1. Мотивация к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала | Вступительное слово: – Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по сказкам А. С. Пушкина и узнаем, какими по цели высказывания бывают предложения | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции | Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное дей-ствие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. Работа по карточкам. Обсуждение результатов работы по карточкам. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей урок. Взаимопровер- ка по ключам на слайде презентации | Индивидуальная работа по карточкам*. 1. Выдели из предложения именное словосочетание, произведи синтаксический разбор. Негде в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон. 2. Выдели из предложения глагольное словосочетание, произведи синтаксический разбор. Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. 3. Произведи морфологический разбор глагола. Наконец и в путь обратный Со своею силой ратной И с девицей молодой Царь отправился3 домой. 4. Произведи морфологический разбор прилагательного. Наконец и в путь обратный Со своею силой ратной И с девицей молодой3 Царь отправился домой. 5. Произведи синтаксический разбор предложения. Три д..вицы (под) окном пряли поз..но в..ч..рком. – Из каких сказок взяты отрывки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; «Сказка о золотом петушке».) – Какими правилами пользовались, вставляя пропущенные буквы? – Выделите из предложения глагольное словосочетание. Что называют словосочетанием? – Выделите из предложения именное словосочетание. – Что не является словосочетанием? Приведите пример из предложения. – Выделите грамматические основы в предложениях из карточек. – Что составляет грамматическую основу предложения? | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Записывают в тетради. Взаимопроверка по ключу. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Познавательные: могут осознавать учебно-познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей | Устные ответы |
3. Целе-полагание и построение проекта выхода из затруднения. Практическая деятельность | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Беседа по вопросам. Работа со слайдами презентации | Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими ее на себя. – По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. а) Если цель нашего высказывания – сообщить о чем-либо, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения. При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается. Раз он в море закинул невод. Пришел невод с одною тиной. – Произнесите правильно следующие повествовательные предложения: 1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 2. Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит. 3. В синем море звезды блещут, в синем море волны хлещут. б) Если цель высказывания – спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения. В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова (записаны на доске): кто? что? где? куда? откуда? сколько?, а также частицы ли, неужели, разве и др. Чем вы, гости, торг ведете И куда теперь плывете? – Какие слова в этом предложении для смысла вопроса самые важные? На них падает логическое ударение. – На какие слова-помощники падает логическое ударение в следующих, диктуемых мною, предложениях? Я выделяю их, так как они, на мой взгляд, самые важные в этом вопросе. 1. Но из бочки кто их вынет? Бог неужто их покинет? 2. Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему? 3. Ладно ль за морем, иль худо? И какое в свете чудо? 4. Что тебе надобно, старче? 5. Я ль на свете всех милее? – Но такие слова могут стоять в различных частях предложения, особенно в поэтической речи. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения. Отвечают на вопросы под руководством педагога. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Устные ответы. Вопросы для уточнения информации |
| | – Выделите интонацией (повышением голоса) нужные слова. – Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа. По равнинам Окияна Едет флот царя Салтана? 1. Да, по равнинам Окияна (учитель). 2. Да, едет. (1-й ряд.) 3. Нет, не флот. (2-й ряд.) 4. Да, Салтана. (3-й ряд.) в) Если цель высказывания – побудить к чему-либо, попросить, приказать что-то сделать, то мы используем побудительные предложения. В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом. – Прочитайте следующие предложения, передавая голосом нужный оттенок. 1. Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу! (Просьба-мольба.) 2. А теперь ты воротись, Не горюй и спать ложись. (Дружеский совет.) 3. Лови, лови да дави ее, дави... (Приказ.) Вот ужо! Постой немножко, Погоди! (А князь в окошко.) 4. Воротись, поклонися рыбке. (Категорический приказ.) – Выпишите по 1 примеру на каждый вид предложения из любимой сказки А. С. Пушкина. Подчеркните каждое предложение так: вопросительное подчеркните синей пастой, побудительное – зеленой, повествовательное не подчеркивайте. контролирует правильность приемов работы с книгой | Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников | Листы обратной связи |
4. Само-стоятельная работа | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов приме-нения их на практике. Обучающий тест | Тест Вычеркни неверные варианты ответов. Вариант 1 1. Данное предложение повествовательное. а) Долго ль ездили? Куда? б) Что ж, голубушки-сестрицы, / Выбирайтесь из светлицы. в) А ткачиха с поварихой, / С сватьей бабой Бабарихой / Обобрать его велят. 2. Данное предложение вопросительное. а) Ты не лебедь ведь избавил, / Девицу в живых оставил. б) А кого же на примете ты имеешь? в) Полно, князь, душа моя, / Не печалься. 3. Данное предложение побудительное. а) Помогите, ради бога. б) И царицу в тот же час / В бочку с сыном посадили. в) В свете есть такие ль дива? Вариант 2 1. Данное предложение повествовательное. а) Что я, царь или дитя? б) Пораздумай ты путем. в) Бьется лебедь средь зыбей, / Коршун носится над ней. 2. Данное предложение вопросительное. а) Белка песенки поет / И орешки все грызет. б) Аль откажешь мне в ответе? в) Матушка моя, / Посмотрите вы туда. 3. Данное предложение побудительное. а) Смилуйся, государыня рыбка. б) Я там был; мед, пиво пил – / И усы лишь обмочил. в) Что ты, баба, белены объелась? | Отвечают на вопросы, оценивают работы товарищей | Индивидуальная, групповая | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Результаты теста |
5. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных сведений, выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | – Сегодня мы совершили путешествие в мир сказок А. С. Пушкина, давайте вспомним название каждой: 1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». 2. «Сказка о попе и о работнике его Балде». 3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 4. «Сказка о рыбаке и рыбке». 5. «Сказка о золотом петушке». – Несомненно, вы знакомы с этими сказками. Какая-то сказка вам нравится больше. Почему? Итак, ответьте письменно на вопросы: 1. Какая сказка А. С. Пушкина тебе нравится больше? 2. Чему учит сказка? 3. Кто из героев вызывает симпатию и уважение, а кто заслуживает осуждения и порицания? – У вас получится небольшой текст, озаглавим его словами Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек». Постарайтесь, чтобы в вашей миниатюре были разные предложения по цели высказывания. Вопросительные подчеркните синей пастой, побудительные – зеленой, повествовательные не подчеркивайте | Составляют и записывают мини-сочинения, оценивают работу свою и товарищей. Отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Мини-сочинения |