СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание приставок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 4 классе.Правила правописания приставок.

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок»




Русский язык

Открытие нового знания

Тема: Правописание приставок по-, под-, от-, до-, об-.

Цель: ознакомить с основными правилами правописания приставок с гласной О

  1. Орг. момент.

  2. Чистописание с актуализацией знаний

С. 17 – работа в тетради по чистописанию

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаёшь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий.

И, обычай твой любя,

Звёзды смотрят на тебя.

А.Пушкин


Учитель

Ученики

-Какие части слова знаете?


-О какой части слова идёт речь?

На конце любого слова

ищет Вова.

Изменяемая часть

С другим словом держит связь.


Перед корнем есть …,

Слитно пишется она,

И при помощи …

Образуются слова.


После корня он стоит,

Перед окончанием.

Его я если заменю,

Другое слово получу.


-Что нужно сделать, чтобы найти корень?

Приставку, корень, суффикс, окончание, основу.


Окончание.





Приставка





Суффикс





Подобрать однокоренные слова





На доске:


И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала.

Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали;

Усадили в уголок,

Подносили пирожок.

А.Пушкин


Учитель

Ученики

-Спишите выделенные слова

-Разберите по составу

-Поставьте ударение

-Подчеркните безударные гласные


-В каких частях слова находятся безударные гласные?


-Какое правило о безударных

гласных мы уже знаем?

-А какого правила о безударных гласных ещё не учили?


-Значит, какая сегодня тема урока?

Записывают

Разбирают

Ставят ударение

Подчёркивают безударные гласные


В корне и приставке


О безударной гласной в корне


О безударных гласных в приставках


Безударные гласные в приставках

(тема на доске)


Физминутка


3.Открытие нового знания

Работа в группах


Задание:

Выпишите в один столбик слова с приставками под ударением, в другой – с приставками без ударения. Поставьте ударение, выделите приставки.


Подвал, подруги, подпись, повесть.


Учитель

Ученики

Сверьте с образцом (на доске)


-Что общего между приставками под ударением и без ударения?


-В каких приставках пишется гласная О?


Сделайте вывод о правописании безударных гласных в приставках


-Сверьте ваш вывод с учебником (с. 138)



Гласные в приставках под ударением и без ударения одни и те же


По-, под-


Формулируют правило (открытие нового знания)


Верно, но в правиле больше приставок


Заполните таблицу (опорный сигнал) «Приставки на О-» – работа в группах.( Результат -на доску) Физминутка для глаз


4.Воспроизведение знаний.

-Работа по учебнику, у. 120 ( по заданию)


5.Рефлексия. -Что нового узнали на уроке?


Найдите в чистописании слово на изученную сегодня орфограмму (позолоченный), выделите приставку.


6.Д / з. с .138 – правило; у.121, у. 122 –по выбору.


Русский язык (открытие нового знания),

Школа «2100» 4 класс

Тема: Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Цель: Ввести термин «спряжение», познакомить с особенностями глаголов 1 и 2 спряжения.

I. Орг. момент.

(добрые пожелания)

После урока учитель спрашивает ученика: «Если я говорю – я умываюсь, ты умываешься, мы умываемся, - какое это время?»

Мальчик долго думал, потом воскликнул: «Утро!»

- Вы тоже так думаете? Какое это время глагола? Что знаете о наст. времени?

II. Чистописание с актуализацией знаний. Постановка проблемы.

В саду горит костёр рябины красной (на доске).

Задание: укажите части речи, сделайте морф. разбор глагола.

- Что такое склонение?

- Какие части речи, известные вам, склоняются?

- Просклоняйте из предложения словосочетание: сущ. + прил.

- Попробуйте просклонять глагол гореть. Вы смогли выполнить задание? Почему?

Какой возникает вопрос?

Как изменяются глаголы?



III. Поиск решения.

- Ваши предположения? (гипотезы).

1. Работа в группах (задание на листах).

Результаты.

Вывод: В личных окончаниях глаголов наст. и буд. времени в одном и том же лице и числе согласные буквы одинаковые, но изменяются гласные буквы.

- Прочитайте, что получилось. Это новые слова, или формы одного и того же слова?

- Как вы изменяли глаголы?

(Открыть – спряжение). Проговорить вслух.

- На какие 2 группы можно разделить личные окончания глаголов? По какому признаку? (Проговорить).

(Стр. 132 – сверить по учебнику).

- Назовите окончания 2 л. ед. ч. Что пишется на конце? Какую роль в этом случае играет Ь? (Показатель определённой грамматической формы слова.)

- Это орфограмма? (На доску).

Задание: запишите глагол «цвести» в форме 2 л. ед. ч. – выделите орфограмму.

- Таблица. Как вы думаете, спряжение-это постоянный или непостоянный признак глагола?

Итак, вернёмся к вопросу. Как изменяются глаголы?

Сформулируйте тему урока.

IV. Воспроизведение знаний.

Первичное закрепление знаний.

у.229- по заданию, с проговариванием вслух.

V. Итог урока.

- Закончите предложение: « У имён сущ. склонение, а у глаголов - …»

- Что такое спряжение? Какие окончания имеют глаголы 1 спр. и 2 спр.





Медвидь Нина Александровна

МОУ Черемшанская СОШ № 20


педагогический стаж – 22 года

первая квалификационная категория



Обучение грамоте

Урок – повторение

Тема: ГЛАСНАЯ БУКВА «Ю»

(изготовление опорной схемы для рассказа - сообщения о букве «Ю» и звуках, которые она обозначает)

Учащиеся должны знать: характеристику звуков, обозначаемых буквой «Ю»; особенности буквы «Ю»; условия обозначения одного и двух звуков; условия и способы написания строчной и заглавной букв «ю», «Ю»; этапы составления проекта; роли его участников.

Учащиеся должны уметь: выполнять звукобуквенный анализ слов с йотированными гласными в разных позициях; давать характеристику звуков; писать строчную и заглавную буквы «ю», «Ю»; экспериментировать, делать выводы; на основе полученных выводов составлять сообщение и доносить его до слушателей; участвовать в общем проекте в качестве члена одной из групп.

Оборудование: таблички с названиями разделов обучающего пространства доски («Экспериментальная лаборатория», «Площадка испытателей», «Сборка»); таблички с названиями инициативных групп («Аналитики», «Иллюстраторы», «Экспериментаторы», «Испытатели»); раздаточный материал для разработки каждого раздела проекта; заготовка с названиями разделов проекта.


Ход урока

I. Организационный момент.

Объяснение особенностей проектной деятельности.

Распределение ролей.

На партах стоят таблички:



Аналитики



Экспериментаторы



Иллюстраторы



Испытатели


II. Формулирование темы и целей деятельности на уроке.

Учитель открывает записанные на доске этапы проектной деятельности:

  1. Обдумывание проекта и составление плана. (Выполняют «аналитики».)

  2. Разработка составных частей проекта. (Выполняют «экспериментаторы» и «аналитики».)

  3. Иллюстрирование. (Выполняют иллюстраторы»).

  4. Испытание. (Выполняют «испытатели».)

Следуя этим этапам, мы должны составить сообщение о букве «Ю»

- Какие цели поставим перед собой?

(Ответы детей: научиться действовать в группе, выбирать главное, рассказывать с опорой на Памятку, приводить примеры.)


III. Подготовительный этап.

Обдумывание проекта и составление плана.

Обратить внимание на доску. Она представляет собой пространство, разделённое на части в зависимости от предполагаемого вида деятельности.


Экспериментальная лаборатория


Площадка испытателей




Сборка


Выбор основных разделов проекта производится в виде «мозгового штурма».

Перед началом «штурма» обратить внимание «Аналитиков» на то, что они должны отобрать главное. (Предложения делают все. «Аналитики» выбирают подходящие.)

Учитель прикрепляет на листе названия предполагаемых разделов.

Буква «Ю»

- Какие звуки обозначают Примеры слов

Зв. Б.

Зв. = Б.

- В какие предметы Из каких элементов

спряталась «Ю» состоит?


- В каких буквах есть Слова, начинающиеся

такие же элементы с заглавной «Ю»

IV. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.

- Какие звуки обозначает?

В «Экспериментальной лаборатории появляются слова:

  • юбка

  • люстра

  • клюв

  • играют

(Слова из Азбуки, с.150.)

Задание: выполнить звукобуквенный анализ.

(Выполняют «экспериментаторы».)

- Какие выводы можно сделать о букве «Ю» и звуках, которые она обозначает?

(Выполняют «аналитики».)

- Как это изобразить схематически?

Для облегчения работы учитель раздаёт детям заготовки.

(Выполняют «иллюстраторы». Приклеивают буквы, закрашивают кружочки.)

Полученные схемы учитель прикрепляет на основной лист, находящийся в разделе «Сборка».

В результате в первом разделе появляется схема:



_______ _______У



ЙУ______________



_______ ЙУ_______


Примеры слов.

Зв. Б

Зв. = Б.

На площадке испытателей» появляются слова:

юмор плюс

союз люди

«Испытатели» делят слова на группы, объясняют свой выбор. Слова в качестве примера учитель прикрепляет на общий лист проекта во второй раздел.

- В какие предметы спряталась буква «Ю»?

(Это задание дети готовили дома заранее. Принесённые рисунки прикрепляются в соответствующий раздел.)

- Из каких элементов состоит буква «Ю»?

Учитель раздаёт элементы букв «Ю», «Ю» и других букв. «Иллюстраторы» отбирают нужные и приклеивают на листе следующего раздела.

- В каких буквах есть такие же элементы?

Учитель раздаёт буквы. Среди них есть лишние. «Экспериментаторы» отбирают нужные.

ноКНО

Примеры слов, начинающихся с заглавной «Ю»

В «Экспериментальной лаборатории» появляются слова:

ЮЛЯ ЮРА ЮПИТЕР ЮНОНА

ЮНОША ЮНЫЙ ЮНИОР ЮНГА

«Экспериментаторы» отбирают:

ЮРА ЮЛЯ ЮПИТЕР ЮНОНА

В результате общий вид готового проекта следующий:

Буква «Ю»

- Какие звуки обозначает? Примеры слов:

Зв. Б. юмор союз

Зв. = Б. люди плю



_______ _______У



ЙУ______________



_______ ЙУ_______


- В какие предметы спряталась «Ю»?

- Из каких элементов состоит? (Рисунки.)

- В каких буквах есть Слова, начинающиеся

Такие же элементы с заглавной буквы «Ю»

ноКНО ЮРА ЮЛЯ ЮНОНА ЮПИТЕР


V. Испытание проекта.

Составление устного рассказа – сообщения о букве «Ю» с опорой на составленную в ходе проектной деятельности таблицу. (Выполняют «испытатели»)

VI. Самоанализ проектной деятельности.

VII. Итоги урока.


Фрагмент урока

Проект «Осеннее дерево»


Формирующий этап

Цель: выявить уровень сформированности у детей приемов наблюдения, сравнения и синтеза, как главного аспекта в проблемном обучении.

На этом этапе мы представляем фрагмент урока с использованием проблемной ситуации, влияющей на формирование приемов анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Для данного урока заготовлено:

  • - эскиз «голого» дерева на стенде;

  • - шаблоны осенних листьев разного цвета и формы;

  • -загадки об осени и осенних явлениях;

Учитель: Послушайте загадку и скажите, когда ЭТО бывает?

Хлеб убрали на полях,

Улетели птицы,

И листочкам на деревьях

Тоже не сидится.

Ночь все больше наступает,

День все убывает,

Вы скажите нам, ребята,

Когда это бывает?

А по каким приметам еще можно определить, что наступила осень?

- Какие народные приметы осени вы можете назвать? Что чаще всего говорят у вас дома в этот период года?( нужно утеплить дом; заготовить дрова на долгую зиму)

- А какими явлениями осень похожа на весну?( пашут землю, сеют зерно, сажают некоторые овощи).

- Ребята, у вас на столах лежат листья, какие они? С каких деревьев?

- Мы сегодня попробуем создать проект « ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО», но чтобы раскрыть красоту первоначальной осени, давайте вспомним стихи об этом времени года. (Читают стихи, выученные заранее)

-



А теперь, чтобы описать это замечательное время года, обратите внимание на эту схему


ОСЕНЬ











В центре стоит слово « ОСЕНЬ», мы должны придумать ключевые слова, которые позже используем для описания осени. Сочинение напишем на осенних листьях, затем разместим эти листья на дереве. Посовещайтесь в парах ,в группах, дайте название своему сочинению: идей может быть много, но вы выберете одну.( Идет обсуждение темы сочинения и подбор ключевых слов-5-6- для заполнения схем).


По окончании урока проводится рефлексия.