Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Винницкая школа»
Симферопольского района Республики Крым
ул. Терешковой, 8, с. Винницкое, Симферопольский район, РК, 297549
тел.(0652) 33-77-26, e-mail: vinnitskayashkola@email.ua
СЦЕНАРИЙ
ПРАЗДНИКА ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ
Подготовила
учитель начальных классов
Марченко Галина Александровна
2015-2016 уч.год
Цели: Систематизировать и дополненять знания детей о зимующих и перелетных птицах; закрепить знания детей о корме , который можно использовать в подкормке птиц; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц; Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам.
ХОД ПРАЗДНИКА
Учитель: Ребята, мы не зря включили эту музыку “Как прекрасен этот мир, посмотри!”. Именно он призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы. Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Сойки, уносят желуди дуба на большие расстояния и часто теряют, тем самым, рассеивая его семена; склевывая сочные плоды рябины, черемухи, бузины, брусники, черники, они перелетают с места на место и выбрасывают неповрежденные семена вместе с пометом. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 проволочных червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.
Вот сколько пользы приносят птицы! Где только не живут птицы: в лесах и садах, на лугах и полях, около воды - всюду вы услышите их удивительные голоса. Но когда наступает зима, птицам приходится не сладко. Не все птицы могут перенести суровую зиму. Вот сегодня мы с вами и выясним, какие птицы улетают на юг, а какие остаются зимовать, и что нужно делать, чтобы оставшиеся зимовать птицы не погибли.
Назовите, какие птицы улетают осенью в тёплые края?
( Дети называют перелётных птиц)
Учитель: А чтобы узнать, какие птицы остаются зимовать, мы с вами поиграем в игру "Узнай птицу"( Дети по очереди читают описание птицы на карточке, а все остальные называют птицу. )
Воробей: подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Мой приятель воробей
За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я.
Когда приходят холода,
Не улетает никуда.
Синица: очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.
Cиничка
На берёзе возле дома
Кто-то тенькает знакомо.
У кормушки шум, веселье –
Там справляют новоселье.
Шустро зёрнышки клюёт,
Спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –
Желтопузая синичка.
Дятел: красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.
Дятел
Раздаются на морозе
Позывные строчки "морзе".
Это кто там, в вышине,
Шлёт привет тебе и мне?
На берёзе пёстрый дятел
Чей-то домик конопатит.
Он хвостом упёрся в сук,
Носиком стучит: тук-тук -
По берёзовой коре
Дробью точки и тире
Снегирь: верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
Снегири
Тихо-тихо сидят
На снегу снегири –
На головках бобровые шапочки.
У самца на груди
Отраженье зари,
Скромно – серые перья
На самочке.
Клёст: небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
Клесты
Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.
Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.
Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.
На слайдах показывается фото птицы и название, если отгадали правильно).
Учитель: Некоторые из вас подготовили сообщения о зимующих птицах. Давайте послушаем.
( Подготовленные учащиеся читают сообщения о птицах. Рисунки с сообщением вывешиваются на доску)
Снегирь- очень красивая птица. Она в ярко- красных нарядах. Снегири не суетятся и не торопятся. Они ещё и галантны. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступят лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака. Летают снегири легко и красиво. Они обычно держатся стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку.
Синица- это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса- галстучек. Крылья и хвост серые, спина желто- синяя, а брюшко- жёлтое.
Точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы. Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Летом они питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из- за синих перьев на теле.
Воробей- это маленькая подвижная птичка, с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заострённый. Спокойно переносит холод. Когда им холодно, они прячут лапки в пушистое оперенье своего брюшка. Они чистоплотные, постоянно охорашиваются охотно купаются в снегу. Знаете ли вы, что воробей назван так давным- давно за то, что стаи полевых воробьёв, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: «Вора бей». Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают.
Дятел- у этой птицы красивое пёстрое оперенье: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Это одна из очень полезных птиц наших лесов. В отличие от других насекомоядных, он никогда не улетает на зиму, работая круглый год по уничтожению вредителей. Питается дятел летом древесными насекомыми, а зимой- семенами хвойных деревьев.
Учитель: А теперь я взмахну волшебным пёрышком, и вы увидите что-то очень интересное.
Звучит музыка. Сценка "Доживём до весны"(Выходят 3-е учащихся в шапочках с изображением Сороки, Воробья и Синицы).
Синица: Птичья жизнь зимой ужасна
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра ни крошки!
Червячков и мошек нет.
А без них - какой обед?!
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока. Добрый день, синичка, здравствуй!
Чик - Чирикин как дела?
Ой, не терпится похвастать –
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам что поесть.
Рассказала мне подружка
Про какие – то кормушки.
Дескать, дети есть такие –
Ну, совсем совсем, не злые,
А, как раз наоборот –
Помогают птицам! Вот!
Воробей недовольно: Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете.
Не поверю никогда
Будто где – то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны...
Синичка задумчиво-
А вот я бы полетела.
Что – то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?
Воробей: Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
( Все улетают на кормушки.)
( Через некоторое время появляются не спеша синичка и воробей.)
Синица: Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну дела!
Воробей: Да, я в школе убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый- то желудок
Нам, пернатым, ерунда.
И любое время суток,
и снега и холода!»
Обращается к синичке: Ты со мной согласна?
Синица : Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно! (Птицы улетают.)
Учитель: Ещё в ноябре мы с вами вывесили кормушки для наших друзей-птиц и с наступлением
сильных холодов начали их подкармливать. А хорошо ли вы знаете, чем можно подкармливать птиц зимой? Вся ли еда полезна для наших пернатых друзей?
(Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку птицам без вреда для их здоровья).
1. Рябина.
2. Макароны
3. Семечки.
4. Ягоды шиповника
5. Ржаной хлеб.
6. Белый хлеб
7. Шоколадные конфеты
8. Яблоко
9. Пшено (крупа)
10. Гречневая каша
11. Сало соленое
12. Кусочки сырого мяса
13.Зёрна пшеницы или ячменя
14.Мармелад
Учитель: А теперь мы посмотрим какой корм предпочитаетка ждая птица
(Презентация "Кто что ест?")
- Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
- Пшено и просо любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена репейника – основной корм щеглов.
- Семена лебеды, полыни, крапивы репейника охотно едят все зерноядные птицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.
Учитель: Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время, будем развешивать кормушки для них и не забывать насыпать корм, приговаривая:
« Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки».
Ученик 1: Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце ест
И для птиц тепло.
Ученик 2: Разве можно забывать-
Улететь могли.
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Исполняется песня на мотив мелодии из фильма про Красную Шапочку.
Если б только- только- только
Если б только на планете
Если б только все земляне
Все живое берегли.
То, возможно-можно-можно,
То, наверно-верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели.
Припев:
А-а! Здравствуйте, горы вот такой вышины!
А-а! Здравствуйте, реки вот такой ширины!
А-а! Крокодилы! Бегемоты!
А-а! Обезьяны! Кашалоты!
А- а! И зеленый попугай! (2 раза)
И пускай у этой речки,
И пускай в зеленой роще
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай!
Ты запомни-помни-помни,
Что б сберечь природу-надо
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помоги!
Припев.
Учитель: Вы молодцы, ребята. Много знаете о птицах, помогаете им в самое трудное для них время. Поэтому у меня для вас есть награда.
(Вручаются учащимся медали "Друг птиц")
Учитель: Дружите с птицами, помогайте, оберегайте их везде и всегда, и тогда окружающий нас мир будет прекрасен. Спасибо вам, ребята, за прекрасный праздник.
(Звучит песня "Как прекрасен этот мир, посмотри")
10