Литература 7кл. 08.09.18г
Тема: Предания как поэтическая автобиография народа
Цели урока: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей; знакомство с героями преданий – государственными деятелями; воспитать чувство ответственности человека за окружающий мир.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразит., схематичной, модельной форме.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,
Ход урока.
Орг. момент.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Учитель. На предыдущих уроках вы времени даром тоже не теряли. Вспомните, как много древнегреческих и древнеславянских мифов мы узнали, иллюстрировали мифы, пересказывали, составляли кроссворды.
- Стоит ли, по-вашему, изучать мифы своего народа? Почему? Обоснуйте свой ответ.
ВЫВОД. У того, кто не знает прошлого своего народа, нет настоящего и не будет будущего.
Введение в тему. Интрига.
Учитель. Мы часто употребляем на уроках такое выражение: «Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится». Но сегодня не вы будете спрашивать друг у друга, а я хочу спросить у вас, знаете ли вы ответы на следующие вопросы:
- Что на свете слаще всего?-сон
- Кто на себе дом носит?- черепаха
- Ты, да я, да мы с тобой. Много ли нас?- Двое
- Без чего человеку жить нельзя? - (без имени)
Отчего собака лает? (не умеет говорить)
На какой вопрос нельзя ответить да? (на вопрос «Ты спишь?»)
Царская монета – грош, чем ее ты назовешь? (языком)
Несла бабка на базар 100 яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц осталось в корзине?(ноль)
Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (подошва)
Из какой посуды нельзя ничего поесть? (пустой)
Когда человек бывает в комнате без головы? (когда высовывает ее из окна на улицу)
Чем оканчивается ночь и день? ( мягким знаком)
Где свету конец? (в темной комнате)
Вы молодцы. Умеете не только спрашивать, но и умно, толково отвечать. А догадались ли вы, как называются мои вопросы? Правильно, это загадки. Вот мы и разгадали интригу. Как вы думаете, чему посвящен будет наш сегодняшний урок? Правильно, устному народному творчеству.
- Какова задача нашего урока?
Работа по теме урока.
1) Знакомство с понятием «ФОЛЬКЛОР».
«Учение без размышления бесполезно» (Конфуций). Поразмышляем?
Произведения УНТ знакомы нам с самых первых дней жизни.
- Какие виды УНТ вы знаете?
Это колыбельные песни, пестушки, которые напевают малышам мамы и бабушки уже много столетий, приговорки и потешки (ладушки). Подрастая, дети любят слушать сказки, разгадывать загадки, рассказывать небылицы, скороговорки. В речи каждого человека можно услышать пословицы и поговорки. (ПРИМЕР). Всё это – произведения УНТ, или ФОЛЬКЛОРА. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «Народная мудрость». Понимают это слово по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство: танцы, музыку, плетение кружев, вышивание, резьбу по дереву, лаковую миниатюру и т. д.). Более узкое значение слова – устная словесность, устное поэтическое творчество. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении.
Понятие «Малые жанры фольклора» - загадки, скороговорки, пословицы, поговорки; лаконичны, ритмичны, легко запоминаются.
Предания – поэтическая автобиография народа
Предание как жанр фольклорной прозы
Предание — это то, что нам передали из уст в уста, из поколения в поколение, стремясь сохранить что-то важное для потомков (поэтому и значение приставки пре- равно значению приставки пере-).
Ученые считают, что предание — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предание даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или существования какого-либо факта. Т.о., предание - широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта.
- О чём или о ком народ мог складывать предания?
Предания говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей, содержат объяснение какого-то явления, названия, обычая.
К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «Смерть Олега». В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого:
о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком;
об основании Петром Первым Санкт-Петербурга;
о переходе Суворова через Альпы;
о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие.
2) Предание «Воцарение Ивана Грозного».
- О ком/чём это предание? (о воцарении Ивана IV, за жестокость прозванного Грозным.)
- Соответствует ли исторической действительности это предание? Что хотел объяснить нам автор предания?
3)Предание «Сороки-ведьмы».
- Каким предстает перед нами Иван IV?
- С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)
- Что хотел объяснить нам автор предания?
4) Всё ли является правдой в преданиях?
В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины.
- Почему мы не можем назвать предания сказкой? Сказом? Легендой?
- Почему же в преданиях появляется вымысел?
5)Предание «Петр и плотник»
- На что в первую очередь обращает внимание сказитель?
Безусловно, на справедливость Петра. Если взялся за работу, не важно, кто ты: царь, ремесленник или крестьянин – выполнять эту работу нужно хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его, и тогда будет тебе за эту работу вознаграждение. Вознаградил и царь плотника.
Рефлексия. Закрепление.
- Что называется фольклором?
Устное народное творчество — это жанр (genre (фр.) - вид) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, часшушка, сказка.)
Что такое биография? Автобиография? Кто её пишет?
Почему предания названы автобиографией? (Народ сам создаёт свою историю, свою биографию, рассказывая об исторических событиях и лицах.)
Какой эпитет у слова «биография» в данном высказывании? (поэтическая)
Что он обозначает?
Чем поэзия отличается от прозы помимо внешней формы? (лиризмом)
Лиризм – прямое, открытое выражение эмоций, чувств, настроений персонажей и автора в художественном произведении. Лиризм может быть свойством произведения любого рода литературы.
Поэтическая автобиография – это биография, наполненная лиризмом.
VI. Подведение итогов урока (рефлексия
- Почему в глубокой древности люди сочиняли сказки, загадки, пословицы? (так выражалось представление людей о жизни)
- Давайте ещё раз повторим, какими чувствами и настроениями проникнуты прочитанные нами предания.
VII. Домашнее задание: стр.3-15