СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание приставок на -з, -с

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по программе Ладыженской Т.А.

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок на -з, -с»

Тема урока: «Правописание приставок на З- и С-»

Цель урока:

  • Формировать навык узнавания орфограммы;

  • Изучить условия выбора –з, -с в приставках;

  • Способствовать формированию интереса к русскому языку.

Воспитательная цель:

  • Прививать внимательное отношение к учебному процессу.

Развивающая цель:

  • Развивать у учащихся мыслительную и познавательную деятельность;

  • Развивать усидчивость и способность преодолевать трудности при достижении намеченной цели.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Оборудование:

  • Учебники под ред. Т.А. Ладыженской

  • Карточки с тестами

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

(Ответ на каждый вопрос проиллюстрировать примерами из домашнего задания)

  • В чём особенность правописания гласных и согласных в приставках (кроме приставок на з-, -с и приставок пре- и при-)?

  • Как проверить правописание таких приставок?

  • Изменяется ли значение приставок в зависимости от вариантов морфем ( над- (надо-), под- (подо-), с- (со-) и т.д.)?

3.Первичное ознакомление учащихся с новым материалом и осмысление его учащимися.

1) Откройте учебник на стр.116 и вспомните, какие звонкие и глухие согласные образуют пары? (Ребята повторяют правило §56).

2) Учитель читает правило на стр. 174, §83 и делает вывод:

В приставках на з- и с- перед звонкими согласными пишется з, перед глухими – с.

3) Беседа.

- Имеют ли варианты (беглые гласные) приставки на -з , -с?

(Примерный ответ: приставки на –з и имеют варианты с беглой гласной на конце: разрывать – разорвать, взбираться – взобраться, а приставки на –с не имеют. Есть варианты у приставки вс- с беглой гласной в середине: вос- (всходы, восход). Но необходимо заметить, что эти слова, различающиеся лишь вариантом морфемы, имеют разное лексическое значение. Уточним по словарю.)

4.Обобщение и систематизация изученного материала

1)Упр.426 – комментированное письмо.

2)Упр. 429 – выполнение задания ( самостоятельная работа ). ( В это время два ученика у доски выполняют упр. 430, первый выписывает слова с буквой з на конце приставки, второй – с буквой с. После – обсуждение вопросов в классе.

Комментарий.

В словах справиться, сбегать, сгореть приставка с-, она пишется всегда одинаково, независимо от произношения.

В слове расположиться две приставки.

3) Тестовое задание.

В каком слове пропущена буква з?

а)и..бавиться в)..ведения

б)ра..править г)в..крикнуть

4)Словарная работа.


Запишите слова, помещённые в рамке на стр.175 в тетрадь-словарик; составьте с ними словосочетания.

Безвкусный, рассвет, расцвет, расписание.


5.Подведение итогов

- Какую тему мы с вами изучили сегодня?

- От чего зависит написание –з/-с на конце приставок?


Домашнее задание

1.§83

2.Упр.427, 428