СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание сложных прилагательных. 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Дать основы правописания сложных имен прилагательных.
  2. Расширять словарный запас с целью развития коммуникативности.
  3. Развивать логическое мышление учащихся.
  4. Воспитывать эмоциональность речи, пробуждать интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Правописание сложных прилагательных. 6 класс»

Тема урока. Дефисное и слитное написание сложных имен прилагательных.



Цели урока:

  1. Дать основы правописания сложных имен прилагательных.

  2. Расширять словарный запас с целью развития коммуникативности.

  3. Развивать логическое мышление учащихся.

  4. Воспитывать эмоциональность речи, пробуждать интерес к предмету.

Оборудование

Карточки, презентация

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний.

а). Определите, о какой части речи говорится в этом стихотворении.

б). Назовите лексическое значение этой части речи.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:
Опишу любой предмет – 
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.


Это имя прилагательное. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках.

в). Верные и неверные утверждения:

По разряду имена прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные.

Имена прилагательные имеют три степени сравнения

Одна буква н пишется в суффиксах ан, ян, ин

В суффиксах имен прилагательных после шипящих под ударением пишем е, без ударения о.

Слова стеклянный, оловянный деревянный являются исключениями.

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов ейш, айш

Если прилагательное не употребляется без не, оно пишется слитно

В слове ветренный пишем две

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность какого-либо предмета какому-либо лицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

+

-

+

+

-

+

-

+



( Комментарии. Ученики ставят +, если они согласны с утверждением , - ,если не согласны. Затем взаимопроверка и взаимооценка.)

г). Игра. » Лишнее слово». Объясните свой выбор.

кавказий, пират…кий, сирот…ий, тка…ий, солда…кий, канад…ий, флот…ий, француз…ий

моря..ий, мужи…ий, тка ий, ямщи..ий, плотни…ий, флот…ий, молоде…ий, кузне…ий


 3. Подготовка к изучению нового материала

Работа с отрывками из произведений (работа с карточками). Ученикам предлагается обозначить имена прилагательные как члены предложения. Затем ученики находят имена прилагательные, которые состоят из 2 корней, выписывают вместе с существительными.

По коридору быстро шёл молодой человек в поддёвке, в батистовой косоворотке, с гладко причёсанными белёсыми волосами и выпученными ярко-голубыми глазами... 
                              (И. Бунин)
На арену выскочили широкоштанные клоуны с мучными лицами и оранжево-огненными волосами... 
                              (И. Бунин)
Над белоснежным городом, совершенно потонувшим в сугробах, по ночам грозно горело на чёрно-воронёном небе белое созвездие Ориона... 
                              (И. Бунин)
Раньше в мартовском солнце я видел цветы на кофточках, а теперь вижу цветы в глазах у людей: при этом свете у многих зацвели глаза — и голубые, и синие, и тёмно-зелёные, и, мне кажется, где-то мелькнули глаза лиловые. 
                              (М. Пришвин)
Заработал трактор, и я легко нашёл его в тускло-жёлтых полосах за рекой. 
                              (М. Пришвин)
На одном ароматном ярко-зелёном листике припал и замер маленький сине-зелёный жучок. 
                              (М. Пришвин)

Чем отличается правописание сложных прилагательных?

Они пишутся через дефис и слитно.

Лексическая минутка. Один ученик работает со словарем. Объясняет значение слова вороненый.

Слово вороненый. металл. подвергнутый воронению; покрытый чернью. 

Почему Бунин использовал это прилагательное, описывая небо?


4.Постановка целей и задач урока. Формулируют самостоятельно.

1.Изучить правило правописания сложных прилагательных.

2.Отработать навык их написания.

3.Научиться употреблять сложные прилагательные в своей речи.

5. Объяснение нового материала

а) Самостоятельное изучение материала.

Учитель предлагает открыть детям учебник и познакомиться с правилом написания прилагательных через дефис.

Дефис употребляется, если сложное прилагательное обозначает оттенки цветов.

Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис.

Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз.

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания

б). Просмотр презентации

в). Распределительный диктант-миниатюра.



Слитное написание прилагательных

Дефисное написание прилагательных

 сельскохозяйственный

зеленовато-серый

 физико-математический

 юго-восточный

 изжелта-красный

северо-западный

кисло-сладкий

 средневековой

 тугоплавкий

 десятиэтажный

паровозоремонтный

сорокакилометровый



(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (средне)вековой, (туго)плавкий, (зеленовато)серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный,(юго)восточный, (изжелта)красный, (северо)западный, (сорока)километровый, (кисло)сладкий.

В тетрадь для записи слов выписываем трудные слова , которые необходимо запомнить: общественно полезный и общественно-политический.

6.Физкультминутка. Зарядка для пальцев. Назовите буквы алфавита, загибая пальцы.

7.Первичное закрепление

Игра» Я художник. Устная работа. Давайте посмотрим на картины великого русского художника Левитана. «Осиновый лес» и « Овраг»Посмотрите, какое разнообразие цвета и красок. Давайте смешаем краски и опишем картину, используя сложные прилагательные. (3-4 предложения). Прилагательные вы образуете самостоятельно.



Белый

Серебристый, жемчужный

Красный

Коралловый, пурпурный

Желтый

Оливковый, лимонный

Коричневый

Шоколадный, бурый

Зеленый


Изумрудный



Словесная живопись. Восстановить текст. Работа в группах. Если испытываете трудность, можно обратиться за подсказкой (текст распечатан на листах.)

Писатели, создавая произведения, подбирают сложные и точные слова. Сейчас вы попробуете восстановить текст, используя только сложные прилагательные, которые пишутся как слитно, так и раздельно.





Все лето стоит жара. Слабый …(1) ветер не приносит прохлады. Он лишь гонит по небу (2)… облака с(3) … краями.

Облака - удивительное чудо. Всмотритесь в них, пофантазируйте, и перед вами откроются замечательные картины.

Вот проплывает мимо грозный(4) …дракон, и на него надвигается (5)чудовище. Вслед за ними мчится (6)… дружина. Настоящий сказочный сюжет!

Но вот ветер усиливается, облака редеют. Теперь (8…) замок с полукруглыми окнами, затейливые дома с куполообразными крышами, причудливые здания. На (9)…стороне неба можно увидеть, как растет и поднимает паруса (10)… корабль. Плыви, кораблик. Счастливого плавания!



Все лето стоит жара. Слабый(1) юго-восточный ветер не приносит прохлады. Он лишь гонит по небу(2) серовато-белые облака с (3)золотисто-розовыми краями.

Облака - удивительное чудо. Всмотритесь в них, пофантазируйте, и перед вами откроются замечательные картины.

Вот проплывает мимо грозный(4) пятиглавый дракон, и на него надвигается(5)шестилапое одноглазое чудовище. Вслед за ними мчится (6)древнерусская дружина. Настоящий сказочный сюжет!

Но вот ветер усиливается, облака редеют. Теперь перед вами другая картина. Это целый город с архитектурными строениями. Здесь(8)средневековый замок с полукруглыми окнами, затейливые дома с куполообразными крышами, причудливые здания. На (9)северо-восточной стороне неба можно увидеть, как растет и поднимает паруса (10)трехмачтовый корабль. Плыви, кораблик. Счастливого плавания.



Слова для подсказки.

Трехмачтовый, шестилапое, юго-восточный, древнерусская ,северо- восточный, пятиглавый, средневековый, золотисто-розовый, серовато-белые.



8 Рефлексия.

Беседа.

Что нового вы сегодня узнали?

Что вас удивило?

Что вы легко запомнили?

9. Домашнее задание:

Выучить орфограмму 40

Выполнить упражнение №





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!