Конспект урока русского языка, проведённого в 4 классе.
Тема : Правописание местоимений с предлогами.
(Наращивание буквы Н в местоимениях.)
Цель : обеспечение усвоения обучающимися особенностей правописания местоимений с
предлогами.
Задачи : 1) формировать умение правильно употреблять и писать местоимения 1, 2, 3 лица,
навык раздельного написания местоимений с предлогами;
познакомить с особенностями местоимений 3-его лица (буква Н после предлогов);
2) развивать умение классифицировать слова разных частей речи;
учить ребят самостоятельно делать выводы;
3) воспитывать любовь к животным, бережное отношение к хлебу, своему
здоровью.
Оборудование : карточки разных уровней для индивидуальной работы,
дидактический материал, портрет А.С.Пушкина.
Ход урока.
I.Орг. момент.
- Я надеюсь, ребята, что сегодня на уроке русского языка мы поработаем плодотворно.
- Улыбнитесь друг другу и за работу!
II.Повторение пройденного материала.
1.Индивидуальная работа по карточкам.
1 уровень
Выпиши местоимения. Определи лицо и число.
Без, он, у, я, мы, с, они, вы.
2 уровень
Вставь пропущенные местоимения. Определи у них лицо и число.
Что же …, моя старушка, приумолкла у окна?
Чем …, гости, торг ведёте?
… ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
2.Игра «Найди местоимения».
- Что такое местоимение? (Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
Употребляется вместо имени существительного.)
- Назовите местоимения 1, 2, 3 лица.
(на доске)
Я, он, в, на, под, а, нос, тот, нёс, но, мой, никто, ктебе.
- На какие группы вы разделили бы данные слова?
- Запишите местоимения в тетрадь и скажите, что вы знаете о каждом из них?
Я, он, тот, мой, никто, к_тебе.
- Как же пишутся местоимения с предлогами? (Раздельно, у них никогда не бывает
приставок.)
3. Работа в ТПО № 2.
- С.54, упр. 1.
(Дети выполняют упражнение самостоятельно, потом взаимопроверка.)
- Почему в первом предложении поставлена запятая? (Это сложное предложение.)
(Проверка по образцу на доске.)
У меня живёт кошка, я назвала её Муркой. Она любит молоко и сметану. У неё рыжая шёрстка. Когда я прихожу домой, она бежит ко мне.
- Ребята, у кого из вас есть дома животные? Как вы ухаживаете за ними?
- Это братья наши меньшие, и мы не должны их обижать!!!
III.Изучение нового материала.
1.Сообщение новой темы. Создание проблемной ситуации.
- А почему «… я назвала ЕЁ Муркой», но «у НЕЁ рыжая шёрстка»?
-Итак, в этом нам предстоит сегодня разобраться, когда же будем писать букву Н, а когда не
будем?
IV. Физминутка.
- Я читаю предложение, вы находите в нём личное местоимение, определяете, какого оно
лица и хлопками отвечаете.
1.Ветер, ветер! Ты могуч!
2.Мы песенок знаем так много!
3.Весело текли вы, детские года.
4.Я дитя оберегал, колыбелечку качал.
5.Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.
6.Ко мне пришла моя лучшая подруга.
7.У него (голубя) было сломано крыло.
V.Работа по новой теме.
Работа с учебником.
- Откройте учебник на с. 46, упр. 36.
- Отрывок из какого произведения? Кто автор? (портрет А.С.Пушкина)
- Прочитайте задание. Что нужно сделать?
взять с неё (3 л., ед.ч., Р.п.)
пустил её (3 л., ед.ч., В.п.)
прикрикнула на него (3 л., ед.ч.,В.п.)
послала его (3 л., ед.ч., В.п.)
- Итак, что заметили, когда у местоимений пишется буква Н?
Вывод. У местоимений 3-его лица ед. и мн. числа перед предлогом пишется буква Н.
Чтение правила по учебнику на с. 48.
VI.Первичное закрепление по учебнику.
Т.№ 1, упр. 2
Его – от него (Р.п.)
Ей – к ней (Д.п.)
Ему – к нему (Д.п.)
Им – с ним (Т.п.)
Её – из неё (Р.п.)
VII.Контроль.
( на доске)
Ребята обедали в столовой. К (они) подошёл Витя. Он взял кусок хлеба и скатал из
(он) шарик. …
- Как бы вы продолжили рассказ?
- А как мы должны обращаться с хлебом?
Спишите предложения, открывая скобки.
(Потом 1 ученик работает у доски, остальные проверяют.)
VIII.Закрепление. Выполнение упражнений по выбору.
- Выберите то упражнение, которое вы сможете сделать.
(На листочках задание двух уровней.)
1 уровень
Спишите, поставьте местоимения в нужном падеже.
Подбежал к (они), поздравляю (она), посмотрел на (он), слушали (она).
2 уровень
Спишите, вставляя пропущенные местоимения, определите падеж.
Про лису дурная слава ходит, будто … кур таскает. Но … это редко удаётся.
Часто … охотится за мышами. У … чуткий слух. Только пискнет мышонок,
лиса уже тут как тут.
- Как понимаете выражение «тут как тут»?
- Что интересного узнали о лисе?
IX.Домашнее задание.
Т.№ 1, с. 13, учить правило на с. 48.
X.Итог. Рефлексия.
- Какими знаниями пополнили свою «копилку»?
- Что особенно хорошо у вас получается, а над чем ещё надо поработать?
- Молодцы! Сегодня все хорошо работали.
-Урок окончен.