СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложения и обращениями.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложения и обращениями.

Просмотр содержимого документа
«Предложения и обращениями.»

Предложения с обращениями.

  1. Определите вид предложения по наличию главных членов: Идёшь по лесу и любуешься его красотой.

  2. Определите вид предложения по цели высказывания: Спой, пожалуйста, нам песню.

  3. Каким членом предложения является слово зубастый в предложении: Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.

  4. Какой знак препинания необходимо поставить в предложении: Не будь упрям а будь прям.

  5. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.

  6. Определите, какой второстепенный член есть в предложении: Девочка чистила пылесосом ковёр.

  7. Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.

  8. Чтение вот лучшее учение. Какой знак препинания нужно поставить в предложении?

  9. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

Один ученик из группы читает ответ.

Итак, тема нашего урока  ……………….“Обращение”.

Запишите число,тему урока

 

 3. Постановка учебной цели и задачи. Построение проекта выхода из затруднений

Сегодня мы познакомимся с понятием “обращение”,Достаточно ли знаний по этой теме?

Что должны узнать на уроке?

-научимся находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего. Выясним, как выделяется обращение в устной и письменной речи.  Для этого проведем исследование.

 

    4.Открытие новых знаний. Реализация проекта.

1.Работа в парах. Исследование 1.На столах у учащихся два конверта со словами:

№1 – Ребята обращаются с учебниками бережно

     №2 - бережно с учебниками обращайтесь Ребята,

 - Составьте предложения и запишите: 

- Сравнить в паре какие получились предложения.

Ребята бережно обращаются с учебниками.

      Ребята, бережно обращайтесь с учебниками.

- Запишите эти предложения в тетради и выполните синтаксический разбор (двое учеников работают у доски).

-Что общего и различного в этих предложениях?

-Что вы заметили необычного?

-- От чего это зависит?

- Выразительно прочитайте эти предложения и назовите слово, которое играет в них разную роль? Почему? Ваши доводы.

Вопрос классу: Чем различаются два одинаковых слова «друзья»?

(в первом предложении говорится о том, что сделали ребята, во втором – к ребятам обращаются)

Вывод: во втором предложении есть лицо, к которому обращаются с речью. Это и есть-обращение.

Прочитайте по учебнику, что такое обращение.

-Внимательно посмотрите синтаксический разбор предложений и

Сделаем вывод о синтаксической роли обращения:

Вывод 1: Обращение не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого. Следовательно, не является членом предложения. Роль обращения обычно выполняет существительное в Им.п.            обозначать будем схематично «О»

2.Понаблюдайте!проведем исследование-узнаем с какой интонацией произносятся обращения и как выделяются на письме :внимательно послушайте.

-Ребята, давайте жить дружно!

-Мамочка ,доброе утро!

Назовите обращения.

-с какой интонацией произносятся обращения? (Интонация обращений звательная.

   На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза. 

 Раньше в русском языке был седьмой падеж – звательный, но язык явление изменчивое, живое. Сейчас звательный падеж сохранился в украинском языке)

- Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку,  доброту и, наоборот, злость, недовольство.) «свет ,мой,зеркальце» или «ах,ты мерзкое стекло»

 Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией лицо или предмет (явление природы), к которому мы обращаемся.

1.Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.       (А. Пушкин.)

2. )  Балда приговаривал с укоризной:

  «Не гонялся бы ты, поп , за дешевизной»

3. Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью.

4. Ребята! охраняйте природу!

5. Не губи меня, девица!

 

-К кому или к чему обращаются в каждом предложении? ? (Обращение называет лицо или предмет, к которому  обращаются)

онаблюдайте! Как в предложении выделяется обращение? выделяется знаками препинания.(, !) Если обращение, стоящее в начале предложения или в конце, произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак.

-Где в предложении может находиться обращение?( в начале, в середине и в конце предложения) 

Когда выделяется двумя запятыми?(обращение в середине предложения)

Вывод 2: В устной речи обращение выделяется интонацией, а в письменной – знаками препинания.)

 

-Чем может быть выражено обращение? ( Обращение может быть выражено одним словом и несколькими словами.)

Вывод 3: обращение, состоящее из одного  слова,  называется нераспространенным, из двух и более – распространенным

-Какие выводы можно сделать по исследованию?(ответы учащихся)

(По слайду ) Выводы: обращение – это слово ( или словосочетание), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий. В устной речи выделяется звательной интонацией, а в письменной знаками препинания.

Ребята, а зачем нам надо изучать обращение и знаки препинания при нем? 

(Грамотно подписывать открытки, не допускать ошибки в письмах, следить, чтобы речь была правильной и выразительной

5.Физминутка .       Сколько звуков в слове

Приседайте столько раз, сколько слогов в слове об-ра-ще-ни-е(5)

Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово.(9)

(Открыть запись слова на доске.)

Наклонитесь столько раз, сколько  гласных букв в слове обращение(5)

(Слово записано на доске.)

Потянитесь столько раз, сколько согласных звуков в этом слове.(4)

-поблагодарите друг друга по имени за работу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!