Музыкальная заставка
Учитель: Добрый день, дорогие первоклассники, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в этом зале поздравить друг друга с первой школьной победой, которую мы одержали, поднимаясь по ступенькам знаний с помощью замечательной книги «Азбуки». Теперь мы с вами умеем читать любые слова, напечатанные и написанные предложения и даже короткие рассказы. Давайте покажем, чему мы научились за это время.
Учитель.
Внимание! Внимание!
Уважаемые зрители,
Ребятишки, педагоги и родители!
Праздник начинается,
Сюда все приглашаются.
Сегодня день торжественный у нас,
Он, знаю, никогда не повторится.
Хоть много предстоит еще учиться,
Но самый главный - первый класс!
1-й ученик:
Поступил я осенью
В школу, в первый класс.
Я считаюсь школьником
С первого числа.
2-й ученик:
Ровно в восемь тридцать
Утром, каждый раз,
Очень много школьников
Входят в первый класс.
3-й ученик:
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь,
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
4-й ученик:
Даже маленький ребенок,
Не умеющий читать,
Только вылез из пеленок –
Просит книгу показать.
5-й ученик:
Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.
6-й ученик:
Научились мы писать
И большие фразы,
Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы.
Исполняют песню «Теперь мы первоклашки»
Учитель.
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
1-й ученик:
Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с азбуки обложку, и закладок нет …
Все взволнованы немножко. В чём секрет?
2-й ученик:
Уже Земля сменила платье,
Надела вешний свой наряд.
Сегодня праздник – школьный праздник
Для всех читающих ребят!
3-й ученик:
Апрель за окнами стоит,
И в воздухе весна кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
4-й ученик:
Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Азбуке мы скажем: «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.
5-й ученик:
Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!
6-й ученик:
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Учитель:
А вы знаете, что азбуке исполнилось более тысячи лет!
- Вспомните, кому принадлежит создание первой славянской азбуки?
Наши далёкие предки, предки русских, украинцев и белорусов – славяне-братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. Её назвали кириллицей. Потом в неё вносили разные изменения. И постепенно появилась та самая азбука, которой мы пользуемся сейчас. Название книга получила от двух первых букв алфавита «а» и «б», в старину эти буквы назывались «аз» и «буки». Отсюда и пословица: «Сперва аз да буки, а там и науки.»
Учитель:
Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй,
Строй, как строй, да не простой,
Он зовется – азбукой!
Учитель:
Вы одолели самую первую, самую трудную ступеньку в дороге знаний. Но, мы не можем начать наш праздник без главной героини – Азбуки. Азбука, приглашаем тебя на наш праздник.
Входит Азбука.
Азбука:
Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо.
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах этих есть про всё:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
Азбука:
За ребят я очень рада!
Вижу, учатся всему –
Счёту, грамоте, письму.
Хоть малы ещё на вид,
Знают русский алфавит.
- Буквы! По порядку алфавита стройся!
Буквы- значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё – АЛФАВИТ
ПАРАД ЖИВЫХ БУКВ
Учитель:
- Ребята, все ли буквы на месте? (нет буквы Я)
Что же случилось?
Появляется буква Я
Сценка про букву я
Рассказчик. Жили в азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится –
Там и дело спорится.
Только раз всё дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я»…
В строку не встала.
Взбунтовалась буква «Я»!
Буква «Я». Я, – сказала буква «Я», –
Главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Буква «Ф». «Фу-ты, ну-ты!» – фыркнул «эф»,
От обиды покраснев.
Буква «С». «Срам!» – сердито «эс» сказало.
Буква «В». «Вэ» кричит: «Воображала!»
Буква «П». Проворчало «пэ»: – Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
Рассказчик. «Я» затопала ногами.
Буква «Я». Не хочу водиться с вами!
Буду делать всё сама,
Хватит у меня ума!
Рассказчик. Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы (хором). Хорошо! Идём на спор.
Буква «А». Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку –
Правда, стало быть, твоя!
Буква «Я». Чтобы я – да не сумела?
Я ж не кто-нибудь, а «Я»!
Рассказчик. Буква «Я» взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела,
Написать она сумела
Только: «Я-я-я-я-я!»
Буква «Х». Как зальётся буква «ха»:
«Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!»
Буква «О». «О» от смеха покатилось!
Буква «А». «А» за голову схватилась!
Буква «Б». «Б» схватилась за живот…
Рассказчик. Буква «Я» сперва крепилась,
А потом как заревёт:
Буква «Я». Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы «Ю».
Буква «Ю». Что ж, – решил весь алфавит, –
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Рассказчик. Буква «Я» всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы «Я»!
Азбука:
Буквы строго встали в ряд, будто по линейке.
Каждый знает своё место и уйти не смеет.
Вот стоят они красиво, по порядку, посмотри.
Здесь их ровно 33.
«Забавная азбука»
А Аист в алом сапоге
На одной стоит ноге.
Б По дороге шёл баран,
Бил копытом в барабан.
В Волк купил велосипед
И поехал на обед.
Г На гитаре гусь играл,
Громко-громко гоготал.
Д Дятел на дубу сидит,
Дед на дудочке дудит.
Е,Ё У кого торчат иголки?
У ерша, ежа и ёлки.
Ж Жаба в гости ждёт жука,
Он летит издалека.
З Зайка с розовым зонтом
Притаился под кустом.
И Нашёл индюк иголку
И положил на полку.
Й Йог индийский в позу сел
И клубничный йогурт съел.
К У открытого окошка
На подушке дремлет кошка.
Л Рядом с лилией лягушка
Подставляет солнцу брюшко.
М За морошкой и малиной
Мышка шла с большой корзиной.
Н Носорог нашёл носок
И надел его на рог.
О В океане осьминог
Отдохнуть на дно прилёг.
П Пышет паром паровоз,
Он игрушки нам привёз.
Р Рыба раку говорит:
- В небе радуга горит.
С Слон гуляет по арене
Как большой артист на сцене.
Т Трактор едет, тарахтит,
Он торопится, пыхтит.
У Однажды мышка с уточкой
Пришли на речку удочкой.
Ф Филин рядышком с совой
Гордо крутит головой.
Х Пили чай хомяк с хорьком
С пирогом и сахарком.
Ц Восседает царь на троне
В позолоченной короне.
Ч Чайник в чашки чай налил
И за стол всех пригласил.
Ш Шмель присел на шоколадку:
- Ах, как вкусно, ах, как сладко!
Щ Наварила щука щей,
На обед зовёт лещей.
Ъ, Ь Твёрдый знак и мягкий знак,
Нам без них нельзя никак!
Ы Буква ы живёт в улыбке,
В мыле, в сыре, даже в рыбке.
Э Экскаватор землю роет,
Дом высотный рядом строят.
Ю Юля в юбку нарядилась,
Как юла она крутилась.
Я Яхта по морю плывёт
Яхта ягоды везёт.
Учитель: - Ребята, я очень рада, что вы все подружились с Азбукой, и она научила вас читать. Представляете, как тяжело живется тому, кто читать не умеет. Как Незнайка живет – непонятно! Ни вывески прочитать не может, ни объявления!
Появляется Незнайка
Незнайка:
- Кто меня вспомнил? И чего вы это тут собрались?
Делать вам нечего? Повалялись бы лучше на диване…
Какие буковки!? Что в них толку?
Одни больше, другие меньше – какая разница!?
А то еще придумали: гласные, согласные! Подходит к согласным
- Ну, эти еще ничего – симпатичные! А эти? Подходит к гласным
- Ну что в них такого?! Подумаешь – кружок!
Дырка от бублика? («О»)
Или эти две палки («У»)
А это что? Калитка какая –то! («И»)
Вот уж и без них вполне можно обойтись!
Учитель:
- Нет, Незнайка, ты ошибаешься! Попробуй-ка прочитать хотя бы одно слово.
Незнайка:
- Ну и попробую! (Подходит к плакату, пытается прочитать, ходит с разных сторон, плачет)
Может я тоже хотел научиться читать, да только меня не учит никто, хоть пропадай!
Учитель: - Не плачь, Незнайка! Приходи к нам на уроки и всему научишься. Хочешь спеть с ребятами песню про Азбуку?
Незнайка: Очень (утирая слёзы)
ПЕСНЯ «Азбука»
Ученик.
Ты эти буквы заучи – их три десятка с лишним,
И для тебя они ключи ко всем чудесным книжкам.
Ученик.
Так чудесно буквы эти могут слоги составлять
И про всё на белом свете нам словами рассказать!
Ученик.
Знаем мы не понаслышке: чудеса и вправду есть.
Мы теперь любые книжки можем запросто прочесть!
Азбука: - Ребята, я рада, что вы хорошо знаете 33 буквы. Отныне они ваши верные друзья и помощники.
Ребята, слышите? Это книги о чём-то говорят. Давайте послушаем их разговор!
СЦЕНКА
Выходят две книжки. Одна – рваная, растрепанная, другая – красивая.
Учитель:
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
1 книга: Ну как твои делишки?-
Учитель: Одна спросила у другой.
2 книга:
Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты,
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей…
Тогда лететь мне в облаках.
А у тебя целы бока?
1 книга:
Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня.
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, о них
И говорить-то неприлично…
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а “на отлично”.
2 книга:
Ну, мой на тройках едет еле-еле.
И даже двойку получил на той неделе.
Я – книга! Я – товарищ твой!
Будь школьник бережным со мной!
Учитель: Книга – огромная ценность и относиться к ней надо бережно. Давайте пообещаем Азбуке быть хорошими читателями и дадим клятву читателей. Для принятия клятвы прошу всех встать!
Клятва:
Брать книгу только чистыми руками!
-Клянёмся!
Обернуть книгу, вложить в неё закладку.
-Клянёмся!
Не перегибать книгу при чтении.
-Клянёмся.
-Не читать книгу во время еды.
-Клянёмся.
-Не класть в книгу карандаши и другие предметы.
-Клянёмся.
- Если книга порвалась, подклеить ее!
Учитель: Теперь наши книжки могут не переживать, наши первоклассники знают, как обращаться с книгой! Наши ребята так же научились аккуратно и бережно обращаться со своими школьными принадлежностями.
А какие шк. принадлежности есть у ребят, они сейчас ответят, разгадав загадки:
Учитель:
Новый дом несу в руке.
Дверцы дома на замке,
Обитают в доме том
Книжки, ручки и альбом. (Портфель)
Есть добрая вещица у меня.
Нельзя мне без неё прожить ни дня.
Помогает мне во всём,
Но живёт моим умом.
Я решу – она решит,
Я спешу – она спешит…
Занимательная штучка
Как зовётся она? (Ручка)
Я люблю прямоту,
Я самая прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? (Линейка)
То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Называюсь я… (Тетрадь)
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом. (Карандаш)
Знаки, черточки и точки –
Если их составить в строчки,
На страницы поместить –
Начинают говорить.
Небольшой для текстов дом,
А как много мыслей в нем. (Книга)
Ученик.
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Чтобы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?
Ученик.
Жить без книг теперь не сможем,
Дорог нам их вечный свет.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Учитель: Дорогая Азбука, ребята не только готовы читать другие книжки, но уже прочитали много книг. Они подготовили выставку рисунков по прочитанным книжкам.
Стук в дверь. Входит почтальон Печкин
Печкин. Здравствуйте, ребята! Очень рад встрече с вами! К вам на праздник пришли телеграммы, только они все не подписаны. Помогите мне, пожалуйста, разобраться, от героев, каких сказок пришли телеграммы.
Шлю привет из замка Людоеда. Если одолею его, то с маркизом Карабасом прибудем на ваш праздник.
Кто это? («Кот в сапогах»)
Поздравлю с праздником. Приехать не могу, так как по дороге потеряла туфельку.
Кто это? (Золушка)
Нет возможности к вам приехать - я снова осталась у разбитого корыта.
Кто это? (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке)
Поздравляю с праздником! Очень тороплюсь домой к бабушке и дедушке. Передаю ребятам большой привет и желаю им прилежно учиться!
Сижу в корзине, девочка
У Мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт меня домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда ответь!
Названье этой сказки… («Маша и Медведь»)
Почтальон Печкин:
Спасибо большое за помощь, друзья! Будьте внимательными, вежливыми, воспитанными и дружными! Счастливо оставаться!
Учитель. Азбука учила нас не только читать, но и быть дружными, воспитанными. Сейчас мы это и проверим. поиграем. Отвечайте на вопрос: ДА или НЕТ.
Друга выручим всегда? ДА
Врать не будем никогда? ДА
У соседа списывать ответ? НЕТ
Кинуть камень кошке в след? НЕТ
Брать в автобусе билет? НЕТ
Ай-ай-ай! Как это нет?
Надо брать билет всегда? ДА
Не робеть, когда беда? ДА
Не жалеть для дел труда? ДА
Рук не мыть, когда обед? НЕТ
Как же это не мыть? Мыть обязательно!
Грязь смывать всю без следа? ДА
Солнце, воздух и вода? ДА
Мы лентяем шлём привет? НЕТ
А тем, кто трудится всегда? ДА
Ученик.
Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно
К миру сказок нас ведут.
Ученик.
Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке: «Спасибо!
Расставаться нам пора!»
Нам она свои страницы открывала,
Обучая, развлекая, веселя.
Знаний нужных нам дала немало!
И теперь мы лучшие друзья.
Ученик.
Мы хотим сказать тебе «спасибо»,
Мы тебя за всё благодарим!
Говорим тебе мы: «До свиданья!»
«Здравствуй!» – новой книге говорим
Азбука:
Ну, вот и пора прощаться.
Буратино: Подождите, Азбука! А как же ребята? Что же у них не будет книги для чтения?
Азбука: Мне очень приятно сегодня видеть вас и слышать, как вы правильно отвечаете на вопросы, а, значит, вы хорошо потрудились, изучая мои страницы. Сегодня день нашего расставания, но не грустите, ведь все интересное еще впереди. Сегодня вы познакомитесь с моей родной сестрой Книгой для чтения. Изучайте её так же старательно, относитесь к её страницам бережно.
Звучит музыка «Про школу»
Выходит Книга Литературное чтение
Литературное чтение: Вам моё почтение (кланяется)
Я – книга для чтения,
Полистай мои страницы;
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Я от Азбуки слыхала,
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
Азбука:
Да, пришла пора проститься, и я хочу вам пожелать
Всегда старательно учиться, всегда с охотою трудиться,
И Азбуку не забывать! Спасибо, ребята! До свидания!
Ученик 18:
Прощай, родная Азбука, учебник первый мой.
Три четверти дружили, играли мы с тобой.
Ученик 19:
Спасибо чудо, Азбука, наставник первый мой!
Пусть правила ученые останутся со мной.
Ученик 20:
До свидания, Азбука! А на следующий года
Ты других читать научишь, тех, кто в первый класс придёт!
Учитель:
Вот и пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться.
И Азбуку не забывать!
ВЫДАЧА ПОДАРКОВ
Игра «Живые буквы» У каждого из вас в руках есть буква. Я называю слово, а нужные "буковки" выбегают и образуют его: кит, весна, школа, азбука, дом.
Игра «Назови сказочного героя»
1.Возле леса на опушке
трое их живёт в избушке
Там 3 стула и 3 кружки,
3 кроватки, 3 подушки
Угадайте без подсказки
Кто герои это сказки? (3 медведя)
2.У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
3.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (7 козлят)
4.На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился… (Колобок)
5.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор (Айболит)
Игра «Буква заблудилась»
Неизвестно, как случилось,
только буква заблудилась,
заскочила в чей-то дом,
и хозяйничает в нём.
• Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
• Синеет море перед нами,
летают майки(чайки) над волнами.
• Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.
Но зато ему потом на крючок попался дом (сом)
• Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку)
• Лежит лентяй на раскладушке,
грызёт, похрустывая, пушки (сушки)
• На глазах у детворы
крысу (крышу) красят маляры.
• Закричал охотник: - «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной».
• Ехал дядя без жилета,(билета)
Заплатил он штраф за это.
• Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
"Там ползет зеленый лук (Жук)
С длинными усами".
• Не учил уроки, а играл в футбол,
От того в тетрадке появился гол.(Кол)
«Забавная азбука»
А Аист в алом сапоге
На одной стоит ноге.
Б По дороге шёл баран,
Бил копытом в барабан.
В Волк купил велосипед
И поехал на обед.
Г На гитаре гусь играл,
Громко-громко гоготал.
Д Дятел на дубу сидит,
Дед на дудочке дудит.
Е,Ё У кого торчат иголки?
У ерша, ежа и ёлки.
Ж Жаба в гости ждёт жука,
Он летит издалека.
З Зайка с розовым зонтом
Притаился под кустом.
И Нашёл индюк иголку
И положил на полку.
Й Йог индийский в позу сел
И клубничный йогурт съел.
К У открытого окошка
На подушке дремлет кошка.
Л Рядом с лилией лягушка
Подставляет солнцу брюшко.
М За морошкой и малиной
Мышка шла с большой корзиной.
Н Носорог нашёл носок
И надел его на рог.
О В океане осьминог
Отдохнуть на дно прилёг.
П Пышет паром паровоз,
Он игрушки нам привёз.
Р Рыба раку говорит:
- В небе радуга горит.
С Слон гуляет по арене
Как большой артист на сцене.
РЕКЛАМА
Т Трактор едет, тарахтит,
Он торопится, пыхтит.
У Однажды мышка с уточкой
Пришли на речку удочкой.
Ф Филин рядышком с совой
Гордо крутит головой.
Х Пили чай хомяк с хорьком
С пирогом и сахарком.
Ц Восседает царь на троне
В позолоченной короне.
Ч Чайник в чашки чай налил
И за стол всех пригласил.
Ш Шмель присел на шоколадку:
- Ах, как вкусно, ах, как сладко!
Щ Наварила щука щей,
На обед зовёт лещей.
Ъ, Ь Твёрдый знак и мягкий знак,
Нам без них нельзя никак!
Ы Буква ы живёт в улыбке,
В мыле, в сыре, даже в рыбке.
Э Экскаватор землю роет,
Дом высотный рядом строят.
Ю Юля в юбку нарядилась,
Как юла она крутилась.
Я Яхта по морю плывёт
Яхта ягоды везёт.
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
20