СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Предлоги. Общее понятие."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке ребята знакомятся с новой частью речи. предлги. Научатся находить их в тексте и писать раздельнос другими словами..

Просмотр содержимого документа
«"Предлоги. Общее понятие."»

Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.


Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.


Задачи урока:

Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.


План урока

Словарная работа.

Постановка учебной цели урока (проблемный вопрос).

Поэтапное изучение нового материала.

Закрепление. Отработка навыков применения теоретических знаний на практике.

Подведение итогов урока.


Ход урока.

I. Организационный момент.

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.


II. Словарная работа

Отгадайте загадку

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

(Медведь)

Это новое словарное слово. Мы познакомимся с его написанием.

На какой слог падает ударение. А какая же гласная спряталась в первом? Как вы думаете?

А подсказка в самом слове.

Это слово произошло путём сложения двух слов «мёд» и «ведать». Поэтому и в первом слоге нужно писать безударную гласную е.

Напишите звуковую схему этого слова.

В этом слове два слога -мед- и -ведь- . Второй слог ударный. [м’ и д в’ э т ’]


Подберите к этому слову однокоренные слова. (медвежий, медвежонок, медвежья, медведица.)


А кто знает фразеологизмы с этими словами?


Медвежья услуга (оказать ненужную помощь)

Медвежья сила (сильный человек)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Составьте предложение. (Медведь спит в берлоге.)

Какие части речи встретились? Какое слово осталось?

Кто догадался, какая это часть речи?


III. Работа над новым материалом.

1.Объявление темы урока и постановка целей.

Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”.


2. Выполнение упражнения.

Нам очень часто приходилось использовать предлоги в своей речи. Вот и сейчас в данные предложения вставьте подходящие по смыслу предлоги. Сделайте синтаксический разбор этих предложений.

Птичка летает над деревом.

Слон идёт к дереву.

Грибы растут под деревом.

Яблоки растут на дереве.

Составляя предложения, вы использовали слова: на, под, над, к. Как они называются?

Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.


Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

А как вы думаете, для чего нужны предлоги? Попробуйте прочитать эти предложения без предлогов. Что происходит?

Теряется смысл предложения.


Верно, поэтому предлоги служат для связи слов в предложении, поэтому они называются служебной частью речи.

3. Работа с текстом.

Перед вами тест. Найдите предлоги и выделите их в квадраты.

Б елка живет в дупле. Она часто выходит из своего жилища. На зиму белка сушит грибы. В дупле у пушистого зверька есть шишки.


Перед какими частями речи стоят предлоги? (перед существительными и прилагательными)

Перед какой частью речи предлогов нет? (перед глаголами)

Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.


Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


IV. Закрепление изученного.

Составьте предложения с предлогами по картине.


В лесу живёт много животных. Заяц спрятался за деревом. Лиса спит под кустом. Медведь несёт в берлогу ветки. А на дереве за всеми жителями наблюдает белка.


V. Итог урока.

Обобщение знаний о предлоге.

Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог.


VI. Домашнее задание.

Выполнить тест.


Тест – опрос.


Выбери верное утверждение.


А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.

Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.


Перед какой частью речи не бывает предлогов?


А. Перед именем существительным.

Б. Перед именем прилагательным.

В. Перед глаголом.


Как пишутся слова:


(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?

А. Раздельно.

Б. Слитно.


Укажите номера, в которых допущена ошибка.


А. по танцевал

Б. за школой

В. на писать


В каких предложениях есть предлоги?


А. У берлоги вырос холмик желтой глины.

Б. Летят на землю белые хлопья снега.

В. Потускнела зелень елок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!