СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Завершающая тема раздела "Правовое регулирование общественных отношений".

Просмотр содержимого документа
«Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.»

Правовые основы антитеррористической политики РФ. Решетова Л.Н. Приморский край.

Правовые основы антитеррористической политики РФ.

Решетова Л.Н.

Приморский край.

План урока Правовая база противодействия терроризму. Органы власти проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

План урока

  • Правовая база противодействия терроризму.
  • Органы власти проводящие политику противодействия терроризму.
  • Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Нормативные правовые акты о противодействии терроризму   Законы Российской Федерации о ратификации различных международных документов. Российские законы, регулирующие общественные отношения в сфере противодействия терроризму: 1. Федеральные законы. 2. Ведомственные документы 3. Подзаконные акты

Нормативные правовые акты о противодействии терроризму

  • Законы Российской Федерации о ратификации различных международных документов.
  • Российские законы, регулирующие общественные отношения в сфере противодействия терроризму:
  • 1. Федеральные законы.
  • 2. Ведомственные документы
  • 3. Подзаконные акты
Классификаций терроризма существует множество: по сфере действия - государственный и международный; в зависимости от идентичности субъекта – этнический и религиозный; по средствам, используемым в террористических актах – терроризм с применением обычных средств поражения и терроризм с применением средств массового поражения; по средствам протекания террористических актов – наземный, морской, воздушный, космический, компьютерный; по социальной направленности – социальный, националистический, религиозный. Последняя классификация является самой распространенной среди исследователей.

Классификаций терроризма существует множество:

  • по сфере действия - государственный и международный;
  • в зависимости от идентичности субъекта – этнический и религиозный;
  • по средствам, используемым в террористических актах – терроризм с применением обычных средств поражения и терроризм с применением средств массового поражения;
  • по средствам протекания террористических актов – наземный, морской, воздушный, космический, компьютерный;
  • по социальной направленности – социальный, националистический, религиозный.

Последняя классификация является самой распространенной среди исследователей.

Терроризм Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного само-управления или международными органи-зациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Терроризм

Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного само-управления или международными органи-зациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий , устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Террористический акт -

совершение взрыва, поджога или иных действий , устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Террорист и террористическая  группа   террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме; террористическая группа - группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности;

Террорист и террористическая группа

  • террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме;
  • террористическая группа - группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности;
Заложник- физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.

Заложник-

  • физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.
Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:   1)  защиты личности, общества и государства от терроризма;  2) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;  3) выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:

  • 1) защиты личности, общества и государства от терроризма;
  • 2) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;
  • 3) выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.
Основная цель  Основной целью борьбы против диверсионных и террористических актов является сохранение здоровья и жизни граждан, нормального функционирования общества и систем его жизнеобеспечения.

Основная цель

  • Основной целью борьбы против диверсионных и террористических актов является сохранение здоровья и жизни граждан, нормального функционирования общества и систем его жизнеобеспечения.

Перечь основных нормативных правовых актов

  • Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О   противодействии терроризму»
  • Указ Президента Российской Федерации от   15   февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»
  • Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»
  • распорядительные документы Федерального оперативного штаба
Принятие Федерального Закона «О противодействии терроризму» ,  Указа Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» и других нормативных правовых актов позволило: определить компетенцию федеральных органов исполнительной власти, а также органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области противодействия терроризму; повысить эффективность противодействия идеологии терроризма; закрепить основные требования обеспечения антитеррористической защищенности объектов промышленности, критически важных и потенциально опасных объектов, объектов транспортной инфраструктуры, топливно-энергетического комплекса, санаторно-курортных учреждений; повысить эффективность выявления и перекрытия каналов финансирования терроризма; регламентировать порядок сил и средств в ходе подготовки и проведения контртеррористических операций и нормативно закрепить механизм управления силами и средствами.

Принятие Федерального Закона «О противодействии терроризму» , Указа Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» и других нормативных правовых актов позволило:

  • определить компетенцию федеральных органов исполнительной власти, а также органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области противодействия терроризму;
  • повысить эффективность противодействия идеологии терроризма;
  • закрепить основные требования обеспечения антитеррористической защищенности объектов промышленности, критически важных и потенциально опасных объектов, объектов транспортной инфраструктуры, топливно-энергетического комплекса, санаторно-курортных учреждений;
  • повысить эффективность выявления и перекрытия каналов финансирования терроризма;
  • регламентировать порядок сил и средств в ходе подготовки и проведения контртеррористических операций и нормативно закрепить механизм управления силами и средствами.

Принятие Федерального Закона «О противодействии терроризму» , Указа Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» и других нормативных правовых актов позволило:

  • повысить эффективность борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
  • обеспечить выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в целях компенсации причиненного ущерба в результате террористического акта и возмещения вреда, причиненного при пресечении теракта правомерными действиями;
  • обеспечить социальную реабилитацию и возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью лицам, пострадавшим в результате террористического акта или принимавшим участие в борьбе с терроризмом;
  • - сформировать порядок применения оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта или его пресечения в воздушной среде, во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и подводной среде, а также при участии в проведении контртеррористической операции.
С 2006 по 2015 год при участии  Национального антитеррористического комитета   приняты:  50 федеральных законов;  25 указов Президента Российской Федерации;  64 постановления и 44 распоряжения Правительства Российской Федерации;   75 межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов;  4 модельных акта. 50 федеральных законов;  25 указов Президента Российской Федерации;  64 постановления и 44 распоряжения Правительства Российской Федерации;   75 межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов;  4 модельных акта.

С 2006 по 2015 год при участии Национального антитеррористического комитета

приняты:

50 федеральных законов;

25 указов Президента Российской Федерации;

64 постановления и 44 распоряжения Правительства Российской Федерации;

75 межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов;

4 модельных акта.

  • 50 федеральных законов; 25 указов Президента Российской Федерации; 64 постановления и 44 распоряжения Правительства Российской Федерации; 75 межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов; 4 модельных акта.

Совершенствование нормативной правовой базы противодействия терроризму  в 2013-2015 гг. Принято: 17 федеральных законов 7 Указов Президента Российской Федерации 23 постановления Правительства Российской Федерации

Совершенствование нормативной правовой базы противодействия терроризму в 2013-2015 гг.

  • Принято:
  • 17 федеральных законов
  • 7 Указов Президента Российской Федерации
  • 23 постановления Правительства Российской Федерации
ФСБ  В настоящее время существенно воз­растает роль Федеральной службы безопасности Российской Федерации и ее руководителей в формировании антитеррористической политики нашего го­сударства. Это проявляется в том, что у ФСБ России появляется все больше властных рычагов воздействия как на само общество, так и на государство в целом; в вопросах противодействия терроризму другие силовые и не силовые структуры подчинены этой спецслужбе.

ФСБ

  • В настоящее время существенно воз­растает роль Федеральной службы безопасности Российской Федерации и ее руководителей в формировании антитеррористической политики нашего го­сударства. Это проявляется в том, что у ФСБ России появляется все больше властных рычагов воздействия как на само общество, так и на государство в целом; в вопросах противодействия терроризму другие силовые и не силовые структуры подчинены этой спецслужбе.
Законы Российской Федерации о ратификации различных международных документов. Закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» (2002). В 2003 г . был принят Закон «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом».  В 2005 г. Российская Федерация подписала Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма.

Законы Российской Федерации о ратификации различных международных документов.

  • Закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» (2002).
  • В 2003 г . был принят Закон «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». 
  • В 2005 г. Российская Федерация подписала Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма.
Федеральный закон

Федеральный закон "О ратификации международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма« подписал Президент России В.В. Путин

  • Конвенция была принята Генеральной ассамблеей ООН 9 декабря 1999 года и подписана РФ в Нью-Йорке 3 апреля 2000 года. Документ вступил в силу 10 апреля 2002 года.
  • В соответствии с Конвенцией, ответственность наступает за умышленное оказание финансовой помощи терроризму и сбор средств в пользу террористических организаций. Устанавливается принцип "необратимости наказания и невозможности оправдания подобного рода преступлений".
Шанхайская конвенция регламентирует ключевые направления и формы сотрудничества государств-участников: обмен информацией, осуществление оперативно-розыскных мероприятий, принятие совместных мер по пресечению поставок вооружения и боеприпасов террористическим группировкам, их финансирования и мер по прекращению деятельности центров подготовки боевиков.
  • Шанхайская конвенция регламентирует ключевые направления и формы сотрудничества государств-участников: обмен информацией, осуществление оперативно-розыскных мероприятий, принятие совместных мер по пресечению поставок вооружения и боеприпасов террористическим группировкам, их финансирования и мер по прекращению деятельности центров подготовки боевиков.
Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма закрепила обязанности государств-участников по предупреждению терроризма и установлению уголовной ответственности для лиц, которые стоят за террористами или направляют их деятельность.
  • Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма закрепила обязанности государств-участников по предупреждению терроризма и установлению уголовной ответственности для лиц, которые стоят за террористами или направляют их деятельность.
Российские законы, регулирующие общественные отношения в сфере противодействия терроризму. Закон «О противодействии терроризму» (2006). Он устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, правовые и организационные основы применения Вооружённых сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Российские законы, регулирующие общественные отношения в сфере противодействия терроризму.

Закон «О противодействии терроризму» (2006).

Он устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, правовые и организационные основы применения Вооружённых сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

К террористической деятельности в РФ закон относит следующие действия:    организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту;  организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности .

К террористической деятельности в РФ закон относит следующие действия:

  • организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
  • подстрекательство к террористическому акту;
  • организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
  • информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
  • пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности .
В 2009 г. была утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Она определяет основные принципы государственной политики, цель, задачи и направления развития системы противодействия терроризму, требования к нормативно-правовой базе противодействия терроризму. Уголовно-правовое регулирование противодействия терроризму осуществляется в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

В 2009 г. была утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

Она определяет основные принципы государственной политики, цель, задачи и направления развития системы противодействия терроризму, требования к нормативно-правовой базе противодействия терроризму.

  • Уголовно-правовое регулирование противодействия терроризму осуществляется в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
Виды преступлений против общественной безопасности: Террористический акт (ст. 205 УК России). Содействие террористической деятельности (ст. 205 1 УК России). Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205 2 УК России). Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205 3 УК России). Организация террористического сообщества и участие в нем  (ст. 205 4 УК России). Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст.205 5 УК России). Несообщение о преступлении (ст. 205 6 УК России). Захват заложника (ст. 206). Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208).  Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

Виды преступлений против общественной безопасности:

  • Террористический акт (ст. 205 УК России).
  • Содействие террористической деятельности (ст. 205 1 УК России).
  • Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205 2 УК России).
  • Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205 3 УК России).
  • Организация террористического сообщества и участие в нем (ст. 205 4 УК России).
  • Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст.205 5 УК России).
  • Несообщение о преступлении (ст. 205 6 УК России).
  • Захват заложника (ст. 206).
  • Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208).
  • Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по :   предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по :

  • предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
  • выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
  • минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Основными причинами терроризма в РФ могут быть: Нерешенность социальных, национальных, религиозных проблем. Расслоение общества по уровню материального состояния, культуре и образованию. Существование незаконных организаций (религиозных, сектантских и других). Организованная преступность и криминализация ряда государственных и коммерческих структур. Нежелание части населения выполнять требования законов.

Основными причинами терроризма в РФ могут быть:

  • Нерешенность социальных, национальных, религиозных проблем.
  • Расслоение общества по уровню материального состояния, культуре и образованию.
  • Существование незаконных организаций (религиозных, сектантских и других).
  • Организованная преступность и криминализация ряда государственных и коммерческих структур.
  • Нежелание части населения выполнять требования законов.

Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму Организаторы террористических актов заинтересованы в широком освещении этих событий в массмедиа с тем, чтобы посеять панику среди населения, дестабилизировать политическую ситуацию. В истории борьбы с террором бывало, что СМИ становились трибуной для пропаганды взглядов террористов, когда журналисты брали интервью у их главарей.

Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму

  • Организаторы террористических актов заинтересованы в широком освещении этих событий в массмедиа с тем, чтобы посеять панику среди населения, дестабилизировать политическую ситуацию.
  • В истории борьбы с террором бывало, что СМИ становились трибуной для пропаганды взглядов террористов, когда журналисты брали интервью у их главарей.
Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму Практически все террористические, экстремистские и так называемые «повстанческие» организации и группировки имеют собственные сайты, с помощью которых они пропагандируют свои идеи. В настоящее время в мире насчитывается свыше 5 тысяч таких сайтов. В 1998 году их было всего 12.

Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму

Практически все террористические, экстремистские и так называемые «повстанческие» организации и группировки имеют собственные сайты, с помощью которых они пропагандируют свои идеи.

В настоящее время в мире насчитывается свыше 5 тысяч таких сайтов.

В 1998 году их было всего 12.

Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции были одобрены VII съездом Союза журналистов России 16.05.2003 года. Они предполагают, что при сборе информации журналист должен прежде всего думать о жизни заложников и потенциальных жертв;  журналист должен быть особенно аккуратен и осторожен в подаче материала о террористическом акте и контртеррористической операции; при работе в зоне проведения контртеррористической операции журналист должен принять необходимые меры по обеспечению собственной безопасности.

Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму

  • Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции были одобрены VII съездом Союза журналистов России 16.05.2003 года.

Они предполагают, что при сборе информации журналист должен прежде всего думать о жизни заложников и потенциальных жертв;

журналист должен быть особенно аккуратен и осторожен в подаче материала о террористическом акте и контртеррористической операции;

при работе в зоне проведения контртеррористической операции журналист должен принять необходимые меры по обеспечению собственной безопасности.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!