1.Самоопределение к учебной деятельности. (1-2 мин.) - Для нашего урока я подобрала вот такой эпиграф: СЛАЙД 2 Мы знаем: время растяжимо, Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его. С. Маршак - Чем наполним мы сегодняшний урок, чтобы время не пропало даром? (мы постараемся узнать что-нибудь новое, будем активно работать, помогать друг другу, беречь каждую минутку, внимательно слушать учителя и товарищей) 2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (4-5 минут)
Минутка чистописания - С какой целью мы её проводим? (чтобы учиться писать красиво, учить себя, чтобы наши тетради было приятно взять в руки, чтобы люди, которые откроют наши работы, не напрягали глаза, пытаясь разобрать, что у нас написано) Запись в тетрадях и на доске: стл ств стн рдц лнц вств - Как вы думаете, почему именно эти буквы в каллиграфической минутке? (с ними как-то связана тема нашего урока) - Назовите нижние. средние и верхние соединения - Что необходимо соблюдать при письме этих букв? (Наклон, ширину, высоту букв) -Запишите каждое буквосочетание по 2 раза. Самооценка работы кружком зеленого, желтого или красного цвета. 3. Выполнение пробного учебного действия. Индивидуальная работа Разгадай! (Приложение 1) Тот, кому улыбается счастье. Тот, кто принял участие. Тот, кто работает в буфете. Тот, кто приносит весть. 4. Фиксация индивидуального затруднения. - Всё ли у вас получилось? Какие возникли затруднения? (У некоторых ребят остались «лишние» клеточки.) -А есть ребята, у которых не осталось лишних клеточек? Может быть, вы написали разные слова? (Дети устно называют ответы, выясняется, что они одинаковые) - Интересно, почему же так получилось? Ответы одинаковые, но у кого-то все клеточки использованы, а у кого-то остались «лишние». Значит, что нам нужно сделать? (Надо подумать) 5. Выявление места и причины затруднения. (4-5 минут) На доску прикрепляются две работы, дети их сравнивают и приходят к выводу, что «лишние» клеточки остались у ребят, которые пропустили букву « т» в словах счастливчик, участник, буфетчик и вестник). - В чём же причина нашего затруднения? (Мы не смогли выполнить это задание, потому что не слышали звук «т» и не знаем, почему надо писать букву Т) - Какую же цель мы поставим перед собой на урок? (Учиться узнавать и правильно писать слова, в которых не все звуки слышатся; узнать, какое правило применятся для проверки написания таких слов) - Предложите своё название для таких звуков, которые нам сегодня встретились. (Спрятанные, молчащие, беззвучные, тихие…) 6.Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной. - Откройте учебники на стр. 117 упр.223 (устно) и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника. - Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые) - А теперь попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Непроизносимые согласные в корне слова) - Зная тему урока, давайте дополним цель урока. (учиться узнавать и правильно писать слова с непроизносимыми согласными) - Что еще узнали из учебника? Какие согласные могут быть непроизносимыми? Д Т В Л - Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех и более согласных, то один из них не произносится, иначе слово было бы выговорить очень сложно) - Давайте вернемся к минутке чистописания. Теперь можете сказать, почему именно эти буквосочетания были предложены для работы? (В них идут подряд 3 согласных, а мы теперь знаем, что именно в них любят прятаться непроизносимые согласные) 7. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 м Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога. СЛАЙД 3 Капуста Капустница капустный - Прочитайте слова «про себя», вслух. Что заметили? (это однокоренные слова). Докажите. (Имеют одинаковый корень и смысл). -Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите корень. - Давайте рядом напишем транскрипцию слов. (по щелчку появляется транскрипция этих слов) -Посчитайте количество букв и звуков. ( по щелчку появляется количество букв и звуков в каждом слове) - Почему в словах капустница и капустный количество букв и звуков различное? ( Не слышится, не произносится звук т) - Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково. Раз в слове капуста ясно слышится звук «т», значит, в словах капустница и капустный, надо писать букву «т») СЛАЙД 4. Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, И что писать , неясно нам… Что же делать, как нам быть? Как проблему – то решить? 8.Работа по учебнику , стр.118 .Правило 9.Составление алгоритма проверки непроизносимых согласных по опорным словам. СЛАЙД 5 Произнести…. (слово) Определить …(место возможного написания непроизносимого согласного в слове) Подобрать… (такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый согласный звук стал слышен отчётливо) Написать …(слово правильно, обозначив на письме непроизносимый согласный соответствующей буквой) Подчеркнуть… (орфограмму) 10.Физкультминутка 11. Первичное закрепление (4-5 минут) Работа в парах. СЛАЙД 6 - Найдите пары однокоренных слов и подчеркните проверочные слова. (по щелчку образуются пары слов). Звездный солнышко Солнце сердечный Грустный здравствуй Здравие звезда грустит сердце Словарная работа -Непроизносимые согласные любят загадывать загадки. Они приготовили их и для вас. 1) Как называется ряд ступенек, идущих вверх и вниз? (Лестница) - Есть ли в слове непроизносимая согласная? Как проверим? Если слово проверить нельзя, а написать надо правильно, что надо сделать? (Посмотреть по словарю) 2 )Страх, гнев, испуг, счастье – это … (чувство) (Дети записывают словарные слова в тетрадь) Чувство лестница 12. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 минут) -Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Укажите количество звуков и букв. СЛАЙД 7 Трубка, стена, вестник, косточка, лесник, тростник, радостный, зарядка, земля, зависть, соседка, яростный, устный. Самопроверка по эталону. СЛАЙД 8. Самооценка. 13. Включение в систему знаний и повторение. (7-8 мин) Работа в парах а) Вставьте пропущенные слова. СЛАЙД 9 Видит: весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце С ………. думой на лице. ………., князь ты мой прекрасный, СЛАЙД 10 Что ж ты тих, как день ……………? Опечалился чему? - Узнали сказку? Работа по учебнику. Упр.224, стр.117 14. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2-3 минуты) - Подходит к концу наш урок. Благодаря вашей наблюдательности, смекалке мы открыли еще одну маленькую тайну русского языка. Какую? (Почему в словах пишутся буквы, обозначающие непроизносимые согласные звуки) - Каким способом вы учились? (Мы выполняли пробное действие, выяснили, что не получается, построили план) - Давайте вновь обратимся к девизу урока. Как он связан с темой нашего урока? (В слове «неизвестно» есть непроизносимый согласный звук, который на письме обознается буквой т. ) - Давайте обратимся к листам самооценки, чтобы отразить в них свои успехи карандашом зелёного, желтого или красного цвета. (приложение 2) СЛАЙД 11 Лист самооценки. Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми | | Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов; | | Я могу находить слова с непроизносимыми согласными | | Внимательно слушал учителя, одноклассников | | Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы | | Фамилия, имя | - Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Можем сказать, что мы её достигли? Какие получили результаты? (Мы узнали о непроизносимых согласных, узнали правило проверки и научились писать слова с этой орфограммой правильно) Где можно применить новые знания? - Проанализируйте остальные слова в девизе. Что-нибудь вас удивило? (Слово «интересно» звучит похоже, но в нем не пишется буква т) - Значит, какую цель мы можем поставить перед собой на следующий урок? (Выяснить, почему в слове «интересно» не пишется буква «т» . Много ли еще подобных слов в русском языке?) Домашнее задание. 1) Выписать из любого художественного текста 10 слов с непроизносимым согласным в корне; или 2) записать 1-2 пословицы, в которых встречаются непроизносимые согласные. Разгадайте ребусы. |