СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовые основы функционирования и развития физической культуры и спорта

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена рассмотрению нормативно-правовых основ развития и функционирования физической культуры и спорта в Российской Федерации

Просмотр содержимого документа
«Правовые основы функционирования и развития физической культуры и спорта»

Сенькин Вячеслав Юрьевич

Магистрант 1 курса юридического факультета ГУАП

Правовые основы функционирования и развития физической культуры и спорта.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению нормативно-правовых основ развития и функционирования физической культуры и спорта в Российской Федерации

Ключевые слова: Физическая культура, спорт, спортивное право, Федеральный Закон, Конституция

Annotation: Physical culture, sport, sports law, Federal Law, Constitution

Keywords: The article is devoted to consideration of legal and regulatory framework for the development and functioning of physical culture and sports in the Russian Federation

Значение физической культуры и спорта в жизни общества обуславливает характер законодательного закрепления и соответствующее отражение в законодательной базе государства. Роль данной сферы современного общества настолько велика, что ее сложно переоценить.

Развитие физической культуры в мире было связано, в том числе, с возникновением ее различных форм и проявлений. Например, образование в 19 веке спортивных сообществ в странах Европы и в России, которые впоследствии признавались в законодательстве юридическими лицами - некоммерческими организациями. В 20 столетии возникли и начали развиваться разнообразные формы реализации физической культуры.

Эпоха становления физической культуры и спорта в России берет свое начало 18-19 вв. и характеризуется изначальным развитием их для целей и задач Российской армии. К началу 20 века в России получило развитие большинство современных видов спорта, появились общероссийские спортивные организации. В этот период Россия включилась в участие в международных спортивных объединениях. Однако, физическая культура и спорт развивались в основном на альтруистических общественных началах и не имея необходимой поддержки со стороны государства.

Как и любая другая значимая сфера функционирования общества, физическая культура и спорт основываются на твердой законодательной базе. В нашей стране современная правовая основа физической культуры и спорта начала формироваться только в 1993 году в связи с разработкой «Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» от 27.04.1993 г. N 4868-1, затем с принятием Федерального закона от 29.04.1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и, сменившим его Федеральным Законом от 4.12.2007 г. N329-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Законодательство в области физической культуры и спорта является целостным и системным по своему характеру и включает в себя нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, муниципального, финансового, трудового, предпринимательского, международного, а так же процессуального законодательства.

Система законодательства о физической культуре и спорте состоит из источников, которые представляют собой правовые формы выражения спортивных отношений. Основными и самыми важными из таких источников являются нормативные акты, которые классифицируются по видам, уровням, органам, издавшим их.

В общем виде система законодательства состоит из законов и подзаконных правовых актов:

  • Конституция РФ;

  • Федеральные Законы;

  • указы Президента;

  • постановления Правительства;

  • приказы, постановления, инструкции и акты иных министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти;

  • нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления;

  • нормативные акты, издаваемые физкультурно-спортивными организациями в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Важнейшим федеральным законом, составляющим основу законодательства о рассматриваемой нами сфере, является Федеральный Закон от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», который устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.

Некоторые нормы, действующие в сфере физической культуры и спорта, содержатся в федеральных законах Кодексов РФ, а также в иных федеральных законах и подзаконных правовых актах, так же играющих немаловажную роль в построении системы законодательства о физической культуре и спорте. К примеру:

  • Указ Президента РФ от 22 декабря 2008г. №1806 «Об утверждении Положения о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи»;

  • Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 марта 2007г. №109-«Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»;

и т.д.

Источниками спортивного права так же служат общепризнанные нормы и принципы международного права, такие как Декларации и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, Устав ООН, международные договоры РФ.

Нормы международного спортивного права выражены, например, в таких актах:

  • Всеобщая декларация прав человека, принята и провозглашена резолюцией 17 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948г.;

  • Европейская спортивная хартия «Спорт для всех» и «Кодекс спортивной этики», принятые в 1992г. (и пересмотренные в 2001г.);

  • - Олимпийская Хартия Международного Олимпийского Комитета (в действии с 14 июля 2001г.); и т.д.

Естественно, следуя Конституции РФ, а именно п. 4 ст. 15, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом «О физической культуре и спорте», то применяются правила международного договора.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О международных договорах», международные договоры РФ заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права (Венская Конвенция о праве международных договоров, Вена, 23 мая 1969г.). В соответствии с Конституцией РФ ратификация международных договоров РФ осуществляется в форме федерального закона.

Поскольку законодательство в области физической культуры и спорта относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, то в систему источников входят и правовые акты субъектов РФ.

По вопросам деятельности в области физической культуры и спорта принимаются муниципальные правовые акты, которые не могут противоречить Федеральному закону «О физической культуре и спорте». Муниципальные правовые акты не относятся к законодательству о физической культуре и спорте.

Полномочия органов местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципальных образований регламентированы в ст.9 настоящего Закона.

Понятие муниципального правового акта предусмотрено ч.1 ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой, муниципальный правовой акт представляет собой решение, принятое непосредственно населением муниципального образования, либо должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, оформленное в установленном порядке.

Так, в соответствии с п.5 ч.1 Закона, общероссийские спортивные федерации вправе разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта, утверждать нормы, устанавливающие права и обязанности, для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта, пп. 4 и 5 ч.3 - разрабатывать в установленном порядке требования и нормы соответствующих видов спорта в целях их включения в законодательство о физической культуре и спорте.

Законодательство о физкультуре и спорте основывается на Конституции РФ. В ч. 2 ст. 41 Конституции РФ провозглашено, что в России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта. Так же положение п. е; ч. 1 ст. 72 Конституции относит общие вопросы физкультуры и спорта к предмету совместного ведения федеральных органов РФ и органов субъектов РФ.

В 2000х годах в сфере физической культуры и спорта страны особенно остро возник целый комплекс проблем.

Основной проблемой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовки населения. В России более 60 процентов обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, только 14 процентов обучающихся старших классов считаются здоровыми. Больше 40 процентов допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе по выполнению минимальных нормативов физической подготовки.

Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Так, в настоящее время 85 процентов граждан, в том числе 65 процентов детей и подростков, не занимаются на постоянной основе физической культурой и спортом.

Существующие ограничения в использовании государственно-частного партнерства не позволяют активно развивать спортивную индустрию и промышленность, обеспечивать доступность спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг.

Нерешенные проблемы нормативно-правового, управленческого, научно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения оказывают негативное влияние на развитие детско-юношеского спорта, не позволяют готовить полноценный резерв для спортивных сборных команд страны.

Еще одной проблемой является усиление глобальной конкуренции в спорте высших достижений. Высокие спортивные результаты это отражение социального и экономического развития страны, поэтому в последние годы на международной спортивной арене, а особенно это проявляется на Олимпийских играх, лидирующие мировые державы используют весь свой экономический и политический потенциал для улучшения результатов спортсменов, представляющих их страну. Спортивные победы способствуют созданию положительного имиджа государства на международной, не только спортивной, арене.

В свете данных причин в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и по итогам совместного заседания президиума Госсовета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, разработана «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».









Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.07.2014. 
  2. Федеральный Закон от 4.12.2007 № 329 –ФЗ (ред. от 02.06.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.06.2016, N 0001201606020021

  1. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы»; утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. N 7 Собрание законодательства Российской Федерации от 16 января 2006 г. N 3. Ст. 304.

  1. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» Собрание законодательства РФ. 2009. N 33. Ст. 4110.

  1. Алексеев С. В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта Под ред. проф. П. В. Крашенинникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010.

  1. Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. 328 с.

  1. Васкевич В. П., Челышев М. Ю. Правовое регулирование профессионального спорта // Российская юстиция. 2010. № 7.

  1. Уловистова Н. В. Нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта. – М., 2010.

  1. Шевченко О. А. Особенности правового регулирования труда профессиональных спортсменов. – М., 2011.