Правовые основы антитеррористической политики РФ.
Решетова Л.Н.
Приморский край.
План урока
- Правовая база противодействия терроризму.
- Органы власти проводящие политику противодействия терроризму.
- Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Нормативные правовые акты о противодействии терроризму
- Законы Российской Федерации о ратификации различных международных документов.
- Российские законы, регулирующие общественные отношения в сфере противодействия терроризму:
- 1. Федеральные законы.
- 2. Ведомственные документы
- 3. Подзаконные акты
Классификаций терроризма существует множество:
- по сфере действия - государственный и международный;
- в зависимости от идентичности субъекта – этнический и религиозный;
- по средствам, используемым в террористических актах – терроризм с применением обычных средств поражения и терроризм с применением средств массового поражения;
- по средствам протекания террористических актов – наземный, морской, воздушный, космический, компьютерный;
- по социальной направленности – социальный, националистический, религиозный.
Последняя классификация является самой распространенной среди исследователей.
Терроризм
Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного само-управления или международными органи-зациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Террористический акт -
совершение взрыва, поджога или иных действий , устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Террорист и террористическая группа
- террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме;
- террористическая группа - группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности;
Заложник-
- физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.
Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:
- 1) защиты личности, общества и государства от терроризма;
- 2) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;
- 3) выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.
Основная цель
- Основной целью борьбы против диверсионных и террористических актов является сохранение здоровья и жизни граждан, нормального функционирования общества и систем его жизнеобеспечения.
Перечь основных нормативных правовых актов
- Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
- Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»
- Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»
- распорядительные документы Федерального оперативного штаба
Принятие Федерального Закона «О противодействии терроризму» , Указа Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» и других нормативных правовых актов позволило:
- определить компетенцию федеральных органов исполнительной власти, а также органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области противодействия терроризму;
- повысить эффективность противодействия идеологии терроризма;
- закрепить основные требования обеспечения антитеррористической защищенности объектов промышленности, критически важных и потенциально опасных объектов, объектов транспортной инфраструктуры, топливно-энергетического комплекса, санаторно-курортных учреждений;
- повысить эффективность выявления и перекрытия каналов финансирования терроризма;
- регламентировать порядок сил и средств в ходе подготовки и проведения контртеррористических операций и нормативно закрепить механизм управления силами и средствами.
Принятие Федерального Закона «О противодействии терроризму» , Указа Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» и других нормативных правовых актов позволило:
- повысить эффективность борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
- обеспечить выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в целях компенсации причиненного ущерба в результате террористического акта и возмещения вреда, причиненного при пресечении теракта правомерными действиями;
- обеспечить социальную реабилитацию и возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью лицам, пострадавшим в результате террористического акта или принимавшим участие в борьбе с терроризмом;
- - сформировать порядок применения оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта или его пресечения в воздушной среде, во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и подводной среде, а также при участии в проведении контртеррористической операции.
С 2006 по 2015 год при участии Национального антитеррористического комитета
приняты:
50 федеральных законов;
25 указов Президента Российской Федерации;
64 постановления и 44 распоряжения Правительства Российской Федерации;
75 межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов;
4 модельных акта.
- 50 федеральных законов; 25 указов Президента Российской Федерации; 64 постановления и 44 распоряжения Правительства Российской Федерации; 75 межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов; 4 модельных акта.
Совершенствование нормативной правовой базы противодействия терроризму в 2013-2015 гг.
- Принято:
- 17 федеральных законов
- 7 Указов Президента Российской Федерации
- 23 постановления Правительства Российской Федерации
ФСБ
- В настоящее время существенно возрастает роль Федеральной службы безопасности Российской Федерации и ее руководителей в формировании антитеррористической политики нашего государства. Это проявляется в том, что у ФСБ России появляется все больше властных рычагов воздействия как на само общество, так и на государство в целом; в вопросах противодействия терроризму другие силовые и не силовые структуры подчинены этой спецслужбе.
Законы Российской Федерации о ратификации различных международных документов.
- Закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» (2002).
- В 2003 г . был принят Закон «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом».
- В 2005 г. Российская Федерация подписала Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма.
Федеральный закон "О ратификации международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма« подписал Президент России В.В. Путин
- Конвенция была принята Генеральной ассамблеей ООН 9 декабря 1999 года и подписана РФ в Нью-Йорке 3 апреля 2000 года. Документ вступил в силу 10 апреля 2002 года.
- В соответствии с Конвенцией, ответственность наступает за умышленное оказание финансовой помощи терроризму и сбор средств в пользу террористических организаций. Устанавливается принцип "необратимости наказания и невозможности оправдания подобного рода преступлений".
- Шанхайская конвенция регламентирует ключевые направления и формы сотрудничества государств-участников: обмен информацией, осуществление оперативно-розыскных мероприятий, принятие совместных мер по пресечению поставок вооружения и боеприпасов террористическим группировкам, их финансирования и мер по прекращению деятельности центров подготовки боевиков.
- Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма закрепила обязанности государств-участников по предупреждению терроризма и установлению уголовной ответственности для лиц, которые стоят за террористами или направляют их деятельность.
Российские законы, регулирующие общественные отношения в сфере противодействия терроризму.
Закон «О противодействии терроризму» (2006).
Он устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, правовые и организационные основы применения Вооружённых сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
К террористической деятельности в РФ закон относит следующие действия:
- организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
- подстрекательство к террористическому акту;
- организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
- информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
- пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности .
В 2009 г. была утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Она определяет основные принципы государственной политики, цель, задачи и направления развития системы противодействия терроризму, требования к нормативно-правовой базе противодействия терроризму.
- Уголовно-правовое регулирование противодействия терроризму осуществляется в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
Виды преступлений против общественной безопасности:
- Террористический акт (ст. 205 УК России).
- Содействие террористической деятельности (ст. 205 1 УК России).
- Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205 2 УК России).
- Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205 3 УК России).
- Организация террористического сообщества и участие в нем (ст. 205 4 УК России).
- Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст.205 5 УК России).
- Несообщение о преступлении (ст. 205 6 УК России).
- Захват заложника (ст. 206).
- Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208).
- Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по :
- предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
- выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
- минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Основными причинами терроризма в РФ могут быть:
- Нерешенность социальных, национальных, религиозных проблем.
- Расслоение общества по уровню материального состояния, культуре и образованию.
- Существование незаконных организаций (религиозных, сектантских и других).
- Организованная преступность и криминализация ряда государственных и коммерческих структур.
- Нежелание части населения выполнять требования законов.
Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму
- Организаторы террористических актов заинтересованы в широком освещении этих событий в массмедиа с тем, чтобы посеять панику среди населения, дестабилизировать политическую ситуацию.
- В истории борьбы с террором бывало, что СМИ становились трибуной для пропаганды взглядов террористов, когда журналисты брали интервью у их главарей.
Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму
Практически все террористические, экстремистские и так называемые «повстанческие» организации и группировки имеют собственные сайты, с помощью которых они пропагандируют свои идеи.
В настоящее время в мире насчитывается свыше 5 тысяч таких сайтов.
В 1998 году их было всего 12.
Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму
- Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции были одобрены VII съездом Союза журналистов России 16.05.2003 года.
Они предполагают, что при сборе информации журналист должен прежде всего думать о жизни заложников и потенциальных жертв;
журналист должен быть особенно аккуратен и осторожен в подаче материала о террористическом акте и контртеррористической операции;
при работе в зоне проведения контртеррористической операции журналист должен принять необходимые меры по обеспечению собственной безопасности.
Спасибо за внимание!