Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Орла
Птицы
нашего
края
Праздник в 3 классе
Учитель Левина Г. И.
Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц Орловской области, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.
Эпиграф: "Кто поднялся в небо и живет полетом, никогда не сможет спокойно ходить на земле" (Антуан де Сент-Экзюпери).
Звучит фонограмма "Голоса птиц", демонстрируется видеофильм о птицах.
1 чтец:
Полюбуйся, весна наступает, Журавли караваном летят,
В яркой зелени день утопает,
И ручьи по оврагам шумят Скоро гости к тебе соберутся Сколько гнёзд понабьют, посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари.
2 чтец:
Оттепель после метели,
Только утихла пурга.
Разом сугробы осели
В клочьях разорванной тучи Блещет осколок луны,
Сосен тяжелые сучья Мокрого снега полны...
Скоро проснутся деревья,
Скоро, построившись в ряд,
Птиц перелетных кочевья
В трубы весны затрубят.
3 чтец:
Леса вдали виднее,
Синее небеса.
Заметней и чернее
На пашне полоса.
Всё громче и звончее
Над лугом голоса.
Весна идёт сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
4 чтец:
Мы сегодня рано встали, Ждали птиц ещё вчера.
Ходит по двору охрана, Гонит кошек со двора. Наконец-то из-за леса Птицы быстрые летят. Наконец-то из-за леса Мчится по небу отряд.
5 чтец:
Пришёл сегодня день чудес,
Пришёл он не напрасно.
И вдруг в лесу раздался треск,
И ожил день ненастный.
И лес проснулся в тишине
Как будто от печали,
Проснулся Он, и в Вышине
Вдруг птицы зазвучали, (фонограмма)
Они на сотни голосов
Звенели ото всюду:
«Весна идёт! Весна идёт
И ей дорога всюду!»
Ведущий 1:
С 1924 года Праздник птиц отмечается в нашей стране. В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках, готовим им новоселье. В нашей области насчитывается 233 вида птиц, из которых 137 гнездятся на Орловщине.
Ведущий 2:
Весна - время тающего снега, говорливой воды, птичьих запевок, время прилёта птиц, их хлопот, песен. К встрече пернатых гостей надо хорошо подготовиться, (поднять ветки со скворечниками)
6 чтец:
И, кажется, весна сама в разведку
Послала птиц, и, пригнувши ветку,
Ей грач дорогу приоткрыл.
- Грач на горе - весна на дворе.
- Увидел грача - весну встречай.
Грач:
Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.
Ведущий 1:Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворчики, а за ними через несколько дней самки-скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поёт, поджидая подругу.
Скворец:
Я выступаю перед вами
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну а зовут меня ... (скворец)
Верно! Вы угадали.
Я очень полезная птица,
С которой надо сдружиться.
Из года в год, из века в век Живу там, где живет человек.
Селюсь с колхозником рядом,
Слежу за его полем и садом .
И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец!
Ведущий 2:
Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
Костюмированная сценка "Спор на скворечне" (автор Г.Ладонщиков) в исполнении учащихся
Этот случай был в апреле:
С юга птицы прилетели,
Таял снег, а воробья
Выгоняли из жилья.
Улетай-ка прочь, задира!" –
Просвистел ему скворец.
Ни за что! Моя квартира!
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенес,
А, сейчас, под этой кровлей
Для семьи жилье готовлю.
И не тронусь, хоть убей!" –
Прочирикал воробей.
- Не упрямься!
Мне в наследство
Этот дом остался с детства...
Улетай - мой клюв остер!
Вылетай!..
Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Ниже старей привязал
И приветливо сказал:
- Я друзьям сердечно рад!
Охраняйте вместе сад!
Только Миша слез долой –
Воробейка удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.
Песня «Всем нужны друзья»
Ведущий 1:
Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдёт жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травой, - вот и гнездо.
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения,
Его и песня, и полёт
Вошли в стихотворение.
Чтец 7: Жуковский «Жаворонок»
Ведущий 1:
Такие же гнезда-ямки у перепелки среди лугов и у серой куропатки в полях. Но среди птиц много и искусных строителей. В нашей области на побережьях рек обитает маленькая птичка обыкновенный ремез. Ее гнездо, подвешенное над водой, имеет виду мешочка, к которому приделан трубообразный вход в гнездо. Гнездо строят совместно самец и самка из пуха растений — ивы, тополя, осины, рогоза. Ремез подвешивает гнездо при помощи крепких волокон крапивы, конопли.
Ведущий 2:
Нелегко строить гнездо камышовке, как правило, оно висит на трех стеблях тростника. А все дятлы — настоящие плотники, они выдалбливают свои дупла изнутри древесных стволов.
Ведущий 1:
Жаворонки, овсянки, щеглы и другие птицы нашего края склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость полей.
Танец птиц.
Ласточка:
С юга ласточки явились,
Прилетели к нам весной,
Хлопотливо закружились
Над беседкой вырезной.
Слышен писк и щебет птичий,
Кто там смотрит из гнезда?
Мчатся ласточки с добычей-
Малышам нужна еда.
Чтец 8:
Не прошла зима, снег еще лежит,
Но уже домой ласточка спешит.
На ее пути горы и моря.
Ты лети, лети ласточка моя!
Чтец 9:
Нет, порою сил, труден перелет,
Только как весна без нее придет?
На её пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя.
Чтец 10:
Будь ее гнездо трижды золотым,
Тот далёкий край не назвать родным.
На её пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!
Чтец 11:
Не прошла зима, и земля бела,
Но уже вдали машут два крыла.
На её пути горы и моря.
Ты лети, лети, ласточка моя!
Ведущий 1:
Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых. Фонограмма - пение кукушки.
Ведущий 2:
Это песня кукушки. Она говорит о том, что наступила долгожданная весна.
- Закуковала кукушка - морозу больше не бывать.
Сценка.
-Ты чего, кукушка, головой трясёшь, будто волоском подавилась?
-Каким там волоском! Целая волосатая гусеница в горло попала!
-Ах ты, бедная! Как не повезло тебе!
-Это почему же не повезло? Я их, волосатых-то, уже три десятка проглотила. Вот тридцать первую заглатываю. Вкусненькая такая, мохнатенькая!
Ведущий 1:
За лето кукушка поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
Ведущий 2:
Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины.
Ведущий 1:
Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашего города, повесить скворечники, следить за тем, чтобы не разрушали их гнёзда.
Для пернатых потрудиться
Мы решили - я и ты!
Много неба нужно птицам
И немного доброты!
Викторина.
1: Расположите предложенных птиц в порядке их возвращения к нам, на родину: иволга, ласточка, грач, скворец, трясогузка, мухоловка, соловей.
Ответ:
1 волна (март) - грач.
2 волна (конец марта - начало апреля) - скворец
3 волна (10 -20 апреля) - трясогузка
4 волна (конец апреля - до 25 числа) - мухоловка
5 волна (25 - 30 апреля) - ласточка
6 волна (начало мая) - соловей
7 волна (конец мая) - иволга.
Конкурс "Видно птиц по полёту".
"Видно птиц по полёту", - так говорят о человеке, когда хотят подчеркнуть, что можно по привычкам, по манерам, поведению узнать, кто он такой. Ну, а птицу по полету узнать тем более можно. Летают птицы не все одинаково. Определите по силуэтам летящих птиц.
Предлагаются силуэты птиц: 1 - ласточка, 2 - голубь, 3 - утки, 4 - журавль, 5 - беркут, 6 - сапсан, 7 - ворона.
Конкурс "Что написано пером - не вырубишь топором"
Учителя: Объясните, почему сложились такие поговорки?
Седой как лунь. (Самцы хищной птицы луня с возрастом седеют)
Глухая тетеря. (Токующий глухарь, тетерев не слышит)
Заладил как дятел.(Дятел долбил короедные деревья с большим упорством, иногда на одном дереве стучит целый день)
Забился как сыч (На день сычи забиваются в укромные уголки: в дупла, на чердаки и т.п.)
Как с гуся вода, вышел из воды сухим (Гусь выходит из воды сухим, т.к. его перья обильно смазаны жиром копчиковой железы)
Вырядился как щеголь. (Птица щегол действительно пестрая, яркая: спинка у птицы коричневая, крылья - черно-желто-белые. Даже когти и клюв разноцветные. До чего же красиво нарядила его природа!)
Как курица лапой, (курица лапой разгребает землю, оставляя на ней некрасивые полосы)
Конкурс " Следствие ведут знатоки".
В данном конкурсе игрокам предстоит собрать птиц из фрагментов.
Предлагаются следующие варианты:
глухарь
журавль
Ведущий 2:
Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства нашей природы, чтобы наша Родина была красивым, огромным садом.
Ведущий 1:
Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашего города, повесить скворечники, следить за тем,
чтобы не разрушали их гнёзда.
Для пернатых потрудиться
Мы решили-я и ты!
Много неба нужно птицам И немного доброты!
Чтец 11:
Не пугайте резвых птичек!
Пусть они вокруг порхают,
Крылья их при ярком свете,
Словно радуга сверкают.
Вы послушайте их песни,
Что поют они на воле!
Пусть певуньи украшают
Нам леса, сады и поле.
И в работу очень важной
Нам полезны эти крошки:
Истребляя на растеньях
Червяков и вредных мошек,
И сады, и нивы наши Нам они оберегают,
Не пугайте ж резвых птичек!
Пусть они вокруг летают!
Подведение итогов конкурсов рисунков и поделок «Наши друзья - птицы»
Учитель: Заканчивается наша встреча с прекрасным миром пернатых. Мне хотелось бы напомнить вам, как хрупок этот мир. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших. Берегите птиц, и мир станет еще прекрасней! Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые словно и существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом нашего восторга и симпатий.
Фонограмма с песней «Просьба»