

Ходюшкина Елена Евгеньевна
МАОУ СОШ №13
Г. Калининград
П
рощание с «Азбукой» (1 класс)
Доска красочно оформляется. Крупными буквами, вырезанными из цветной бумаги, написано:
П
рощай, Азбука!
На доске размещены детские творческие проекты «Живая азбука»
Детям, выступающим в роли букв, делают ободки на голову с буквами:
Детям, выступающим в роли, Азбуки, Литературного чтения, делается изображение обложки учебника, которое одевается на грудь.
Тем, кто выступает в роли сказочных героев, изготавливают соответствующие костюмы.
Дорогие мои первоклассники и уважаемые гости!
Сегодня у нас праздник «Прощай, Азбука!» Хотя прощаться – это обычно грустно. Но мы не будем грустить. Мы будем прощаться с «Азбукой» весело. И с благодарностью. Ведь «Азбука» вас многому научила. Для многих из вас она стала первой в жизни прочитанной самостоятельно книгой. Давайте вспомним, как проходил наш первый учебный день в школе – 1-го сентября.
Под музыку «Чему учат в школе» дети занимают свои места.
1-й уч-ся: Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший, первый класс.
2-й уч-ся: Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг намного дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
3-й уч-ся: Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы азбуки свои раскрыли,
Раскрыли школьную тетрадь.
4-й уч-ся: Теперь мы знаем буквы, слоги,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Все мы сегодня говорим:
Дети хором: «Спасибо, азбука тебе».
Выходит девочка в костюме «Азбуки».
Азбука. Ждёт с волнением
Девчонок и мальчишек
Книга скромная – «Азбука».
Среди ярких и толстых книжек
Эта книга всем нужна:
Учит грамоте она.
(Обращается к первокласснику)
Хочешь многое узнать –
Научись, малыш читать!
Первоклассник (недовольно отвернувшись)
И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас,
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать.
Азбука. Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включится в Интернет,
Грамотой не овладеешь-
Подключаться толку нет.
Насмешишь весь белый свет!
Первоклассник (возмущенно)
Как же так? Ведь я читаю
Цифры знаю, буквы знаю.
(Показывает на волшебную букву Р)
Эту тоже?
Первоклассник.
Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе
Перед нами буква «рэ»
Буква Р.
Я- не рэ, не рэ, не рэ.
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты меня найдешь в «горах»,
«Тундре», «речке», «берегах»,
Рокочу я громким громом
И реву звериным ревом-
Вот тигриным, например,
Мок имя-буква «эр»!
Первоклассник (смущенно)
Извините, я не знал,
Но я правильно читал…
(Буква «Р» уходит)
Азбука: Я пришла к вам в гости не одна -
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
Кто же пришёл со мной вместе?
Все вместе. Буквы!
Под музыку выходят буквы.
Азбука: А сейчас мы послушаем стихотворение И. Резника про алфавит.
А Алфавит пройдём мы вместе,
Б Будем петь его, как песню.
В Весело споём его мы!
Г Громче грома, громче грома!
Д День сегодня музыкальный,
Е Есть у вас талант вокальный,
Ж Жить без знаний скучно было.
3 3нанья – это ваша сила.
И И тому пути открыты,
К Кто подружит с алфавитом!
Л Лошадь, лама, ландыш, ложка,
М Мел, метель, метро, матрёшка,
Н Небо, невод, нить, невеста,
О Овод, облако, оркестр!
П Попугай поёт по нотам.
Р Рой пчелиный строит соты.
С Стрекоза в саду стрекочет!
Т Такса лапками топочет!
У Утка слушает пластинки,
Ф Фанту пробует фламинго!
X Xор не плох, есть слух у хора!
Ц Царь зверей – его опора!
Ч Чтим его – рычит он чисто!
Ш Шесть заменит он солистов!
Щ Щедрый мир нам дарят песни.
Э Этот день собрал нас вместе,
Ю Юмористов, оптимистов,
Я Ярких школьников – артистов!
Учитель: Ребята, я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки. Я приготовила загадки о буквах.
Будьте внимательны.
Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква...
Эта буква так кругла
-Укатиться бы могла...
Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу?
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3...
Ты с этой буквою знаком:
Стоят 2 колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок.
Учитель: Молодцы, мы видим, что вы хорошо знаете буквы.
Уч-ся: Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Учитель: А хорошо ли вы знаете сказки?
Сейчас мы это проверим.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор ...
Выходит ребенок в костюме доктора Айболита.
Айболит: Здравствуйте, дети.
А кто написал обо мне?
Учитель: Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое,
Вы подскажите, как звали ее.
Под музыку песни Красной Шапочки выбегает Красная Шапочка.
: Учитель: Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется ...
Под музыку песни о Чебурашке на сцену выходит Чебурашка,
Учитель: Он и весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель - Пятачок.
Для него прогулка-праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок...
Под музыку песенки Винни-Пуха появляется Винни-Пух.
Учитель: Молодцы. А теперь музыкальная загадка.
Звучит 1-й куплет песни «Буратино», и появляется ребенок в костюме Буратино.
Все сказочные Здравствуйте, ребята!
герои: Какие вы все нарядные.
А почему вы здесь собрались?
У вас праздник?
Какой?
Вы уже изучили Азбуку, умеете читать. А хорошо ли вы знаете, что необходимо школьникам?
Я все знаю, всех учу;
А сама всегда молчу;
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(книга)
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Что такое я?...
(тетрадь)
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
(карандаш)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки –
Что угодно для души.
(пенал)
Молодцы, ребята.
- Теперь твоя очередь, Буратино.
Ой, а где же он?
Буратино!
Выбегает Буратино.
- Где же ты пропадал?
Буратино: Я получил письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах), но ничего в нем не понял. Может быть, вы, ребята, мне поможете? Послушайте, что здесь написано.
- Закричал охотник: - Ой!
Двери гонятся за мной!
Ехал дядя без жилета
Заплатил он штраф за это.
Говорят, один рыбак
В печке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом!
На остров налетел ураган,
На пальме остался последний баран.
Старый дедушка Пахом
На косе скакал верхом.
Жучка будку не доела,
Неохота, надоело.
(Дети сразу исправляют ошибки.)
Спасибо, ребята, без вас бы я не справился ни за что.
Буратино: Ребята, я приготовил для вас еще одно интересное задание. Я нес для вас слова, но вот беда: по дороге я упал, и все слова рассыпались.
Учитель: Не волнуйся, Буратино, ребята соберут из слогов слова.
(Буратино раздает конверты со слогами)
Ро ди на От чиз на Рос си я друж ба шко ла ма ма
Учитель: Молодцы, ребята! Какие хорошие слова вы составили!
Нам осталось оценить ваше домашнее задание – конкурс «Моя любимая буква».
(Ребята представляют и защищают свои проекты, которые подготовили заранее).
Учитель: Дорогие ребята! Вы с честью справились со всеми испытаниями.
И, конечно, за свой труд заслужили дипломы об окончании азбуки.
В том, что мы азбуку
Прочли!
Полный курс наук
Прошли!
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Под музыку вручаются дипломы
.
Учитель: Настала пора расставаться с Азбукой!
Теперь вас будет знакомить со сказками, рассказами, стихами новая книга, а зовут ее «Литературное чтение».
Выходит Литературное чтение.
Литературное чтение: Давайте на прощание еще раз скажем спасибо Азбуке. Она отправится в библиотеку дожидаться новых первоклассников.
Литературное чтение: Я знаю, ребята, что все вы аккуратные, и все же я хочу, чтобы вы выполнили мою просьбу.
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплет не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в обложку оберни,
Где взял меня - туда верни.
Запомни, я - твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Подведение итогов, награждение всех участников праздника.