Тема урока: «Правописание приставок пре- и при-»
Цель урока:
Задачи:
повторить ранее изученный материал о правописании приставок;
закрепить навык определения написания гласных в приставках пре- и при-;
развивать умение обобщать, анализировать, делать вывод.
Тип урока: Урок закрепления изученного материала.
Оборудование: таблицы «Правописание приставок пре- и при-», «Значение приставок пре- и при-», интерактивная доска.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Приветствие. Проверка отсутствующих.
Сообщение темы и цели урока. Запись темы в тетради.
2.Воспроизведение изученного.
Проверка домашнего задания
Какие морфемы принимают участие в процессе образования слов в русском языке? ( Новые слова могут быть образованы с помощью приставок и суффиксов).
Образуйте от данных слов новые, используя приставки (слова записаны на доске, учащиеся отвечают устно)
Бежал, нёс, бил, школьный, водный, украсил, сказал.
А с помощью каких приставок образованы эти слова (слова записаны на второй части доски, учитель открывает её в момент опроса)
Приусадебный, преградить, пришить, прекрасный, приехать, прелесть.
Конечно же, это известные нам приставки пре- и при-. (Учитель читает правило в стихотворной форме)
(Группа приставок пре-/ при- , потому что надо определить значение , а это не всегда легко сделать)
- От чего зависит правописание приставок пре/при?
- Сколько значений у приставки при?
- Перечислите их. Приведите примеры.
- А сколько у приставки пре?
На доске висит таблица «Значения приставок ПРЕ-/ПРИ-»
При-:
Пре-:
пре- = очень;
пре- = пере-.
3.Выполнение упражнений.
Учитель называет слова, начинающиеся на пре- и при-, задача учащихся: хлопнуть в ладоши, если слово начинается с пре-.
Прекратить, приготовить, пригласить, преобразовать, привыкать, превратить, презабавный, приказать, приклеить, прелестный, приукрасить.
А теперь, ребята, вспомним про значения приставки при-. Перед вами на доске таблица, состоящая из тёх столбиков
Присоединение, приближение | Близость к какому-либо объекту | Неполное действие |
| | |
Задача класса: заполнить эту таблицу примерами. Работа по рядам: каждый учащийся из ряда должен написать на доске в соответствующем столбике один пример. Первый ряд работает с первым столбиком таблицы, второй – со вторым, а третий – с третьим (Затем проверяем, правильно ли записаны слова).
Работа с текстом:
(С помощью мультимедиа установки учитель выводит на экран текст.)
Весна - пр..красное время года. С наступлением весны пр..гревает солнышко, пр.летают птицы, всё вокруг расцветает и пр..ображается. Кажется, что в мире нет никаких пр..град. Пр..слушиваешь к шуму весенней капели, и сердце стучит в такт веселым капелькам.
Докажите, что это текст
Озаглавьте текст
Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание
Объясните постановку тире в первом предложении
Выпишите из текста слова, в которых йотированные гласные обозначают два звука, аргументируйте свой выбор.
(Сначала учащиеся выполняют задания самостоятельно, затем с помощью учителя обсуждают свои ответы).
Обобщение:
(учитель выводит изображение таблицы)
Ребята, давайте ещё раз вспомним правило о правописании приставок пре и при.
Учитель читает правило в стихотворной форме:
Пре- или при-? На значение смотри!
Близко, чуть-чуть –
Писать при- не забудь!
А если на пере иль очень замена возможна,
То, конечно, здесь пре- писать нужно и можно!!!
4.Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Рефлексия:
Понравилось ли вам выполнять задания, какие из них показались сложными?
5.Домашнее задание: повторить правило о правописании приставок пре- и при-. Напишите продолжение текста, с которым мы работали в классе, используя слова с данными приставками (не менее 5 предложений).