 4. Прочитайте слова. На какие группы их можно разделить? -Разбейте на 2 группы. -Запишите только слова с безударной гласной в корне слова (запись с комментированием детей). -Итак, как проверили безударную гласную в первой паре слов? -А каким ещё способом можно проверять слова с безударной гласной? -А теперь продолжите, пожалуйста, высказывание: «Чтобы проверить безударный …(слайд). -Правильно! Итак, используя это правило, вы сможете разгадать кроссворд. (слайды) 1. В землю тёплую уйду, К солнцу колосом взойду. В нём – таких как я Будет целая семья. (з..рно ) 2.Два братца в воду глядятся, Век не сойдутся (б..р..га) 3.Лежит верёвка, Шипит плутовка. Брать её опасно. Укусит. Ясно? ( зм…я) 4.В коридоре топот ног, То зовёт всех в класс ….(зв…нок) 5.На соломинке дом, Сто ребяток в нём. (кол..с) 6.Угадайте, что за птица, Света яркого боится. Клюв крючком, глаза пятачком Ушастая голова, Кто это? (с…ва) 7. В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит.(поезд) | Применяют ранее полученные знания для проведения исследования темы. Выявляют и фиксируют способы действий (правила), уточняют алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке; Отгадывают загадки, записывают самостоятельно (выборочный комментарий для слабых детей). Работают с опорой, проговаривают правило. | Анализировать объекты с целью выделения признаков; устанавливать причинно-следственную связь; уметь осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме. Анализировать объекты с целью выделения признаков, устанавливать причинно-следственную связь. | Взаимодействуют с учителем, слушают собеседников, высказывают свое мнение. | Слушать собеседника, строить понятные для ребят высказывания Участвуют в коллективном диалоге и дискуссии, сотрудничают в группе | Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. | Уметь планировать, прогнозировать; контролировать, оценивать свои действия, корректировать. Соотношение результата своей деятельности с образцом и оценивание ее. Самопроверка |
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. | -Какую ещё орфограмму заметили в слове «поезд?» -Подберите проверочное слово. Парные согласные – самые опасные! В корне ты их проверяй- рядом гласный подставляй! -Сколько парных согласных в русском языке? -Почему в слабой позиции их нужно проверять? -Если вы будете внимательны, то поможете ребятам отправиться в путешествие. -Какое правило вам в этом поможет? -Попробуйте восстановить его последовательность (слайд) | Смысловое чтение текстов. Применяют ранее полученные знания в выполнение заданий, ориентируются в работе как самостоятельно, так и в группе. | Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; уметь выделять существенную информацию из общего материала, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, формулировать их. | Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме; слушают и высказывают свое мнение. | Уметь формулировать свое мнение, высказывать его; уметь задавать вопросы; уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания. Рефлексия своих действий. | Действуют по инструкции задания, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль выполненной работы. | Принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия; действовать по инструкции в заданиях; проводить пошаговый и итоговый контроль своих действий вносить необходимые коррективы в свои действия; адекватно воспринимать оценивание выполненной работы. |
Этап реализации построенного проекта. | Игра «Отправь поезд» Работа в парах (слайды) З…рно р…дится в з…мле, а т..лант – в труде. Гне…- плохой советчик. -Чему учат эти пословицы? | Объясняют смысл пословиц. Обучающиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. | Уметь осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме. | Слушают и высказывают свое мнение. | Уметь формулировать свое мнение, | Действуют по инструкции. | С уважением и пониманием воспринимать ответы одноклассников. |
Этап обобщения затруднений во внешней речи. | -Какое правило вам помогало? -У кого были трудности? -А сейчас я посмотрю, как каждый из вас умеет им пользоваться. Игра «Отправь судно в свой порт» (слайды) -Перед тем, как выбрать букву, что нужно не забыть сделать? Физминутка | Проговаривают формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. Работают со средствами обратной связи (карточки д-т ) | Уметь осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме. | Уметь осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме. | Уметь формулировать свое мнение, высказывать его; уметь задавать вопросы; уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания. | Действуют по инструкции задания, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль выполненной работы. | |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | -Над какими правилами мы сегодня работаем? -Сейчас вы поупражняетесь их применять самостоятельно. (индивидуальный раздаточный материал с текстом, вставить пропущенные буквы)) | выполняют самостоятельную работу, проводят самопроверку своих работ по эталону и фиксируют результаты; | Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; | | | | Проводить пошаговый и итоговый контроль своих действий вносить необходимые коррективы в свои действия; |
Этап включения в систему знаний и повторения. | -Какую задачу ставили в начале урока? Удалось ли решить поставленную задачу? -У кого на уроке все получалось хорошо? -А кому надо еще поработать над этой темой? -Дома вы будете в роли учителей, поможете Незнайке исправить ошибки. (раздаточный материал) | Обучающиеся при положительном результате предыдущего этапа выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном результате повторяют предыдущий этап для другого варианта. | Уметь выделять существенную информацию из общего материала; устанавливать причинно-следственные связи. | Высказывают свое мнение, слушают ответы одноклассников. | Уметь формулировать и высказывать свою позицию; понимать возможность различных позиций одноклассников, отличных от собственной. | Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу. | Проводить пошаговый и итоговый контроль своих действий вносить необходимые коррективы в свои действия; адекватно воспринимать оценивание выполненной работы. |
Этап рефлексии фиксирования и преодоления затруднений в собственных учебных действиях. | Рефлексия 1.Сегодня я узнал… 2.Было интересно… 3.Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6.Теперь я могу… 7. Я приобрел… 8. Я научился… 9.У меня получилось… 10. Я смог… 11.Я попробую… 12.Мне захотелось… -Все молодцы! -Спасибо за урок! | Делятся своими открытиями по теме, проговаривают своими пожеланиями на дальнейшую работу. | Уметь выделять существенную информацию из общего материала; устанавливать причинно-следственные связи. | Высказывают свое мнение, слушают ответы одноклассников. | Уметь формулировать и высказывать свою позицию; понимать возможность различных позиций одноклассников. | Действуют по инструкции самоанализа. | Адекватно воспринимать оценку учителя; анализировать свои западающие места в теме. С уважением и пониманием воспринимать ответы одноклассников; радоваться за успехи другого человека и сопереживать неудачам друзей. |