СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовая игра «Конституция - основной закон государства»

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель игры: сформировать у учащихся понимание сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации.

Просмотр содержимого документа
«Правовая игра «Конституция - основной закон государства»»


1 слайд Правовая игра «Конституция - основной закон государства»

Участники: 3 команды учащихся 9 класса

Цель: сформировать у учащихся понимание сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации.


Ход мероприятия.

Главная цель государства - не создать рай на земле,

а не допустить ада.

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые гости и участники игры!

12 декабря 1993 г. по результатам всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации, по которой страна живет и сегодня. С 1993 года россияне стали отмечать 12 декабря, как День Конституции Российской Федерации. А мы сегодня накануне государственного праздника проводим интеллектуально-правовую игру «Конституция - основной закон государства».


Мы представляем вам членов жюри нашей игры:

учитель обществознания и права Мышкинской СОШ Савельев Олег Николаевич.


Ведущий 1: Сегодня в игре примут участие 3 команды. Переходим к игре.


2 слайд Тур 1: Представление команд (название, девиз, эмблема).

Ведущий: И первый конкурс представление команд. На представление отводится не больше 1 минуты. Максимальное количество баллов, которое можно заработать - 3 балла.

Ведущий: Слово нашему уважаемому жюри.


3 слайд Тур 2: «Разминка» - блиц-турнир.

Ведущий: Каждой команде необходимо ответить на 7 вопросов по Конституции РФ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа или ответ не правильный - право ответить на вопрос предоставляется другой команде, которая может заработать дополнительно 0,5 балла.

Вопросы 1 команде:

1. Кто является гарантом Конституции РФ? (президент)

2. Что (кто) является высшей ценностью в России по Конституции? (человек, его права и свободы)

3. Назовите состав Федерального собрания - парламента РФ. (Совет Федерации, Государственная Дума)

4. Когда Россия была объявлена республикой? (1 сентября 1917 г.)

5. Кто несет ответственность за образование ребенка? (родители)

6. Какие основные символы государства вы можете назвать? (флаг, гимн, герб)

7. Кто из граждан РФ обладает большими правами? (никто, все граждане равны в правах)

Вопросы 2 команде:

1. Что такое референдум? (всенародное обсуждение)

2. Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства)

3. Какую функцию выполняет парламент РФ: исполнительную, законодательную или судебную? (законодательную)

4. Сколько республик в составе Российской Федерации? (22 республики)

5. Кем назначается Глава Правительства Российской Федерации? (назначается президентом с согласия Государственной Думы)

6. Как называется основной закон государства? (конституция)

7. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ? (президент РФ)

Вопросы 3 команде:

1. Кто (что) является носителем суверенитета и единственным источником власти в России? (народ)

2. В случаи досрочной отставки Президента РФ, кто исполняет его обязанности (председатель Правительства РФ)

3. Какая религия является обязательной в Российской Федерации - православие или мусульманство? (ни одна из религий)

4. Кем принимаются федеральные законы? (большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы)

5. В каком случае допускается арест, заключение под стражу и содержание под стражей? (по судебному решению)

6. Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

7. Какая форма правления государства установлена в РФ? (республиканская)


4 слайд Тур 3: конкурс «Управление Российской Федерацией».

Ведущий: За 3 минуты вы должны изобразить схему управления РФ из готовых составляющих таблицы (Совет Федерации, Президент, Федеральное собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд, Конституционный Суд).

Комментарий: 1. Во главе государства - Президент РФ, избираемый гражданами РФ.

2. Законодательная власть - Федеральное Собрание (парламент РФ), состоящий из двух палат: верхняя - Совет Федерации, нижняя - Государственная Дума РФ.

3. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства, который назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, заместителей председателя правительства и федеральных министерств.

4. Судебная власть - Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ.


5 слайд Тур 4: конкурс «Кто это?».

Ведущий 1: На экране будут появляться портреты государственных деятелей Российской Федерации. Ваша задача назвать имя и фамилию политического деятеля и назвать его должность. За правильный ответ вы можете получить максимум 1 балла, по 0,5 балла за каждый правильный элемент ответа.

1. Действующий Президент России - Владимир Владимирович Путин

2. Министр иностранных дел Российской Федерации - Сергей Викторович Лавров

3. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания - Валентна Ивановна Матвиенко

4. Врио губернатора Ярославской области – Михаил Яковлевич Евраев

5. Министр обороны Российской Федерации – Сергей Кужугетович Шойгу

6. Председатель Правительства Российской Федерации – Михаил Мишустин

7. Председатель Счетной палаты РФ – Алексей Кудрин

8. Председатель Центрального банка РФ - Эльвира Набиуллина

9. Генеральный прокурор – Игорь Викторович Краснов

10. Министр образования – Сергей Сергеевич Кравцов


6 слайд Тур 5: «Имею право и не только».

Ведущий: Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом у учащихся их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Сейчас я буду зачитывать некоторые права и обязанности школьников, а ваша задача определить, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся. За правильный ответ команда получают по 1 баллу. Если у команды нет ответа или ответ не правильный - право ответить на вопрос предоставляется другой команде, которая может заработать дополнительно 0,5 балла.

1. Получение бесплатного общего образования. (право)

2. Получение дополнительных образовательных услуг. (право)

3. Соблюдение устава школы. (обязанность)

4. Бережное отношение к имуществу школы. (обязанность)

5. Уважение человеческого достоинства. (право)

6. Добросовестно учиться. (обязанность)

7. Выполнение требований работников школы. (обязанность)

8. Уважение чести и достоинства обучающихся и сотрудников школы. (обязанность)

9. Посещать мероприятия в школе. (право)

10. Не пропускать занятия без уважительных причин. (обязанность)

11. Соблюдать ПДД и Правила Пожарной Безопасности, а также технику безопасности. (обязанность)

12. Вести себя корректно на переменах и занятиях. (обязанность)

Ведущий: Как видите, обязанностей у человека всегда больше, чем прав.


7 слайд Тур 5: конкурс «В жизни случается все».

Ведущий: Сейчас вы получите задания с ситуациями, после прочтения в команде и обсуждения которых, вы должны ответить на вопросы: Какое право нарушено? На обсуждение ситуация отводится 2 минуты. За правильный ответ команда получают по 2 балла.

1 ситуация: Жители одного маленького городка были потрясены известием о жестоком преступлении: кто-то убил маленькую девочку. Подозрение пало на одного из жителей. Дальше случилось следующее: разъярённая толпа заживо сожгла «выявленного» ею «преступника» на площади городка. (ст. 45 - Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. ст. 46 гласит о том, что каждому гарантируется судебная защита его права и свобод - в этой ситуации нарушено право каждого на судебную защиту, самосуд запрещен)

2 ситуация: Администрация школы отказывается принимать в 10 класс ученика, ссылаясь на его низкую успеваемость и плохое поведение. Вправе ли она это сделать? (ст. 43 - каждый имеет право на образование)

3 ситуация: Пожилой гражданин хочет прописать в свою квартиру внучку, а чиновники, отсылая его из одного кабинета в другой, отказывают. (ст. 35 - каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами)

4 ситуация: У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по дому просит сделать музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же быть: поговорить с друзьями или не обращать внимания на старушку, ведь вы имеете право на досуг и культурную жизнь? (ст.37 - нарушается право других на отдых)

5 ситуация: Молодая семья, снимающая квартиру, при ее уборке обнаружила камеру, на которую хозяин жилплощади снимал все, происходящее в помещении. Вправе ли он это делать? (ст. 23 - каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени)

6 ситуация: Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину. Почему были не правы мальчики? (ст. 23 - каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени)



8 слайд Тур 6: конкурс «Сказка сказке рознь».

Ведущий 1: Все мы хорошо знаем сказки и мифы, но если проанализировать их с позиции соблюдения конституционных прав героев выявляется нечто неожиданное. Вам нужно определить, какая статья Конституции была нарушена в приведенной сказке, или каким конституционным правом воспользовались ее герои. Я буду зачитывать сказки, та команда, которая отвечает первой, получает 1 балл.

1. Хоттабыч на тысячу лет заточен в кувшин. (право на свободу передвижения)

2. Медведь не пускает Машеньку к дедушке и бабушке. (право на свободу передвижения, выбирать место пребывания и жительства)

3. Царь Салтан приказал сбросить в море жену с младенцем. (право на свободу и личную неприкосновенность)

4. Ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой дали ложную информацию царю Салтану о его жене. (право на личную неприкосновенность)

5. Зевс приковал к скале Прометея, печень которого ежедневно клюёт орёл. (право на жизнь)

6. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на... (бесплатное образование)

7. В сказке Ш. Перо нарушено право Золушки на... (отдых)

8. В сказке Маршака «Двенадцать месяцев» нарушено право ребенка на... (заботу и попечение родителей)


Жюри подсчитывают итоговые баллы. Объявление победителей.

Ведущий: Мы надеемся, что сегодня каждый из вас уяснил, насколько важно соблюдать права и обязанности. Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии.

Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не легок. Мы с вами стоим в начале его. И от того, как мы знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит наше будущее.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!