Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок на -з, -с»
Тема урока: «Правописание приставок на З- и С-»
Цель урока:
Формировать навык узнавания орфограммы;
Изучить условия выбора –з, -с в приставках;
Способствовать формированию интереса к русскому языку.
Воспитательная цель:
Развивающая цель:
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Оборудование:
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
(Ответ на каждый вопрос проиллюстрировать примерами из домашнего задания)
В чём особенность правописания гласных и согласных в приставках (кроме приставок на з-, -с и приставок пре- и при-)?
Как проверить правописание таких приставок?
Изменяется ли значение приставок в зависимости от вариантов морфем ( над- (надо-), под- (подо-), с- (со-) и т.д.)?
3.Первичное ознакомление учащихся с новым материалом и осмысление его учащимися.
1) Откройте учебник на стр.116 и вспомните, какие звонкие и глухие согласные образуют пары? (Ребята повторяют правило §56).
2) Учитель читает правило на стр. 174, §83 и делает вывод:
В приставках на з- и с- перед звонкими согласными пишется з, перед глухими – с.
3) Беседа.
- Имеют ли варианты (беглые гласные) приставки на -з , -с?
(Примерный ответ: приставки на –з и имеют варианты с беглой гласной на конце: разрывать – разорвать, взбираться – взобраться, а приставки на –с не имеют. Есть варианты у приставки вс- с беглой гласной в середине: вос- (всходы, восход). Но необходимо заметить, что эти слова, различающиеся лишь вариантом морфемы, имеют разное лексическое значение. Уточним по словарю.)
4.Обобщение и систематизация изученного материала
1)Упр.426 – комментированное письмо.
2)Упр. 429 – выполнение задания ( самостоятельная работа ). ( В это время два ученика у доски выполняют упр. 430, первый выписывает слова с буквой з на конце приставки, второй – с буквой с. После – обсуждение вопросов в классе.
Комментарий.
В словах справиться, сбегать, сгореть приставка с-, она пишется всегда одинаково, независимо от произношения.
В слове расположиться две приставки.
3) Тестовое задание.
В каком слове пропущена буква з?
а)и..бавиться в)..ведения
б)ра..править г)в..крикнуть
4)Словарная работа.
Запишите слова, помещённые в рамке на стр.175 в тетрадь-словарик; составьте с ними словосочетания.
Безвкусный, рассвет, расцвет, расписание.
5.Подведение итогов
- Какую тему мы с вами изучили сегодня?
- От чего зависит написание –з/-с на конце приставок?
Домашнее задание
1.§83
2.Упр.427, 428