СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовое воспитание учащихся

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. In all actions concerning children, whether undertaken by public or private social welfare institutions, courts of law, administrative authorities or legislative bodies, the best interests of the child shall be a primary consideration.

2. States Parties undertake to ensure the child such protection and care as is necessary for his or her well-being, taking into account the rights and duties of his or her parents, legal guardians, or other individuals legally responsible for him or her, and, to this end, shall take all appropriate legislative and administrative measures.

3. States Parties shall ensure that the institutions, services and facilities responsible for the care or protection of children shall conform with the standards established by competent authorities, particularly in the areas of safety, health, in the number and suitability of their staff, as well as competent supervision. 1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. 2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. 3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

http://avkrasn.ru/article-373.html

Современная школа оказывает систематическое и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация.

         Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность.

         Важная роль в воспитательном процессе принадлежит школе. Школа несёт сегодня колоссальную нагрузку и ответственность перед обществом и будущим за то новое поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь нелёгкие задачи, стоящие перед обществом.

Важнейшими задачами школы и каждого классного руководителя, воспитателя являются:

- ознакомление учащихся с  законодательством государства;

- воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения; привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;

- усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

   Мастерская вязаной одежды Катерины Орешкиной

 

Просмотр содержимого документа
«Правовое воспитание учащихся»


Правовое воспитание учащихся


Современная школа оказывает систематическое и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация.

Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность.

Важная роль в воспитательном процессе принадлежит школе. Школа несёт сегодня колоссальную нагрузку и ответственность перед обществом и будущим за то новое поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь нелёгкие задачи, стоящие перед обществом.

В целом в число актуальнейших задач современной школы входит воспитание членов общества, которые осознают наличие у них собственных прав и свобод, но одновременно уважительно относятся к правам других людей.

Для достижения этой цели необходима организация специальной деятельности по формированию правовой культуры подрастающего поколения. Причем планомерная работа по образованию в области прав человека, прав ребенка, может и должна проводиться с детьми, начиная с младшего школьного и даже с дошкольного возраста.

Необходимость правового воспитания подрастающего поколения постоянно возрастает. В последние годы происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов.

Человек, общество и государство нуждаются в гражданско-правовом образовании, оно необходимо, если мы и в самом деле хотим жить в правовом государстве. Если строить правовое общество, то необходимо, прежде всего, начинать с детей. Только в детей сегодня можно заложить чувство собственного достоинства, своих прав и своей ответственности. Сегодня в школах ведется работа по разъяснению прав ребенка, а так как учитель ближе всего к ребенку, то в первую очередь, нужно организовать работу по формированию правового сознания, правовой культуры у учителей-предметников, классных руководителей.

Являясь одним из институтов социализации личности, школа играет особую роль в процессе правовой социализации, т. е. именно она призвана целенаправленно формировать полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия.

Процесс обучения праву должен способствовать воспитанию социально активной личности, способной решать общественно-значимые задачи, опираясь на приоритет права.

Важнейшими задачами школы и каждого классного руководителя, воспитателя являются:

- ознакомление учащихся с правовыми актами государства;

- воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения; привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;

- усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.

В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.

Главный период формирования правосознания - это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т. е. правосознание гражданина.

Защита чести, достоинства и деловой репутации


В обеспечение ст. 21 Конституции РФ действующее законодательство предусматривает различные средства защиты чести и достоинства личности. Так, УК РФ устанавливает уголовную ответственность за посягательства на честь и достоинство личности: клевету , хулиганство и т.д.

Существуют и гражданско-правовые средства защиты чести и достоинства. Специальное общее правило о гражданско-правовой защите чести, достоинства и деловой репутации закреплено в ст. 152 ГК РФ. Именно ст. 152 ГК РФ содержит основные особенности в вопросах доказывания по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Предмет доказывания: Уголовно-правовая и гражданско-правовая формы защиты не исключают друг друга. Указанное положение зафиксировано в связи с тем, что уголовная ответственность за клевету  наступает только при наличии умысла в действиях виновного, а возможность гражданско-правовой защиты чести и достоинства не зависит от вины лица, являющегося распространителем порочащих потерпевшего сведений.

1) факт распространения сведений. Под распространением сведений понимаются: опубликование их в печати, трансляция по радио и телевидении и других СМИ, публичных выступлениях, заявлениях, или сообщение в иной, в том числе устной, форме нескольким или хотя бы одному лицу.

Сведения считаются распространенными лишь с момента, когда они стали известны хотя бы одному лицу по воле распространителя. При этом Пленум Верховного Суда РФ разъясняет, что сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением.

Традиционными формами распространения порочащих сведений являются письма официального или личного характера, разговоры со знакомыми, в том числе по телефону;

2) факт распространения сведений в отношении истца либо лица, в защиту прав которого обратился заявитель. Это обстоятельство имеет особое значение, например, в случаях, когда в публикации отсутствуют указания на конкретное лицо (фамилия, имя, отчество);

3) факт распространения сведений лицом, к которому предъявлены исковые требования. Данное обстоятельство влияет на определение вида гражданского судопроизводства, так как если распространитель сведений неизвестен, то дело рассматривается по правилам особого производства;

4) факт порочащего характера распространенных сведений. Порочащими являются такие не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства и моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту и другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию и т.п.), которые умаляют честь и достоинство гражданина либо деловую репутацию гражданина или юридического лица.

Таким образом, порочащими являются сведения, которые содержат информацию, отрицательно оценивающуюся с правовых или моральных позиций общества. При этом информация, содержащаяся в порочащих сведениях, должна касаться конкретных фактов поведения истца и в любой сфере его жизнедеятельности;

5) факт несоответствия сведений действительности. Не соответствующими действительности являются сведения, которые содержат информацию о фактах и обстоятельствах, не имевших места вообще, либо отражают в целом имевшие место события, факты, обстоятельства, но представляют их в ложном свете, либо сообщают о событиях и обстоятельствах полно и точно, но дают им негативную оценку.

Помимо указанных общих фактов для всех дел о защите чести, достоинства и деловой репутации, в предмет доказывания могут включаться дополнительные обстоятельства.

В предмет доказывания также включаются факты возражений ответчика (соответчиков) относительно исковых требований. В частности, ими могут быть:

факт распространения сведений другим лицом;

факт нейтрального характера распространенных сведений;

факт соответствия распространенных сведений действительности.

В силу п. п. 5, 7 ст. 152 ГК РФ лицо, в отношении которого распространены сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. Соответственно при предъявлении таких требований в предмет доказывания включается:

наличие материального ущерба и его размер;

нравственные и физические страдания и их степень.

Соответственно в качестве возражений против сопутствующих требований в предмет доказывания могут включаться обстоятельства, подтверждающие отсутствие оснований для них, либо обстоятельства, влияющие на уменьшение размера возмещения материального ущерба или компенсации морального вреда.

Распределение обязанностей по доказыванию. Согласно п. 1 ст. 152ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Данная формулировка позволяет сделать определенные выводы по распределению бремени доказывания.

Так, обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике независимо от того, предъявлен ли иск о защите чести, достоинства, деловой репутации. Истец обязан доказать лишь сам факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск.

Исходя из этого, на истца возлагается обязанность доказать факт распространения сведений именно о нем, и факт распространения этих сведений лицом (лицами), к которому предъявлен иск. Кроме того именно истец должен доказать факт порочащего характера распространенных сведений.

Когда истцом будут доказаны указанные факты, в силу вступает презумпция несоответствия распространенных сведений действительности и соответственно презумпция виновности распространителя данных сведений. Обязанность опровержения такого предположения возлагается на ответчика (соответчиков), если он желает выиграть дело. С этой целью ответчик должен доказать факт соответствия изложенных им сведений об истце действительности.

Указанное вполне соответствует ч. 1 ст. 56 ГПК, так как общее правило распределения обязанностей по доказыванию действует в случаях, если иное не предусмотрено федеральным законом, что и имеет место по данной категории дел.

Несмотря на наличие предположения о несоответствии распространенных порочащих сведений действительности, конечно, никто не может препятствовать истцу в доказывании данного факта.

Однако следует заметить, что если истец одновременно с иском о защите чести, достоинства или деловой репутации заявляет требование о компенсации морального вреда или возмещении материальных убытков, то в отношении данных требований будет действовать общее правило распределения обязанности по доказыванию (ст. 56 ГПК).

Особенности собирания, представления доказательств и их исследования. Действительные обстоятельства дела о защите чести, достоинства или деловой репутации, права и обязанности сторон выясняются в стадии судебного разбирательства путем судебного доказывания. Именно в судебном заседании уточняется, действительно ли сведения, приведенные в исковом заявлении, распространены привлеченным в качестве ответчика лицом и являются ли они порочащими честь, достоинство или деловую репутацию истца, соответствуют ли они действительности.

В подтверждение факта распространения ответчиком сведений в зависимости от того, в какой форме это было сделано, можно собирать, представлять и исследовать различные письменные доказательства (вырезки из газет, выписки из протоколов собраний, выписки из различных официальных документов, писем, заявлений и т.п.), можно приобщать к материалам дела вещественные доказательства (например, видео- или аудиокассеты) либо привлекать свидетелей для дачи показаний.

Таким образом, право утверждать, что сведения соответствуют действительности, предоставлено ответчику, тем более что ранее именно ответчик, распространяя информацию, вне процессуальной формы утверждал, что сведения соответствуют действительности. Честь, достоинство или деловая репутация истца, не представившего никаких доказательств о несоответствии порочащих сведений действительности, будут защищены судом уже в силу того, что ответчик не доказал обратного. Истец как бы презюмируется добросовестным участником гражданских правоотношений.

Доказыванию в суде подлежит и факт, что распространенные сведения носят порочащий характер. Обязанность по доказыванию этого факта, как уже оговаривалось, ложится на истца, поскольку именно он утверждает в своем заявлении к суду, что конкретные сведения порочат его честь, достоинство или деловую репутацию. У ответчика же остается право доказывать обратное, в частности, что сведения носят нейтральный характер. Так, с целью выяснения наличия или отсутствия данного факта по ходатайству сторон или одной из них может быть назначена психолого-лингвистическая экспертиза.

Не исключается вариант, что порочащие сведения в отношении истца будут касаться интимной стороны его жизни. В этом случае лица, участвующие в деле, вправе заявить ходатайство о проведении закрытого судебного заседания (ст. 10 ГПК) либо об исследовании в таком порядке письменных доказательств (ст. 182 ГПК) или аудио- и видеозаписей (ст. 185 ГПК). Необходимость в этом может возникнуть, в частности, когда ответчик (соответчики) представит доказательства действительности распространенных порочащих сведений.

Таким образом, как истец, так и ответчик по делам о защите чести, достоинства или деловой репутации могут использовать любые процессуальные средства защиты своих прав и законных интересов.

          Объект: честь, достоинство, репутация личности.  Честь – это нравственная категория, означающая общественное признание личности как совокупности социальных, духовных, других качеств гражданина.  Достоинство – осознание самим человеком и окружающими факта обладания неопороченными нравственными и интеллектуальными качествами.  Каждый человек имеет право на уважение окружающих. Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности.  Репутация – новый термин для российского УК, обозначающий статус человека в обществе, представление о нём других людей или представление о себе в собственном сознании.

           Предметом клеветы являются не соответствующие действительности сведения, порочащие честь, достоинство и репутацию потерпевшего. Потерпевшим м.б. любое лицо. Преступление м.б. совершено и в отношении умершего к моменту рассмотрения дела о клевете, при этом потерпевшими будут признаны его близкие родственники.

           Объективная сторона ч. 1 ст. 129: распространение заведомо ложных сведений о потерпевшем. Это подразумевает сообщение одному или нескольким лицам вымышленных или искажённых сведений о другом человеке, его действиях или высказываниях. Ложные сведения м.б. распространены в любой форме: устно, письменно, в виде изображения.

           Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 февраля 2005 г. №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» подчеркнул: «под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в Интернете, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной форме, хотя бы одному лицу». /Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2005. - №3/ Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.

           Критерии клеветы:

-заведомая ложность – несоответствие или возможность несоответствия действительности сведений, осознаваемая виновным (не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относится оспариваемое сведение); не могут рассматриваться как не соответствующими действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок.  

-опорочивание чести и достоинства потерпевшего или его деловой репутации. Порочащими являются сведения, содержащие утверждения о нарушении лицом действующего законодательства, совершение нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушение деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию  лица (ю.л.). Ложные сведения д.б. конкретно выражены, т.е. должны содержать факты, поддающиеся проверке, например сообщение о заражении ВИЧ – инфекцией или венерической болезнью.

     Оконченным преступлением клевета является в момент распространения заведомо ложных сведений.

Субъективная сторона клеветы выражается в прямом умысле. Мотивом преступления чаще всего является месть, зависть, хулиганские или карьеристские побуждения. 

       Субъект: лицо с 16 лет. Автором ложных сведений м.б. как сам распространитель, так и другое лицо.

            Квалифицированный состав клеветы выражается в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ.  Особо квалифицированным составом клеветы является обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.  Умысел виновного охватывает не привлечение лица к уголовной ответственности (ст. 306 – заведомо ложный донос), а распространение заведомо ложных сведений. 



Источник: http://www.pandia.ru/text/77/293/5079.php