СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовое государство и гражданское общество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока - проблемное исследование. Форма урока: "политический ринг" с использованием информационных технологий. На уроке удается проследить взаимосвязь правового государства и гражданского общества, проанализировать и оценить состояние правового государства и гражданского общества в современной России.

Просмотр содержимого документа
«Правовое государство и гражданское общество»

Тема: «Правовое государство и гражданское общество»

Цель урока: составить идеальную модель общества, проанализировав современную ситуацию в России и соотнеся понятия «правовое государство» и «гражданское общество»


Задачи для учителя:

(предметные)

1. Охарактеризовать ключевые понятия темы, показать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, проанализировать и оценить состояние правового государства и гражданского общества в современной России;
(метапредметные)

2. Продолжить формирование у учащихся учебно-исследовательской, коммуникативной, рефлексивной компетентностей, а также навыки решения правовых и социальных проблем;
3. Расширить опыт учащихся в анализе и обобщении, полученных знаний, фактов, социальных явлений;
4. Мотивировать учащихся на размышление о роли человека в жизни общества и наличии активной гражданской позиции, способствовать воспитанию чувства ответственности и сопричастности к проблемам общества.
Для учащихся: 1. Учащиеся должны уметь объяснять смысл ключевых понятий по теме урока, взаимосвязь правового государства и гражданского общества, анализировать и давать оценку состояния правового государства и гражданского общества в современной России;
2. Учащиеся должны отработать навыки решения правовых и социальных проблем, анализа и обобщения, полученных знаний, фактов, социальных явлений;
3. Учащиеся должны уметь размышлять о роли человека в жизни общества и наличии активной гражданской позиции;
Тип урока: проблемное исследование;
Форма урока: «политический ринг» с использованием информационных технологий.
Понятия: Правовое государство, гражданское общество, права человека, демократия, Всеобщая декларация прав человека, местное самоуправление, толерантность, плюрализм.
Оборудование: Skiре-программа, телевизор, компьютер, видеозапись с речью президента В.В. Путина, магнитная доска, карточки с заданиями, листы со схемой и заготовки элементов общественных явлений, отличительные знаки — «политики», «обществоведы», «эксперты».
Подготовительный этап: Создаётся две команды: «ПОЛИТИКИ» и
«ОБЩЕСТВОВЕДЫ», которые готовят информацию о правовом государстве и
гражданском обществе. В каждой команде выбираются группы экспертов
(3-4) человека, которые заранее изучают политическую ситуацию в
современной России.

Ход урока
1. Оргмомент.
- Ребята, сегодня у нас с вами не совсем обычный урок правоведения — урок в форме телемоста. Участвовать в нём будете вы — ученики профильного класса МБОУ СШ №18 и ученики специализированного класса МБОУ СШ №12. От вашего имени я хотела бы поприветствовать учеников МБОУ СШ №18, а так же свою коллегу Земцову Ольгу Юльевну, которая преподаёт обществознание в этой школе.
- Здравствуйте, ребята! Я хотела бы сказать несколько слов о форме проведения урока: мы заранее договорились о том, что ученики МБОУ СШ №12 будут выступать в роли политиков, представляя правовое государство, а ученики МБОУ СШ № 18 — в роли обществоведов, представляя гражданское общество. В каждой команде выбрали группу экспертов, которые будут подводить итог каждому этапу нашей работы.
II. Основная часть урока.
- В начале урока мы хотели бы предложить вам небольшой
видеофрагмент, просмотрев который, вы постараетесь определить тему нашего урока.
Видеосюжет с выступлением В.В. Путина, где он говорит
о правовом государстве и гражданском обществе
- Как вы думаете, как мы сформулируем тему нашего урока?
- А кто сможет объяснить, какое место занимает эта тема в череде, изученных нами тем?
- Актуальность нашей темы определил президент России в
представленном видеофрагменте. А что же будет главной целью нашего урока?
- Вы правы, зная основные черты правового государства и
гражданского общества (это мы изучали еще в 9 классе), мы должны:
- проанализировать современную ситуацию в России и определить основные проблемы на пути становления правового государства и гражданского общества;
- соотнести эти два социальных явления и увидеть, как в идеальном варианте должны сочетаться правовое государство и гражданское общество. Это и будет итогом нашей работы на уроке — в конце урока нам необходимо будет составить идеальную модель современного общества, которую вы создадите после обсуждения основных вопросов урока.
- А для достижения, поставленных целей, мы предлагаем вам следующие вопросы для обсуждения (обращаемся к доске):
Как проходит процесс становления правового государства и
гражданского общества в России;
Как соотносятся функции правового государства и гражданского общества;

Применение на практике действие правового государства и
гражданского общества в вопросе «Правовое государство и гражданское общество — две стороны одной медали»;
По ходу обсуждения этих вопросов я предлагаю вам фиксировать всю информацию в рабочих листах.
1. Становление правового государства и гражданского общества в России.
- Каждая команда называет признаки своих социальных явлений. Группы экспертов должны определить наличие этих признаков в России.
Предоставляю слово ученикам МБОУ СШ №12 — они говорят об основных чертах правового государства, а ученики МБОУ СШ № 18 определяют наличие этих черт в России. Учитель при необходимости консультирует учащихся
Говорят ребята МБОУ СШ № 12,
затем выступают эксперты МБОУ СШ № 18.
- Итак, мы видим, что черты правового государства присутствуют в России, но большинство из них требуют дальнейшего развития. Это объяснимо, т.к. становление правового государства — это процесс длительный и непростой, учитывая наше тоталитарное наследие.
- Слово предоставляется ученикам МБОУ СШ № 18 — они говорят об основных чертах гражданского общества, а ученики МБОУ СШ № 12 определяют наличие этих черт в России.
Говорят ребята МБОУ СШ № 18,
затем выступают эксперты МБОУ СШ № 12.
- Да, в России заложены основы гражданского общества, но они так же
требуют развития.
2. Соотношение функций правового государства и гражданского
общества.

- Итак, мы определили уровень правового государства и гражданского
общества, а теперь необходимо выявить общие и специфические
функции правового государства и гражданского. общества.
- В этом вам помогут специальные таблицы. Политики МБОУ СШ №12
выявляют общие черты, обществоведы — специфические. Эксперты делают
выводы.
Говорят ребята МБОУ СШ № 12
затем выступают эксперты МБОУ СШ № 18.
- Как верно вы подметили, граждане эксперты, что правовое
государство и гражданское общества имеют общую цель — обеспечить
удовлетворение общественно-важных потребностей, но каждое делает
это своими методами и средствами.
3. Правовое государство и гражданское общество две стороны одной медали.
- Мы теоретически рассмотрели характеристики правового государства
и гражданского общества. Предлагаю вам на практике применить

действие этих социальных явлений. Для обсуждения вам даются 2 одинаковые ситуации, рассмотрев которые, вы должны предложить вариант решения этих проблем силами правового государства и силами гражданского общества. Эксперты слушают ваши выступления и выносят вердикт об эффективности этих вариантов.
Ребята обсуждают ситуации, высказываются по очереди,
затем говорят эксперты.
- Рассматривая ситуации, мы увидели, что жизнь общества очень разнообразна и не всегда проблемы можно решить только усилиями государства или общества, а вот сотрудничество этих общественных структур даёт замечательный результат. Это и есть то, к чему должно стремиться современное общество.
- Ребята, давайте обратимся к целям урока и выясним:
Смогли мы проанализировать современную ситуацию в России и определить основные проблемы на пути становления правового государства и гражданского общества?
Соотнесли эти два социальных явления и увидели их неразрывную связь в современном обществе?
III. Закрепление.
- А теперь самое время создать модель идеального общества с
использованием перечня общественных явлений. По окончании этой работы мы сравним наши представления. На всё вам даётся 3 минуты.
Ученики составляют модели и вывешивают на магнитной доске.
Учитель комментирует и отмечает интересные ходы, моменты в работе групп.
- Обратите внимание на общие черты в структуре ваших обществ.
- А что вы однозначно отбросили из предложенных понятий?
- Ребята, мы обсудили важные вопросы современности. Но нам бы с Ольгой Юльевной очень хотелось, чтобы наряду с теоретическими выводами, вы сделали главный практический вывод, что любые проблемы, которые возникают в обществе или в вашей жизни решаются обсуждением. Толерантность вот одно из главных качеств
современного человека, и это вы сегодня успешно продемонстрировали. Спасибо вам за урок.
Выставление оценок за работу.
Домашнее задание : написать эссе на тему по выбору

  • «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию и к подчинению» (Аристотель)

  • «Не государство — где владыкою один» (Софокл)

  • «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры» (Д.Фонвизин)

  • «Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании» (К. Поппер)

  • «Ужасное беззаконие может вершиться под видом права над самим правом» (Р. Иеринг)

  • «Чем более развито государство, тем более оно отделено от общества» (В.Б. Пастухов)

- Ребята, наша работа закончена. Как вам понравилась такая форма урока? Что вы почерпнули нового во время нашего обсуждения?
Ученики высказывают своё мнение.

Учитель комментирует работу учащихся, акцентируя внимание на вклад каждого в общее дело.