СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздник "Птицы нашего края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью праздника "Птицы нашего края" является знакомство с многообразием и жизнедеятельностью птиц Орловской области, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.

Просмотр содержимого документа
«Праздник "Птицы нашего края"»

















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Орла

Птицы

нашего

края





Праздник в 3 классе

Учитель Левина Г. И.









Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц Орловской области, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.

Эпиграф: "Кто поднялся в небо и живет полетом, никогда не сможет спокойно ходить на земле" (Антуан де Сент-Экзюпери).

Звучит фонограмма "Голоса птиц", демонстрируется видеофильм о птицах.



1 чтец:

Полюбуйся, весна наступает, Журавли караваном летят,

В яркой зелени день утопает,

И ручьи по оврагам шумят Скоро гости к тебе соберутся Сколько гнёзд понабьют, посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари.

2 чтец:

Оттепель после метели,

Только утихла пурга.

Разом сугробы осели

В клочьях разорванной тучи Блещет осколок луны,

Сосен тяжелые сучья Мокрого снега полны...

Скоро проснутся деревья,

Скоро, построившись в ряд,

Птиц перелетных кочевья

В трубы весны затрубят.

3 чтец:

Леса вдали виднее,

Синее небеса.

Заметней и чернее

На пашне полоса.

Всё громче и звончее

Над лугом голоса.

Весна идёт сторонкой,

Да где ж сама она?

Чу, слышен голос звонкий,

Не это ли весна?

4 чтец:

Мы сегодня рано встали, Ждали птиц ещё вчера.

Ходит по двору охрана, Гонит кошек со двора. Наконец-то из-за леса Птицы быстрые летят. Наконец-то из-за леса Мчится по небу отряд.

5 чтец:

Пришёл сегодня день чудес,

Пришёл он не напрасно.

И вдруг в лесу раздался треск,

И ожил день ненастный.

И лес проснулся в тишине

Как будто от печали,

Проснулся Он, и в Вышине

Вдруг птицы зазвучали, (фонограмма)

Они на сотни голосов

Звенели ото всюду:

«Весна идёт! Весна идёт

И ей дорога всюду!»

Ведущий 1:

С 1924 года Праздник птиц отмечается в нашей стране. В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках, готовим им новоселье. В нашей области насчитывается 233 вида птиц, из которых 137 гнездятся на Орловщине.

Ведущий 2:

Весна - время тающего снега, говорливой воды, птичьих запевок, время прилёта птиц, их хлопот, песен. К встрече пернатых гостей надо хорошо подготовиться, (поднять ветки со скворечниками)

6 чтец:

И, кажется, весна сама в разведку

Послала птиц, и, пригнувши ветку,

Ей грач дорогу приоткрыл.

- Грач на горе - весна на дворе.

- Увидел грача - весну встречай.

Грач:

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.

Ведущий 1:Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворчики, а за ними через несколько дней самки-скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поёт, поджидая подругу.

Скворец:

Я выступаю перед вами

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями!

Ну а зовут меня ... (скворец)

Верно! Вы угадали.

Я очень полезная птица,

С которой надо сдружиться.

Из года в год, из века в век Живу там, где живет человек.

Селюсь с колхозником рядом,

Слежу за его полем и садом .

И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец!

Ведущий 2:

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.

Костюмированная сценка "Спор на скворечне" (автор Г.Ладонщиков) в исполнении учащихся

Этот случай был в апреле:

С юга птицы прилетели,

Таял снег, а воробья

Выгоняли из жилья.

Улетай-ка прочь, задира!" –

Просвистел ему скворец.

Ни за что! Моя квартира!

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз

Терпеливо перенес,

А, сейчас, под этой кровлей

Для семьи жилье готовлю.

И не тронусь, хоть убей!" –

Прочирикал воробей.

- Не упрямься!

Мне в наследство

Этот дом остался с детства...

Улетай - мой клюв остер!

Вылетай!..

Но тут во двор

Со скворечней Миша вышел,

Быстро с нею влез на крышу,

Ниже старей привязал

И приветливо сказал:

- Я друзьям сердечно рад!

Охраняйте вместе сад!

Только Миша слез долой –

Воробейка удалой

В новый дом переселился

И с соседом помирился.

Песня «Всем нужны друзья»

Ведущий 1:

Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдёт жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травой, - вот и гнездо.

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения,

Его и песня, и полёт

Вошли в стихотворение.

Чтец 7: Жуковский «Жаворонок»

Ведущий 1:

Такие же гнезда-ямки у перепелки среди лугов и у серой куропатки в полях. Но среди птиц много и искусных строителей. В нашей области на побережьях рек обитает маленькая птичка обыкновенный ремез. Ее гнездо, подвешенное над водой, имеет виду мешочка, к которому приделан трубообразный вход в гнездо. Гнездо строят совместно самец и самка из пуха растений — ивы, тополя, осины, рогоза. Ремез подвешивает гнездо при помощи крепких волокон крапивы, конопли.

Ведущий 2:

Нелегко строить гнездо камышовке, как правило, оно висит на трех стеблях тростника. А все дятлы — настоящие плотники, они выдалбливают свои дупла изнутри древесных стволов.

Ведущий 1:

Жаворонки, овсянки, щеглы и другие птицы нашего края склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость полей.

Танец птиц.

Ласточка:

С юга ласточки явились,

Прилетели к нам весной,

Хлопотливо закружились

Над беседкой вырезной.

Слышен писк и щебет птичий,

Кто там смотрит из гнезда?

Мчатся ласточки с добычей-

Малышам нужна еда.

Чтец 8:

Не прошла зима, снег еще лежит,

Но уже домой ласточка спешит.

На ее пути горы и моря.

Ты лети, лети ласточка моя!

Чтец 9:

Нет, порою сил, труден перелет,

Только как весна без нее придет?

На её пути горы и моря,

Ты лети, лети, ласточка моя.

Чтец 10:

Будь ее гнездо трижды золотым,

Тот далёкий край не назвать родным.

На её пути горы и моря,

Ты лети, лети, ласточка моя!

Чтец 11:

Не прошла зима, и земля бела,

Но уже вдали машут два крыла.

На её пути горы и моря.

Ты лети, лети, ласточка моя!

Ведущий 1:

Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых. Фонограмма - пение кукушки.

Ведущий 2:

Это песня кукушки. Она говорит о том, что наступила долгожданная весна.

- Закуковала кукушка - морозу больше не бывать.

Сценка.

-Ты чего, кукушка, головой трясёшь, будто волоском подавилась?

-Каким там волоском! Целая волосатая гусеница в горло попала!

-Ах ты, бедная! Как не повезло тебе!

-Это почему же не повезло? Я их, волосатых-то, уже три десятка проглотила. Вот тридцать первую заглатываю. Вкусненькая такая, мохнатенькая!

Ведущий 1:

За лето кукушка поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

Ведущий 2:

Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины.

Ведущий 1:

Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашего города, повесить скворечники, следить за тем, чтобы не разрушали их гнёзда.

Для пернатых потрудиться

Мы решили - я и ты!

Много неба нужно птицам

И немного доброты!

Викторина.



1: Расположите предложенных птиц в порядке их возвращения к нам, на родину: иволга, ласточка, грач, скворец, трясогузка, мухоловка, соловей.

Ответ:

1 волна (март) - грач.

2 волна (конец марта - начало апреля) - скворец

3 волна (10 -20 апреля) - трясогузка

4 волна (конец апреля - до 25 числа) - мухоловка

5 волна (25 - 30 апреля) - ласточка

6 волна (начало мая) - соловей

7 волна (конец мая) - иволга.

Конкурс "Видно птиц по полёту".

"Видно птиц по полёту", - так говорят о человеке, когда хотят подчеркнуть, что можно по привычкам, по манерам, поведению узнать, кто он такой. Ну, а птицу по полету узнать тем более можно. Летают птицы не все одинаково. Определите по силуэтам летящих птиц.

Предлагаются силуэты птиц: 1 - ласточка, 2 - голубь, 3 - утки, 4 - журавль, 5 - беркут, 6 - сапсан, 7 - ворона.

Конкурс "Что написано пером - не вырубишь топором"

Учителя: Объясните, почему сложились такие поговорки?

Седой как лунь. (Самцы хищной птицы луня с возрастом седеют)

Глухая тетеря. (Токующий глухарь, тетерев не слышит)

Заладил как дятел.(Дятел долбил короедные деревья с большим упорством, иногда на одном дереве стучит целый день)

Забился как сыч (На день сычи забиваются в укромные уголки: в дупла, на чердаки и т.п.)

Как с гуся вода, вышел из воды сухим (Гусь выходит из воды сухим, т.к. его перья обильно смазаны жиром копчиковой железы)

Вырядился как щеголь. (Птица щегол действительно пестрая, яркая: спинка у птицы коричневая, крылья - черно-желто-белые. Даже когти и клюв разноцветные. До чего же красиво нарядила его природа!)

Как курица лапой, (курица лапой разгребает землю, оставляя на ней некрасивые полосы)

Конкурс " Следствие ведут знатоки".

В данном конкурсе игрокам предстоит собрать птиц из фрагментов.

Предлагаются следующие варианты:

глухарь

журавль

Ведущий 2:

Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства нашей природы, чтобы наша Родина была красивым, огромным садом.

Ведущий 1:

Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашего города, повесить скворечники, следить за тем,

чтобы не разрушали их гнёзда.

Для пернатых потрудиться

Мы решили-я и ты!

Много неба нужно птицам И немного доброты!

Чтец 11:

Не пугайте резвых птичек!

Пусть они вокруг порхают,

Крылья их при ярком свете,

Словно радуга сверкают.

Вы послушайте их песни,

Что поют они на воле!

Пусть певуньи украшают

Нам леса, сады и поле.

И в работу очень важной

Нам полезны эти крошки:

Истребляя на растеньях

Червяков и вредных мошек,

И сады, и нивы наши Нам они оберегают,

Не пугайте ж резвых птичек!

Пусть они вокруг летают!

Подведение итогов конкурсов рисунков и поделок «Наши друзья - птицы»

Учитель: Заканчивается наша встреча с прекрасным миром пернатых. Мне хотелось бы напомнить вам, как хрупок этот мир. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших. Берегите птиц, и мир станет еще прекрасней! Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые словно и существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом нашего восторга и симпатий.

Фонограмма с песней «Просьба»