СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание приставок пре-, при-

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по программе Т.А. Ладыженской

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок пре-, при-»

Тема урока: «Правописание приставок пре- и при-»

Цель урока:

  • закрепление знаний и умений, связанных с правописанием приставок пре- и при-

Задачи: 

  • повторить ранее изученный материал о правописании приставок;

  • закрепить навык определения написания гласных в приставках пре- и при-;

  • развивать умение обобщать, анализировать, делать вывод.

Тип урока: Урок закрепления изученного материала.


Оборудование: таблицы «Правописание приставок пре- и при-», «Значение приставок пре- и при-», интерактивная доска.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих.

Сообщение темы и цели урока. Запись темы в тетради.

2.Воспроизведение изученного.

Проверка домашнего задания

  • Какие морфемы принимают участие в процессе образования слов в русском языке?  ( Новые слова могут быть образованы с помощью приставок и суффиксов).

  • Образуйте от данных слов новые, используя приставки (слова записаны на доске, учащиеся отвечают устно)

Бежал, нёс, бил, школьный, водный, украсил, сказал.

А с помощью каких приставок образованы эти слова (слова записаны на второй части доски, учитель открывает её в момент опроса)

Приусадебный, преградить, пришить, прекрасный, приехать, прелесть.

Конечно же, это известные нам приставки пре- и при-. (Учитель читает правило в стихотворной форме)

  • А какая группа приставок самая сложная в написании? Почему?

(Группа приставок пре-/ при- , потому что надо определить значение , а это не всегда легко сделать)

- От чего зависит правописание приставок пре/при?

- Сколько значений у приставки при?

- Перечислите их. Приведите примеры.

- А сколько у приставки пре?

На доске висит таблица «Значения приставок ПРЕ-/ПРИ-»

При-:

  • приближение;

  • присоединение;

  • неполное действие;

  • близость;

  • многократное повторение действия.

Пре-:

  • пре- = очень;

  • пре- = пере-.



3.Выполнение упражнений.

Учитель называет слова, начинающиеся на пре- и при-, задача учащихся: хлопнуть в ладоши, если слово начинается с пре-.

Прекратить,  приготовить, пригласить, преобразовать, привыкать, превратить, презабавный, приказать, приклеить, прелестный, приукрасить.

А теперь, ребята, вспомним про значения приставки при-. Перед вами на доске таблица, состоящая из тёх столбиков

Присоединение, приближение

Близость к какому-либо объекту

Неполное действие





Задача класса: заполнить эту таблицу примерами. Работа по рядам: каждый учащийся из ряда должен написать на доске в соответствующем столбике один пример. Первый ряд работает с первым столбиком таблицы, второй – со вторым, а третий – с третьим (Затем проверяем, правильно ли записаны слова).

Работа с текстом:

(С помощью мультимедиа установки учитель выводит на экран текст.)

Весна - пр..красное время года. С наступлением весны пр..гревает солнышко, пр.летают птицы, всё вокруг расцветает и пр..ображается. Кажется, что в мире нет никаких пр..град. Пр..слушиваешь к шуму весенней капели, и сердце стучит в такт веселым капелькам.

Докажите, что это текст

  1. Озаглавьте текст

  2. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание

  3. Объясните постановку тире в первом предложении

  4. Выпишите из текста слова, в которых йотированные гласные обозначают два звука, аргументируйте свой выбор.

(Сначала учащиеся выполняют задания самостоятельно, затем с помощью учителя обсуждают свои ответы).

Обобщение:

(учитель выводит изображение таблицы)

Ребята, давайте ещё раз вспомним правило о правописании приставок пре и при.

Учитель читает правило в стихотворной форме:

Пре- или при-? На значение смотри!

Близко, чуть-чуть

Писать при- не забудь!

А если на пере иль очень замена возможна,

То, конечно, здесь пре- писать нужно и можно!!!


4.Подведение итогов урока. 

Выставление оценок.

Рефлексия:

Понравилось ли вам выполнять задания, какие из них показались сложными?

5.Домашнее задание: повторить правило о правописании приставок пре- и при-. Напишите продолжение текста, с которым мы работали в классе, используя слова с данными приставками (не менее 5 предложений).