СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока и презентация (1-й рок по теме)

Просмотр содержимого документа
«РУССКИЙ ЯЗЫК-3-Непроизносимый согласные(1 урок)»

РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок № 59

Дата: 01.12.2017

Учитель: Другова З.А.

Тема. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создать условия для развития у учащихся умения распознавать в корне непроизносимые согласные.

Задачи: -открыть вместе с детьми способ проверки непроизносимых согласных;

- сформировать общий прием умственных действий при написании слов с непроизносимыми согласными в корне.

– учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы, фиксировать выводы в виде алгоритма


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

-находить и отмечать в слове изучаемую орфограмму:

-подбирать проверочные слова

Регулятивные:

- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

- Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные ):

- Ориентироваться в учебном материале: определять круг своего незнания; осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;

-Уметь находить и подбирать проверочные слова по правилам корня: для парных звонких или глухих согласных, для непроизносимых согласных. Коммуникативные :

- Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.

-проявлять интерес к русскому языку;

-выявлять затруднения и находить пути их решения

Ресурсы урока: учебник ч.1. презентация

ХОД УРОКА

1.Самоопределение к учебной деятельности. (1-2 мин.)

- Для нашего урока я подобрала вот такой эпиграф: СЛАЙД 2

Мы знаем: время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

С. Маршак

- Чем наполним мы сегодняшний урок, чтобы время не пропало даром? (мы постараемся узнать что-нибудь новое, будем активно работать, помогать друг другу, беречь каждую минутку, внимательно слушать учителя и товарищей)

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (4-5 минут)



Минутка чистописания

- С какой целью мы её проводим? (чтобы учиться писать красиво, учить себя, чтобы наши тетради было приятно взять в руки, чтобы люди, которые откроют наши работы, не напрягали глаза, пытаясь разобрать, что у нас написано)

Запись в тетрадях и на доске:

стл ств стн рдц лнц вств

- Как вы думаете, почему именно эти буквы в каллиграфической минутке? (с ними как-то связана тема нашего урока)

- Назовите нижние. средние и верхние соединения

- Что необходимо соблюдать при письме этих букв? (Наклон, ширину, высоту букв)

-Запишите каждое буквосочетание по 2 раза.


Самооценка работы кружком зеленого, желтого или красного цвета.


3. Выполнение пробного учебного действия.

Индивидуальная работа Разгадай!


(Приложение 1)


1










к

2







к

3







к

4






к


  1. Тот, кому улыбается счастье.

  2. Тот, кто принял участие.

  3. Тот, кто работает в буфете.

  4. Тот, кто приносит весть.


4. Фиксация индивидуального затруднения.

- Всё ли у вас получилось? Какие возникли затруднения? (У некоторых ребят остались «лишние» клеточки.)

-А есть ребята, у которых не осталось лишних клеточек? Может быть, вы написали разные слова? (Дети устно называют ответы, выясняется, что они одинаковые)

- Интересно, почему же так получилось? Ответы одинаковые, но у кого-то все клеточки использованы, а у кого-то остались «лишние». Значит, что нам нужно сделать? (Надо подумать)


5. Выявление места и причины затруднения. (4-5 минут)

На доску прикрепляются две работы, дети их сравнивают и приходят к выводу, что «лишние» клеточки остались у ребят, которые пропустили букву « т» в словах счастливчик, участник, буфетчик и вестник).

- В чём же причина нашего затруднения? (Мы не смогли выполнить это задание, потому что не слышали звук «т» и не знаем, почему надо писать букву Т)

- Какую же цель мы поставим перед собой на урок? (Учиться узнавать и правильно писать слова, в которых не все звуки слышатся; узнать, какое правило применятся для проверки написания таких слов)

- Предложите своё название для таких звуков, которые нам сегодня встретились. (Спрятанные, молчащие, беззвучные, тихие…)


6.Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.

- Откройте учебники на стр. 117 упр.223 (устно) и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника.

- Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые)

- А теперь попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Непроизносимые согласные в корне слова)

- Зная тему урока, давайте дополним цель урока. (учиться узнавать и правильно писать слова с непроизносимыми согласными)

- Что еще узнали из учебника? Какие согласные могут быть непроизносимыми?

Д Т В Л

- Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех и более согласных, то один из них не произносится, иначе слово было бы выговорить очень сложно)

- Давайте вернемся к минутке чистописания. Теперь можете сказать, почему именно эти буквосочетания были предложены для работы? (В них идут подряд 3 согласных, а мы теперь знаем, что именно в них любят прятаться непроизносимые согласные)


7. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 м

Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

СЛАЙД 3

Капуста

Капустница

капустный

- Прочитайте слова «про себя», вслух. Что заметили? (это однокоренные слова). Докажите. (Имеют одинаковый корень и смысл).

-Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите корень.

- Давайте рядом напишем транскрипцию слов. (по щелчку появляется транскрипция этих слов)

-Посчитайте количество букв и звуков. ( по щелчку появляется количество букв и звуков в каждом слове)

- Почему в словах капустница и капустный количество букв и звуков различное? ( Не слышится, не произносится звук т)

- Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково. Раз в слове капуста ясно слышится звук «т», значит, в словах капустница и капустный, надо писать букву «т») СЛАЙД 4.


Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

И что писать , неясно нам…

Что же делать, как нам быть?

Как проблему – то решить?

8.Работа по учебнику , стр.118 .Правило


9.Составление алгоритма проверки непроизносимых согласных по опорным словам.

СЛАЙД 5

  1. Произнести…. (слово)

  2. Определить …(место возможного написания непроизносимого согласного в слове)

  3. Подобрать… (такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый согласный звук стал слышен отчётливо)

  4. Написать …(слово правильно, обозначив на письме непроизносимый согласный соответствующей буквой)

  5. Подчеркнуть… (орфограмму)

10.Физкультминутка


11. Первичное закрепление (4-5 минут)


Работа в парах. СЛАЙД 6

- Найдите пары однокоренных слов и подчеркните проверочные слова. (по щелчку образуются пары слов).

Звездный солнышко

Солнце сердечный

Грустный здравствуй

Здравие звезда

грустит сердце


Словарная работа

-Непроизносимые согласные любят загадывать загадки. Они приготовили их и для вас.


1) Как называется ряд ступенек, идущих вверх и вниз? (Лестница)


- Есть ли в слове непроизносимая согласная? Как проверим? Если слово проверить нельзя, а написать надо правильно, что надо сделать? (Посмотреть по словарю)


2 )Страх, гнев, испуг, счастье – это … (чувство)


(Дети записывают словарные слова в тетрадь)

Чувство лестница


12. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 минут)


-Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Укажите количество звуков и букв.

СЛАЙД 7

Трубка, стена, вестник, косточка, лесник, тростник, радостный, зарядка, земля, зависть, соседка, яростный, устный.


Самопроверка по эталону. СЛАЙД 8.

Самооценка.

13. Включение в систему знаний и повторение. (7-8 мин)


Работа в парах

а) Вставьте пропущенные слова. СЛАЙД 9


Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С ………. думой на лице.



………., князь ты мой прекрасный, СЛАЙД 10

Что ж ты тих, как день ……………?

Опечалился чему?



- Узнали сказку?


Работа по учебнику. Упр.224, стр.117


14. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2-3 минуты)

- Подходит к концу наш урок. Благодаря вашей наблюдательности, смекалке мы открыли еще одну маленькую тайну русского языка. Какую? (Почему в словах пишутся буквы, обозначающие непроизносимые согласные звуки)

- Каким способом вы учились? (Мы выполняли пробное действие, выяснили, что не получается, построили план)

- Давайте вновь обратимся к девизу урока. Как он связан с темой нашего урока? (В слове «неизвестно» есть непроизносимый согласный звук, который на письме обознается буквой т. )

- Давайте обратимся к листам самооценки, чтобы отразить в них свои успехи карандашом зелёного, желтого или красного цвета. (приложение 2)



СЛАЙД 11



Лист самооценки.

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми


Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов;


Я могу находить слова с непроизносимыми согласными


Внимательно слушал учителя, одноклассников


Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы


Фамилия, имя




- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Можем сказать, что мы её достигли? Какие получили результаты? (Мы узнали о непроизносимых согласных, узнали правило проверки и научились писать слова с этой орфограммой правильно) Где можно применить новые знания?

- Проанализируйте остальные слова в девизе. Что-нибудь вас удивило? (Слово «интересно» звучит похоже, но в нем не пишется буква т)

- Значит, какую цель мы можем поставить перед собой на следующий урок? (Выяснить, почему в слове «интересно» не пишется буква «т» . Много ли еще подобных слов в русском языке?)


Домашнее задание.

1) Выписать из любого художественного текста 10 слов с непроизносимым согласным в корне; или

2) записать 1-2 пословицы, в которых встречаются непроизносимые согласные.

Разгадайте ребусы.
















Просмотр содержимого презентации
«Непроизносимые согласные»

Русский язык 3 класс

Русский язык

3 класс

Мы знаем: время растяжимо, Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его.  С. Маршак

Мы знаем: время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

С. Маршак

7 б. 7 зв. [ к а п у с т а ]  [ к а п у с нʼ и ц а ]  [ к а п у с н ы йʼ ]  капуста  капустница  капустный 10 б. 9 зв. 9 б. 8 зв.

7 б.

7 зв.

[ к а п у с т а ]

[ к а п у с нʼ и ц а ]

[ к а п у с н ы йʼ ]

капуста

капустница

капустный

10 б.

9 зв.

9 б.

8 зв.

Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, И что писать , неясно нам… Что же делать, как нам быть? Как проблему – то решить?

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

И что писать , неясно нам…

Что же делать, как нам быть?

Как проблему – то решить?

Алгоритм написания слов с непроизносимой согласной слово. место возможного написания непроизносимого согласного звука в слове. такое родственное слово, чтобы непроизносимый согласный стал слышаться отчётливо. слово правильно, обозначив на письме непроизносимый согласный соответствующей буквой. орфограмму Произнести Определить … 3) Подобрать … 4) Написать … 5) Подчеркнуть …

Алгоритм написания слов с непроизносимой согласной

слово.

место возможного написания непроизносимого согласного звука в слове.

такое родственное слово, чтобы непроизносимый согласный стал слышаться отчётливо.

слово правильно, обозначив на письме непроизносимый согласный соответствующей буквой.

орфограмму

  • Произнести
  • Определить …

3) Подобрать …

4) Написать …

5) Подчеркнуть …

Найдите однокоренные слова и составьте пары. звёздный солнышко сердечный солнце грустный здравствуй здравие звезда сердце грустит

Найдите однокоренные слова и составьте пары.

звёздный

солнышко

сердечный

солнце

грустный

здравствуй

здравие

звезда

сердце

грустит

Самостоятельная работа.   Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Укажите количество букв и звуков.   Трубка, стена, вестник, косточка, лесник, тростник, участник, зарядка, земля, зависть, соседка, яростный, устный

Самостоятельная работа.

Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Укажите количество букв и звуков.

Трубка, стена, вестник, косточка, лесник, тростник, участник,

зарядка, земля, зависть,

соседка, яростный, устный

Проверка  7 б.,6 зв. 8 б., 7зв.  Ве стн ик , тро стн ик ,   радо стн ый, яро стн ый,   у стн ый  8 б., 8 зв. 9 б., 8 зв. 6 б., 5 зв.

Проверка

7 б.,6 зв.

8 б., 7зв.

Ве стн ик , тро стн ик ,

радо стн ый, яро стн ый,

у стн ый

8 б., 8 зв.

9 б., 8 зв.

6 б., 5 зв.

Видит: весь сияя в злате,  Царь Салтан сидит в палате  На престоле и в венце  С …….. думой на лице.

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С …….. думой на лице.

……… ., князь ты мой прекрасный,  Что ж ты тих, как день ……………?  Опечалился чему?

……… ., князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день ……………?

Опечалился чему?

Лист самооценки. Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов; Я могу находить слова с непроизносимыми согласными Внимательно слушал учителя, одноклассников Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы

Лист самооценки.

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов;

Я могу находить слова с непроизносимыми согласными

Внимательно слушал учителя, одноклассников

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы


Скачать

© 2017, 1228 16

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!